Развитие речи посредством театрализованной деятельности "Театр камней"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Эшмакова Валентина Николаевна

Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:
1. Учить детей четко произносить текст, используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)

2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты); 

3. Воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности 

4. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. 

Материал: обруч с ленточками, варежковые рыбки, коробка с камнями (раскрашенные детьми камни: водоросли, рыбки, осьминог, каракатица), ноутбук, запись музыки.

Ход занятия

 

Педагог вносит мешочек с варежковыми рыбками.

Педагог с варежковой рыбкой на руке от имени рыбки: 

Как я рада вас видеть! Смотрите, что я вам принесла (показывает мешок с рыбками. Дети смотрят, достают и надевают на руку).

Это все мои подружки и они приглашают вас в гости в наше морское царство. И чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова……… (здесь можно включить морскую музыку).

Волшебный лабиринт крути, крути

В рыбок нас преврати

В морское царство перенеси!

Педагог: Вот мы и очутились в морском государстве. А тут произошла интересная история! Однажды, выплыла одна рыбка (варежка) из своего домика и стала искать свою подружку…(кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой). Поплыла в одну сторону, поплыла в другую…(кисть двигается то в одну сторону, то в другую). Поплыла вверх, поплыла вниз…(кисть руки двигается то вверх кончиками пальцев, то вниз). Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик…(рука плавно изгибаясь, отводится за спину).

        Выплыла другая рыбка и тоже стала искать свою подружку…(кисть левой руки плавно выводится из-за спины в положении перед собой, повернув ладонь к себе; далее повторяются все выше описанные движения).

И вот, поплыли обе рыбки из домика и встретились…(вывести обе руки из-за спины плавно изгибая, и остановить перед собой, кончиками пальцев одной руки  прикоснуться к другой, обе ладони повёрнуты к себе). И поздоровались подружки:

 

Здравствуй, рыбка!

Здравствуй, рыбка!

Стали подружки плавать, танцевать, играть.

Рыбки поплыли вверх, вниз, в одну сторону, в другую.

Рыбки играли и танцевали,

Плавали вместе

И вместе устали.

Полежали, отдохнули,

Хвостиками вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули…

-двигаются пальцы одной руки.

-двигаются пальцы другой руки.

-произвольно плавно вращать кистями обеих рук.

 

 

-кистями обеих рук выполняются движения, соответствующие тексту.

-положить обе ладошки рук к себе на грудь.

 

-обе руки плавно возвращаются в исходное положение.

 

Педагог: Может, познакомимся с нашими рыбками? Моя Рыбка была очень стеснительная и боится заговорить с ребятами, а ей очень хочется с вами поговорить и поиграть. (Покажите, как выглядит боязнь, стеснение? Что она чувствует?) Что ей делать? Как мы можем помочь рыбке?

Далее переходим к каждой рыбке:

Педагог к каждому ребенку: А у тебя рыбка какая? Есть ли у неё друзья? Умеет ли она дружить? А хотите вы с ней подружиться? Есть ли у нас грустные или злые рыбки?

Дети: нет.

Если отвечают есть? Можно спросить почему? Предложить улыбнуться и поддержать. Не грусти, ты найдешь много новых друзей, вы будете играть и веселиться. Хорошо?

Педагог: Я вижу, что все рыбки подружились, многое узнали, значит теперь пора веселиться.

Под музыкальное сопровождение («Аквариум» Сен-Санса) дети ходят по всему помещению и плавно двигают рукой, имитируя движения рыбки в воде. Когда музыка останавливается, все рыбки сбираются в круг.

Спасибо ребята, что поиграли с нами, но нам пора уплывать.

Педагог: Ребята, рыбки говорят вам «спасибо» и им пора уплывать, попрощайтесь со своими рыбками и отпустите их плавать с новыми друзьями. (Дети оставляют своих рыбок на столе).

Педагог от имени своей рыбки: а я вам оставлю волшебную коробочку, чтоб вы всегда о нас помнили (отдает коробку с камнями и тканью детям).

Педагог ждет, пока дети разберут коробку, и обращает их внимание на ткань: А что это такое, как вы думаете? (вывести на ответ – что это море). И где у нас будет море?

Расстилают ткань в любом месте, расставляют камни, разбирают рыбок.

Педагог: Здесь чудеса. Здесь сказка оживает!

Педагог проговаривает, дети повторяют движения камнями на ткани.

Педагог помогает сочинить сказку, предлагая сказочные задачи.

Педагог: -  Жили в море рыбки. Все очень любили друг с другом играть и плавать по волнам, прятаться в водорослях. Однажды приплыл к ним осьминог (из камня), и все рыбки обрадовались и хотели с ним подружиться, но осьминог их испугался и спрятался в коралловой пещере. Что делать рыбкам, как с ним подружиться?

Дети предлагают решение и проигрывают его с камнями:- Выходи осьминог; мы тебя не будем обижать; мы очень рады тебе; мы хотим поиграть с тобой.

Театрализованная игра: ОСЬМИНОГ

Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

         Педагог: - Как- то раз мимо проплывала каракатица (из камня) и плакала. Она потеряла очень ценный подарок для своей подружки – ракушку. Что же делать? Как ей быть?

Дети предлагают варианты решений и проигрывают их:- Давайте найдем другую красивую ракушку; Вот эта ракушка.

Педагог: - Давайте выучим стихотворение про каракатицу:

Купили каракатице,

кружевное платьице,

ходит каракатица,

хвастается платьицем»

Педагог: - Наша каракатица плакала, грустная. Давайте грустно расскажем это стихотворение. (Дети проговаривают стихотворение с грустной интонацией.)

Педагог: - Но вы, ребята, помогли ей. И тебе она веселая. Давайте весело расскажем стихотворение. (Дети проговаривают стихотворение с веселой интонацией.)

Педагог: - Ой, ребята, - сказала одна рыбка. Посмотрите, что-то в дали интересного светиться! Все рыбки быстро поплыли посмотреть. Это был красивый и большой дом (дети сами ставят камень- дом), с красивой ракушкой наверху и все захотели в нем поселится и начали спорить: -я первый увидел, значит я буду здесь жить, а я первая приплыла, значит это будет мой домик (дети проговаривают слова). Но мы же не поместимся все в этот домик? Что делать нашим рыбкам? Что посоветуете?  

Дети предлагают варианты решений и проигрывают их:- Давайте построим большой домик, для всех рыбок.

Педагог: - Ребята, смотрите, к нам приплыли большие и старые медузы (из камня):

Тихо и скромно медузы плывут (пауза и проиграть)

Водоросли- бархат на берег несут (пауза и проиграть)

Рыбки меж ними тайком проплывают,

В кружеве пены плывут, исчезают… (проиграть)

Педагог: Все рыбки уплыли, а мы с вами ещё немножко попутешествуем по этому сказочному морскому королевству. А для этого лучше всего лечь на коврик, закрыть глаза и отправиться в путешествие по морскому королевству, а с кем вы там повстречаетесь, вы мне расскажите по возвращению.

Упражнение «Морское королевство» Дети лежат на коврике свободно. Под музыку сочиняют, кого из жителей морского королевства они повстречали. После того, как музыка закончится, дети рассказывают, что они «видели» (фантазировали).

Педагог: Кого вы встретили ребята?

Дети: - Я видел ската, дельфина, медузу, акулу и т.д.

Педагог: Волшебный лабиринт крути, крути

В детский сад нас верни.

 

Рефлексивный круг.

Педагог: Что вам сегодня больше всего запомнилось, и что понравилось? (ответы детей: скат, медуза, понравилось путешествие, понравилось играть). И в завершении я каждому в ладошки пложу хорошее настроение, а вы обязательно поделитесь этим хорошим настроение со своими друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в средней группе

Развитие речи посредством театрализованной деятельности «Театр камней»

с использованием современных образовательных технологий: игровая технология, проблемные ситуации, рефлексивный круг.

Автор: воспитатель высшей категории

Эшмакова Валентина Николаевна

Санкт-Петербург 2021

Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:
1. Учить детей четко произносить текст, используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)

2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты); 

3. Воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности 

4. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. 

Материал: обруч с ленточками, варежковые рыбки, коробка с камнями (раскрашенные детьми камни: водоросли, рыбки, осьминог, каракатица), ноутбук, запись музыки.

Ход занятия

Педагог вносит мешочек с варежковыми рыбками.

Педагог с варежковой рыбкой на руке от имени рыбки: 

Как я рада вас видеть! Смотрите, что я вам принесла (показывает мешок с рыбками. Дети смотрят, достают и надевают на руку).

Это все мои подружки и они приглашают вас в гости в наше морское царство. И чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова……… (здесь можно включить морскую музыку). 

Волшебный лабиринт крути, крути

В рыбок нас преврати

В морское царство перенеси!

Педагог: Вот мы и очутились в морском государстве. А тут произошла интересная история! Однажды, выплыла одна рыбка (варежка) из своего домика и стала искать свою подружку…(кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой). Поплыла в одну сторону, поплыла в другую…(кисть двигается то в одну сторону, то в другую). Поплыла вверх, поплыла вниз…(кисть руки двигается то вверх кончиками пальцев, то вниз). Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик…(рука плавно изгибаясь, отводится за спину).

        Выплыла другая рыбка и тоже стала искать свою подружку…(кисть левой руки плавно выводится из-за спины в положении перед собой, повернув ладонь к себе; далее повторяются все выше описанные движения).

И вот, поплыли обе рыбки из домика и встретились…(вывести обе руки из-за спины плавно изгибая, и остановить перед собой, кончиками пальцев одной руки  прикоснуться к другой, обе ладони повёрнуты к себе). И поздоровались подружки:

Здравствуй, рыбка!

Здравствуй, рыбка!

Стали подружки плавать, танцевать, играть.

Рыбки поплыли вверх, вниз, в одну сторону, в другую.

Рыбки играли и танцевали,

Плавали вместе

И вместе устали.

Полежали, отдохнули,

Хвостиками вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули…

-двигаются пальцы одной руки.

-двигаются пальцы другой руки.

-произвольно плавно вращать кистями обеих рук.

-кистями обеих рук выполняются движения, соответствующие тексту.

-положить обе ладошки рук к себе на грудь.

-обе руки плавно возвращаются в исходное положение.

Педагог: Может, познакомимся с нашими рыбками? Моя Рыбка была очень стеснительная и боится заговорить с ребятами, а ей очень хочется с вами поговорить и поиграть. (Покажите, как выглядит боязнь, стеснение? Что она чувствует?) Что ей делать? Как мы можем помочь рыбке?

Далее переходим к каждой рыбке:

Педагог к каждому ребенку: А у тебя рыбка какая? Есть ли у неё друзья? Умеет ли она дружить? А хотите вы с ней подружиться? Есть ли у нас грустные или злые рыбки?

Дети: нет.

Если отвечают есть? Можно спросить почему? Предложить улыбнуться и поддержать. Не грусти, ты найдешь много новых друзей, вы будете играть и веселиться. Хорошо?

Педагог: Я вижу, что все рыбки подружились, многое узнали, значит теперь пора веселиться.

Под музыкальное сопровождение («Аквариум» Сен-Санса) дети ходят по всему помещению и плавно двигают рукой, имитируя движения рыбки в воде. Когда музыка останавливается, все рыбки сбираются в круг.

Спасибо ребята, что поиграли с нами, но нам пора уплывать.

Педагог: Ребята, рыбки говорят вам «спасибо» и им пора уплывать, попрощайтесь со своими рыбками и отпустите их плавать с новыми друзьями. (Дети оставляют своих рыбок на столе).

Педагог от имени своей рыбки: а я вам оставлю волшебную коробочку, чтоб вы всегда о нас помнили (отдает коробку с камнями и тканью детям).

Педагог ждет, пока дети разберут коробку, и обращает их внимание на ткань: А что это такое, как вы думаете? (вывести на ответ – что это море). И где у нас будет море?

Расстилают ткань в любом месте, расставляют камни, разбирают рыбок.

Педагог: Здесь чудеса. Здесь сказка оживает!

Педагог проговаривает, дети повторяют движения камнями на ткани.

Педагог помогает сочинить сказку, предлагая сказочные задачи.

Педагог: -  Жили в море рыбки. Все очень любили друг с другом играть и плавать по волнам, прятаться в водорослях. Однажды приплыл к ним осьминог (из камня), и все рыбки обрадовались и хотели с ним подружиться, но осьминог их испугался и спрятался в коралловой пещере. Что делать рыбкам, как с ним подружиться?

Дети предлагают решение и проигрывают его с камнями: - Выходи осьминог; мы тебя не будем обижать; мы очень рады тебе; мы хотим поиграть с тобой.

Театрализованная игра: ОСЬМИНОГ

Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

        Педагог: - Как- то раз мимо проплывала каракатица (из камня) и плакала. Она потеряла очень ценный подарок для своей подружки – ракушку. Что же делать? Как ей быть?

Дети предлагают варианты решений и проигрывают их: - Давайте найдем другую красивую ракушку; Вот эта ракушка.

Педагог: - Давайте выучим стихотворение про каракатицу:

Купили каракатице,

кружевное платьице,

ходит каракатица,

хвастается платьицем»

Педагог: - Наша каракатица плакала, грустная. Давайте грустно расскажем это стихотворение. (Дети проговаривают стихотворение с грустной интонацией.)

Педагог: - Но вы, ребята, помогли ей. И тебе она веселая. Давайте весело расскажем стихотворение. (Дети проговаривают стихотворение с веселой интонацией.)

Педагог: - Ой, ребята, - сказала одна рыбка. Посмотрите, что-то в дали интересного светиться! Все рыбки быстро поплыли посмотреть. Это был красивый и большой дом (дети сами ставят камень- дом), с красивой ракушкой наверху и все захотели в нем поселится и начали спорить: -я первый увидел, значит я буду здесь жить, а я первая приплыла, значит это будет мой домик (дети проговаривают слова). Но мы же не поместимся все в этот домик? Что делать нашим рыбкам? Что посоветуете?  

Дети предлагают варианты решений и проигрывают их: - Давайте построим большой домик, для всех рыбок.

Педагог: - Ребята, смотрите, к нам приплыли большие и старые медузы (из камня):

Тихо и скромно медузы плывут (пауза и проиграть)

Водоросли- бархат на берег несут (пауза и проиграть)

Рыбки меж ними тайком проплывают,

В кружеве пены плывут, исчезают… (проиграть)

Педагог: Все рыбки уплыли, а мы с вами ещё немножко попутешествуем по этому сказочному морскому королевству. А для этого лучше всего лечь на коврик, закрыть глаза и отправиться в путешествие по морскому королевству, а с кем вы там повстречаетесь, вы мне расскажите по возвращению.

Упражнение «Морское королевство» Дети лежат на коврике свободно. Под музыку сочиняют, кого из жителей морского королевства они повстречали. После того, как музыка закончится, дети рассказывают, что они «видели» (фантазировали).

Педагог: Кого вы встретили ребята?

Дети: - Я видел ската, дельфина, медузу, акулу и т.д.

Педагог: Волшебный лабиринт крути, крути

В детский сад нас верни.

Рефлексивный круг.

Педагог: Что вам сегодня больше всего запомнилось, и что понравилось? (ответы детей: скат, медуза, понравилось путешествие, понравилось играть). И в завершении я каждому в ладошки пложу хорошее настроение, а вы обязательно поделитесь этим хорошим настроение со своими друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи посредством театрализованной деятельности. Мастер класс для педагогов.Подготовила воспитатель МДОАУ детский сад №5 "Солнышко," п. Серышево , Абдуллина Наталья Анатольевна

Добрый день, уважаемые коллеги!Одним из приоритетных направлений в работе воспитателя является развитие речи. Я работаю с детьми младшего возраста. Одним из основных видов деятельности в моей работе я...

Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"

Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"...

Развитие речи посредством театрализованного действия

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

 Конспект  образовательной деятельности  в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»Цель: Создание условий тв...

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Сказка – невеличка про зверей и рукавичку»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с элементами театрализации. Упражнения на развитие связной речи, ЗКР, грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений....

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Путешествие с Домовенком»

           -Организовать деятельность детей по развитию связной монологической и диалогической речи через театрализованную деятельность....