Использование технологии моделирования для литературного развития старших дошкольников на примере развивающего игрового пособия «Сказруктор»/
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Зараменских Анастасия Эдуардовна

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬ: Современные технологии литературного развития дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО.

ТЕМА: Использование технологии моделирования для литературного развития старших дошкольников на примере развивающего игрового пособия «Сказруктор».

Основной целью образовательной деятельности  в ДОО согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования является развитие личности дошкольника - современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия, а также проявлять радость и удовольствие от слушания и рассказывания литературных произведений, стремление к повторной встрече с книгой, выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в рисунке, в простых играх-драматизациях. 

В контексте приобщения дошкольников к книге в научно-методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

К эффективным условиям литературного развития детей старшего дошкольного возраста можно отнести:

  • Создание и реализация комплекса образовательных событий, разработанного с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Ежедневное чтение в свободной форме;
  • Организация тематических выставок, вечеров литературных развлечений, литературных праздников;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие читательского интереса у детей;
  • Вовлечение родителей в процесс литературного развития.

Однако, как показывает практика, детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главное - ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.

Психологами неоднократно доказано, что развитие речи идёт намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребёнка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач.

Поэтому в своей деятельности часто использую моделирование, как наглядно-практический метод. В основе моделирования лежит замещение – возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентовать одно через другое.

Использование наглядных моделей в процессе обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы.

В настоящее время педагоги ДОО используют в своей деятельности:

  • Карты Проппа – это карточки, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Автор этих карт русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп.
  • «Сказкокуб» - кубики, на гранях которых расположены изображения сказочных героев, предметов-помощников (сапоги-скороходы, клубочек, зеркальце, ковер-самолет..) и мест протекания событий (лес, город, гараж, замок, завод, океан…).
  • «Куб эмоций» – кубик, на гранях которого расположены изображения различных эмоций.

Объединив все эти технологии, я составила развивающее игровое пособие, которое назвала «Сказруктор» (так называемый «конструктор сказок»). Предназначено пособие для детей старшего дошкольного возраста.

 Использование данного пособия, выстраивая в прямом и переносном значении, сказку «по кирпичикам», способствует развитию связной речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания.

На своем опыте убедилась, что удается полностью использовать весь потенциал «Сказруктора» только в том случае, если на этапах предварительной работы с пособием дети полностью усвоили работу с его элементами.

Предварительная работа с пособием «Сказруктор» включает в себя отдельную работу с каждым из элементов пособия.

1) С помощью «Куба эмоций» формируем у воспитанников эмоциональное восприятие произведения, его героев, формируем умение проживать не только свои чувства, но и абстрагируясь от своих, проживать чувства, эмоции другого (человека, героя).

«Куб эмоций» помогает наделить какого-либо героя сказки совершенно не типичными для него эмоциями. Например, если взять за основу сказку «Колобок», то в итоге может получиться следующее: злой колобок убежал из дома, встретил грустного зайца, веселого волка, стеснительного медведя и добрую лису. Развитие событий и концовка сказки может быть совершенно непредсказуемой.

2) «Сказкокуб» способствует формированию понимания произведений, словесному творчеству на основе произведения и при его пересказе (пересказ с элементами сочинения).

«Сказкокуб» вносит изменения в привычный ход сказки, стоит только изменить место событий, или совсем заменить какого-либо героя (главного или второстепенного), поменять волшебный предмет-помощник.

Объединив «Куб эмоций» и «Сказкокуб» можно поиграть в игру «Где-то кто-то…», которая очень нравится детям.

Цель данной игры: формирование умения у детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. Ребенок бросает «Сказкокуб» (куб, на сторонах которого изображены герои сказок) и определяет кто будет героем сказки. Также с помощью другого куба определяется место, куда попал герой, и третьим кубом определяется предмет, который будет помогать герою. Например: Золушка попала в подземелье. Как она будет оттуда выбираться, кто ей может помочь и т.д. Или Винни Пух попал в зимний лес, ему очень холодно в лесу, он вспомнила что Пятачок подарил ему волшебный зонт (цветок, шляпу…) и т.д.

3) Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь. Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного слушателя, а считается энергетическим центром творческой деятельности.

Работа с картами Проппа разделена на несколько этапов:

На первом этапе выявляем отличие сказки от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), повествование и концовка сказки - возвращение слушателя в реальную действительность (и я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало и др.).

На втором этапе:

1) знакомим с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее схематично с помощью карт Проппа.

2) изготавливаем сами карты, а затем и кубики для «Сказруктора». (Таким образом дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить).

3) играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты:

Игра-бродилка «Примени символ к сказке» - на игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребёнок «ходит» по игровому полю, и, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например, "Победа", ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет, и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать. На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребёнок выбирает в соответствии с символом.

«Домино» на основе карт Проппа способствует запоминанию карт Проппа, умению соотносить фрагмент сказки с определенной картой и наоборот.

На третьем этапе пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.

Четвертый этап - обучение сочинению собственных сказок при помощи карт Проппа.

Проведенная предварительная работа позволяет с легкостью применять в деятельности пособие «Сказруктор».

Пособие можно использовать в индивидуальной, мини-групповой, групповой деятельности детей.

Как показывает практика, воспитанники могут придумывать вдвоём, втроём (так проще справиться со сложным заданием). Работая в мини-группе, ребёнок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

Дети выбирают 5-6 карт/кубиков Проппа, по которым строится основа сказки. Например, «отлучка кого-либо из членов семьи», «запрет», «нарушение запрета», «трудные испытания», «получение волшебного средства», «возвращение героя».

Затем при помощи «Сказкокуба» и «Куба эмоций» выбираются герои и их характеры: кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто или что будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои); затем нужно придумать название к сказке; какие зачины и концовки будут использованы; придумывание сказочных слов и выражений; присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики и т.д.

В заключение хотелось бы сказать, что в ходе внедрения данной технологии дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывают и создают новые сказки, что способствует их литературному развитию согласно ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечаетс...

«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников в окружающем мире».

1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знанийМоделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свой...

Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»

Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"

Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"...

Презентация "Использование технологии синквейн в речевом развитии старших дошкольников"

Одной из интересных  и  эффективных методов  технологии, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников, является технология син...