«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.

  В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.

Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_nushtaeva_n.b._-_kopiya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста  с книжной культурой»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения:  1 сессия: 13.10 -17.10.2014г.

                             

                              2 сессия: 27.10 - 31.10.2014г.

Выполнила:

Нуштаева Нина Борисовна,

воспитатель,

МБДОУ детский сад № 180

Самара, 2014г.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

  Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.

  В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.

Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.

  Ознакомление ребенка с книжной культурой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуальна, как никогда. Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

Актуальность проблемы.

Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.

  В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.

Сегодня некоторые дети небрежно относятся к книгам, потому что они привыкли к их изобилию. В настоящее время книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — это одна из задач, которую должно решать дошкольное образовательное учреждение.

Недостатки в результатах:

  • ребенок не проявляет интерес к художественной и познавательной литературе;
  • недостаточный объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;
  • ребенок не проявляет желания беседовать по содержанию произведений
  • ребенок не использует полученные знания в самостоятельной деятельности.

Недостатки в основном процессе:

  • не в полной мере планируется работа с книгой;
  • нет системы в работе с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой.

недостатки в условиях профессиональной деятельности:

  •      недостаточное оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров, портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);
  • нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью литературных произведений);

  Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют определённые противоречия:

  • формирование любознательности и интереса к книге требуют четкой системы работы: совместного участия детей и родителей в НОД, однако данные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане;
  • формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;
  • гармоничное развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в ознакомлении детей с книжной культурой, однако позиция современного родителя, в большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа:

Усовершенствование системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

  1.  Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

 В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.; 
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Конкретизация с возрастом:

  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе: высказывает свое мнение о книге, обменивается мнением о содержании произведения, рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;
  • ребенок понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;
  • ребенок имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
  • расширено представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;
  • определяет жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);
  • может назвать имена детских писателей и поэтов;
  • способен пересказать текст, сочинить свой рассказ, эмоционально рассказать стихотворение;
  • проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности, присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность  — организует сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства воспитания и обучения, контроля):

изменения в содержании:

В систему работы вносятся следующие изменения:

  • в свободной детской деятельности проведение: «Недели детской книги», организация «Книжкиной больницы» - совместная с детьми работа по ремонту книг; экскурсия в школьную библиотеку; организация игровой деятельности: игры-драматизации — кукольные, настольные театры (по сказкам С.Маршака и др.); настольно-печатные игры, режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»; тематические выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»
  • использование проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;
  • включение в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками такие темы: «История возникновения бумаги», «Как появилась книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;
  • разработка цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;
  • использование педагогического потенциала родителей: организация и проведение:  «Неделя детской книги», досуг-конкурс «Самая читающая семья», интеллектуальные игры, выставки совместно с родителями детских работ по прочитанным произведениям;

изменения в средствах обучения и воспитания:

  • интеграция образовательных областей;
  • использование новых медийных средств.

Изменения в контроле:

  • наблюдение с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности: в самостоятельной, в игровой, в коммуникативной.

Мониторинг

воспитательно-образовательного процесса

Показатель

Критерии наблюдения

Проявления                       в поведении

Диагностика

Проя Отношение к  книге

 

Как обращается с книгой

Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках

Наблюдение

Способность эмоционально реагировать на произведение

Проявление эмоций

Сопереживает персонажам сказок, рассказов, историй

Наблюдение за ребенком во время чтения произведений

Усвоение детьми жанров детской литературы

Знание жанров детских литературных произведений

Использует в речи     в различных видах деятельности: в беседе, в играх с детьми, в НОД

Беседа с детьми

Развитие литературной речи

Использование ребенком накопленных знаний в деятельности

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения;

Умеет связно последовательно пересказывать небольшие литературные произведения.

Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа

Наблюдение за ребенком в НОД, самостоятельной и   игровой  деятельности, на праздниках, развлечениях

Знание авторов детских произведений

Способность назвать авторов произведений

Называет детского писателя

Индивидуальная беседа

V. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

   Для достижения планируемых результатов, необходимы определенные условия, которые  способны обеспечить достижение новых образовательных результатов:

кадровые условия:

  • наличие квалифицированных педагогов, обладающих знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий, обладающих организаторскими способностями и коммуникативными умениями, способными сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии;
  • курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров;
  • организация мастер-классов, обучающих семинаров для педагогов, круглых столов: «Дидактические игры по литературным произведениям», «Планирование работы с детьми в книжных уголках», «Как проводить беседу по художественному произведению», круглый стол «Сказка ложь, да в ней намек!..»;
  • сотрудничество с библиотекой;
  • взаимодействие педагогов с узкими специалистами — психологами, логопедами;

научно-методические условия:

  • создание методической банка материалов в помощь педагогам по теме- «Литературная копилка»;
  • доступность интернет-ресурсов (www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru) для получения знаний по самообразованию педагогов;
  •  разработать серию консультаций и цикла бесед, изготовить буклеты-памятки для родителей по проблеме приобщения детей к книге;
  • изготовление схем и игр в работе с книгой, составление кроссвордов и ребусов, изготовление рукописных книг, выпуск групповой стенгазеты «Мы играем и читаем», игры в рифмы, выполнение творческих заданий для детей и родителей.

материально-технические условия:

  • техническое обеспечение образовательного процесса (проектор, экран, телевизор, компьютер с выходом в Интернет и пр.) для накопления знаний у детей, для возможности анализа ситуаций и показа разнообразия проявлений знаний детей в области книжной культуры, примеров взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
  • наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы;
  • наличие портретного фонда детских писателей;
  • организация групповых книжных уголков;

нормативно-правовые:

  • ФГОС ДО утвержденный МО и науки РФ от 1710.2013г. №1155;
  • календарно-тематическое планирование по приобщению детей к книжной культуре.

информационные условия:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса - создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе с детьми (посещение сайтов, с целью получения опыта работы других воспитателей);
  • доступность интернет-ресурсов для получения дополнительных знаний по заданной теме;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • размещение на сайте ДОУ материала в помощь другим педагогам из опыта работы по данной проблеме, консультаций для родителей, электронных презентаций по теме «Приобщение дошкольников к книжной культуре»;
  • заключение договоров о сотрудничестве с библиотеками.

организационные условия:

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
  •  повышение педагогической культуры родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения: тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям» (организуются с целью ответить на вопросы родителей); групповых  родительских собраний (форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи); проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»; в нетрадиционной обстановке с обязательным участием психолога обсуждаются с родителями актуальные проблемы; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (НОД «Литературная викторина по сказкам А.Пушкина» - родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ); дни добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.
  • интеграция процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности: игровой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной деятельностью и др.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ре...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

В условиях модернизации дошкольного образования деятельность воспитателя должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возра...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а теле...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с пдд

работа по обучению  детей безопасности  на дорогах и улицах города...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а теле...

система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движенияС каждым годом растет интенсивность движения транспорта на дорогах, а вместе с этим увеличивается и количество д...

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

   Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой ...