«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста            

 с книжной культурой»

В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом.  И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Именно она создает определенные незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга  является  учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,  творческое воображение, способствует гармоничному  нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.  

Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Книжная культура в литературе рассматривается как  уровень, достигнутый книжным делом в сочетании с исторически сложившимися традициями и реалиями в отношении народа к книге (и печати в целом) в конкретной стране (или регионе) на определенной ступени развития общества.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Согласно  ФГОС, образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • развитие речевого творчества,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Актуальность решения проблемы снижения интереса к чтению очевидна, ведь оно связано не только с грамотностью и образованностью. Чтение формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Опасность бездуховности, нравственной деградации нависла над нашим  обществом в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.

Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке.

Приобщение детей  к книжной культуре, формирование  интереса детей  к книге и  потребности в чтении возможно через решение следующих задач:

  • развитие познавательной активности и любознательности;
  • формирование целостной картины мира;
  • развитие грамотной литературной речи;
  • развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.

Проанализировав литературу, можно выделить ряд противоречий:

  • противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы приобщения детей к книжной культуре  и чтению и недостаточной эффективностью этого процесса, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание психолого-педагогических условий привития интереса и любви дошкольников к книге и  чтению;
  • современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий обучения чтению дошкольников, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, ростом числа детей, испытывающих трудности в освоении чтения и снижением у детей интереса к книге;
  • с одной стороны наличие у старших дошкольников интереса книге, желания читать, с другой  - тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность,  отсутствие общения родителей с детьми.

Проблемы, препятствующие успешной реализации программы в дошкольном образовании по приобщению детей к книжной культуре:

  • недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной деятельности в развитии и приобщении дошкольников к книжной культуре;
  • недостаточно развитое  профессиональное мастерство  и низкий  уровень самообразования педагога по данному направлению;
  • недостаточно развитая система в работе специалистов ДОУ и родителей;
  • недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;
  • загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;
  • низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.

Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с  использованием вариативных дополнительных программ, современных методик,  прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.

В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство гармоничного развития личности растущего человека. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  применительно к исследуемой нами  теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:

  • овладение ребенком основными культурными способами деятельности;
  • знакомство с произведениями детской литературы;
  • проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,  игре и общении;
  • сформированность у ребенка развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре;  
  • достаточно хорошее владение устной речью;
  • четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;
  • умение выделения звуков в словах;
  • сформированность у ребенка предпосылок грамотности.

Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре строится следующим образом:

Создание предметно – развивающей  среды:

  • книжный уголок, выставки различных видов книг,
  • уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);
  • уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски  по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;
  • выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.

Регламентированная  деятельность:

  • по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи -   идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами,   рассказами и сказками, ежедневное чтение  с продолжением  (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются  интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);
  • для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками  звукового анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты («Доскажи словечко», «Где живет звук?», «Собери слово», «Длинные - короткие слова», «Подружи слова в предложении» и т.д.),  послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека;
  • деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети  с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией);
  • мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического восприятия, воображения);

При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий:

  • «погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию;
  • театрализованные игры  (кукольный, настольный, пальчиковый театр и др.);
  • режиссерские игры  - драматизации  сказок; игры – путешествия (развитие словарного запаса, связной речи);
  • сюжетно – ролевые игры  («Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика»);
  • просмотр диафильмов (развитие внимания, интереса к чтению);
  • конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку» (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);
  • проектная деятельность (развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия,  познавательной активности и т.д.);
  • акции («Книга детскому саду», «Вылечим книжку», «Книга – малышам»);
  • самостоятельное чтение в книжном уголке.

Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла», проектная деятельность «Моя любимая книжка»).  Особое  внимание нужно уделять бережному отношению к книге,  тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа  сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.

Без тесного сотрудничества педагогов, детей с родителями  не стоит ожидать  высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению. Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:  

  • организация совместного  семейного  чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи);
  • активное участие  вместе с детьми  в  литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности
  • совместные посещения  библиотек.

Система работы  по приобщению детей к книжной культуре предполагает тесную взаимосвязь в работе всех  специалистов дошкольного воспитания:

  • учитель-логопед, педагог-психолог осуществляют коррекцию  нарушений в развитии речи детей, которые мешают успешному приобщению детей к чтению (развитие фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, кинезиологические, логоритмические, дыхательные упражнения, игры на координацию речи и движения,  проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок;  развитие грамматического строя речи, связной диалогической и монологической речи, развитие высших психических функций.);
  • музыкальный руководитель (распевки, вокализы, темпо – ритмические упражнения,  логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.),  хореограф, инструктор по физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.)  помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.
  • взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.

Для  выяснения  эффективности системы  проводимой педагогической работы по данной теме необходимо проведение мониторинга. Можно использовать следующие методики: «Восприятие литературных произведений»  (модифицированный вариант методики Л.П. Стрелковой);  «Формирование интереса и потребности в чтении» - индивидуальная диагностическая карта;  «Изучение особенностей эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» - диагностическая карта и др.

Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:

  • повысить уровень познавательного, речевого  развития детей;
  • создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
  • помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

В условиях модернизации дошкольного образования деятельность воспитателя должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возра...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а теле...

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержани...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а теле...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Организация работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

   Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой ...