ФГОС ДО КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
план-конспект по развитию речи

Завалина Елена Владиславовна

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Квест  «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель:  Активизировать деятельность учащихся.

Преподаватель: Завалина Е.В.                        

Ход.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.

Актуальность данной проблемы очень велика. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, общения дошкольников.

Важно подчеркнуть, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом усвоению речи. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, не редко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и неустанно заботящийся об её усовершенствовании. Его речи должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.

Разминка.

Вопросы командам.

«Путешествие по сказкам» - презентация.

Команды дают ответы на загадки.

1.Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

2. Кто-то за кого-то ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Мышка, бабка, внучка – все сюда бегут.

Победил упрямицу дружный общий труд!

Кто засел так крепко и держался цепко?

Это наша …( репка)!

3. Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал счастливым его

И богатым. (Конёк-горбунок.)

4. Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!

И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?...(Кот в сапогах.)

5. Теперь ещё одна подсказка:

на – животное из сказки,

Где чуть не скушал волк-злодей

Всех семерых её детей. (Коза.)

6. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…Айболит

7. Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. Карлсон

8. Мастер он колоть дрова,

Рыбок уважает,

Хоть и дурья голова,

Печь его катает. (Емеля.)

9. Свой дом зимою,

в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? ...

10. Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла...

Кто мастерица эта была?  (Василиса Премудрая.)

11. Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут…

В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым. Для педагога выразительное чтение – это не простое умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи.

И сейчас мы проведем 1-й конкурс.

 Конкурс состоит из трех заданий, которые вы можете использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

1 задание «Сходные пословицы и поговорки», Это задание расширит знание детей о пословицах, научит проводить аналогии, поможет понять смысл народных высказываний.

На листах в левом столбике написаны иностранные пословицы, в правом – аналогичные им русские. Вы должны найти сходные по смыслу пословицы, время на выполнение – 3 мин. А подчеркнутую пословицу – объяснить.

— Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре (нем.).

—  У кого болтливый рот, у того тело в синяках (англ.).

— Тот не заблудится, кто спрашивает (итал.).

—  Птицу   можно   узнать по песне (англ.).

— После обеда приходится платить (англ.).

— Один утренний час лучше   двух   вечерних (англ.).

— Лучше оступиться, чем оговориться (англ.).

— Лёгкий кошелёк — тяжёлое проклятье (англ.).

— Тихая  вода  берега подрывает (польск.).

— Когда у меня на ладони  волосы  вырастут (польск.).

— Находясь среди ворон, нужно каркать как они (польск.).

— Зернышко к зернышку и будет мерка (польск)

С миру по нитке — голому рубашка.

С волками жить — по-волчьи выть.

В тихом омуте черти водятся.

Когда рак на горе свистнет.

Утро вечера мудренее.

Хуже всех бед, когда денег нет.

Язык до Киева доведёт

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Видно птицу по полёту.

Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

Ищи ветра в поле.

Язык мой – враг мой

2 задание.

. «Восстанови пословицу» Такие задания познакомят детей с новыми половицами, помогут понять смысл народных высказываний, научат строить логически завершенные предложения.

На листах в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы.

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Чем дальше в лес,

Лес рубят —

Делу время —

Не в свои сани

Поспешишь —

Лучше поздно,

Семь раз отмерь,

Мели, Емеля,

В гостях хорошо,

твоя неделя.

а дома лучше.

чем никогда.

щепки летят.

век учись

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

3 задание «Найди пару»

- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры фразеологизмов.

Следующее задание познакомить детей с фразеологическими оборотами – синонимами и антонимами, поможет в развитии внимания, научит сравнивать и делать выводы.

Фразеологизмы – антонимы

— Тяжёл на подъём

— Семи пядей во лбу

— Заваривать кашу

— Капля в море

— По пальцам можно пересчитать

— Не покладая рук

— Засучив рукава

— В двух шагах

— Спустя рукава

— Лёгок на подъём

— Сложа руки

— Звёзд с неба не хватает

— Расхлёбывать кашу

— За тридевять земель

— Хоть пруд пруди

- Сколько душе угодно

Фразеологизмы – синонимы

— В двух шагах

— Вверх ногами

— Водить за нос

— За тридевять земель

— И был таков

— И в ус не дуть

— Кот наплакал

— Ни свет, ни заря

— Ни то, ни сё

— С глазу на глаз

— Хоть бы что

— Хоть пруд пруди

— Поминай как звали

— Капля в море

— Как ветром сдуло

— Чуть свет

— Рукой подать

— Вверх дном

— Обвести вокруг пальца

— И след простыл

— Сколько душе угодно

— На краю света

— Ноль внимания

— Один на один

— Как с гуся вода

— Ни рыба, ни мясо

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской деятельности "Использование инновационного метода формирования книжной культуры и речевого развития «STORYSACKS»".

Представлен исследовательский проект "Использование инновационного метода развития речи с помощью книг «STORYSACKS»"....

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ре...

Приобщение детей к книжной культуре

Условия для создания устойчивого интереса к книжной культуре у детей старшего дошкольного возраста....

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

Технология «Развитие связной речи, воспитание зву-ковой культуры у дошкольников, знакомство с книжной культурой, детской литературой» автор О.С. Ушакова

Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком....

Приобщение дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО.

Приобщение дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО.Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б.М. Теплова...