конспект занятия по развитию речи "Вежливые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грекова Александра Александровна

Цель: развитие речи.

 

Задачи:

-развивать cвязную, интонационно выразительную речь;

-обогащать словарный запас;

-формировать способность оценивать свое отношение к позитивным и     

  негативным поступкам;

-систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо

здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой,

 благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать   

собеседника, говорить спокойно, доброжелательно;

-воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

I. Орг. момент

 

  1. Приветствие

Дети становятся в круг и говорят:

   Здравствуй, солнышко родное!

   Здравствуй, небо голубое!

   Здравствуй, матушка-земля!

   Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

 

2) Введение в тему занятия.

Ребята, сейчас я назову вам слова. А вы скажите, какие это слова?

Педагог называет слова: спасибо, пожалуйста, до свидания, спокойной  

ночи, приятного аппетита, извините и т.д.

 

II. Ход занятия

 

1) Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи)

 

2) Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Логопед: Молодцы. Вы назвали хорошие, добрые слова.

Я знаю одного ослика, который тоже знал много вежливых слов.

  1. Чтение стихотворения Н. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый».

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон – обжора и толстяк…

  Логопед: как вы думаете, можно ли назвать ослика вежливым? (Ответы детей.) Правильно, дети. Ослик поступал плохо.

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого –

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

 

4) Дидактическая игра «Комплименты».

Сказать комплименты: - друг другу.

5) Рассказ воспитателя о происхождении слова «Здравствуйте».
Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.
 

6) Физкультминутка
 

На заре зайчишка встал.

- С добрым утром,- всем сказал,       (поклониться вперёд)

Солнышку и кочкам,                          (поклоны вправо- влево)

Маленьким цветочкам.

Маме и братишкам,

Елочке и шишкам.

Ветру, небу, облакам,                        (машут руками)

Разноцветным мотылькам.

На дорожку вышел,                           (ходьба на месте)

А навстречу мыши!

- Здравствуйте, сестрёнки! –              (поклониться)

Говорит он звонко.

- Здравствуйте, лисята,                      (повороты в стороны)

- Здравствуйте, лосята!

Он здоровался с друзьями:

С кабанами, муравьями,

С рыбками, стрекозами,

Белками и козами.

Вдруг навстречу страшный волк,     (изображают волка)

Лес испуганно примолк!

Бедный зайка задрожал,                    (изображают испуганного зайчика)

Хвостик маленький поджал.

А потом закрыл глаза,

Тихо «Здравствуйте» сказал.

Даже волк его не съел,

Улыбнулся, подобрел.                       (улыбнуться и поклониться)

Говорит ему в ответ:

- И тебе, косой, привет!

- Как вы думаете, ребята, почему волк не съел зайчика? (Ответы детей.)

7) Дидактическая игра «Корзинка добрых слов».

Дети собирают в корзиночку яблоки, при этом называют вежливые, добрые слова.

8) Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Дети прикрепляют к дереву листочки, на которых написаны вежливые слова.

 

III. Итог занятия.

 

Воспитатель, обращаясь к детям по очереди:

- Какие вежливые слова вы запомнили?

- Что узнали нового?

- Что вам понравилось?

Прощание:

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vezhlivye_slova.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

 «Вежливые слова»

Цель: развитие речи.

Задачи:

-развивать cвязную, интонационно выразительную речь;

-обогащать словарный запас;

-формировать способность оценивать свое отношение к позитивным и      

  негативным поступкам;

-систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо

здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой,

 благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать  

собеседника, говорить спокойно, доброжелательно;

-воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

I. Орг. момент

  1. Приветствие

Дети становятся в круг и говорят:

   Здравствуй, солнышко родное!

   Здравствуй, небо голубое!

   Здравствуй, матушка-земля!

   Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

2) Введение в тему занятия.

Ребята, сейчас я назову вам слова. А вы скажите, какие это слова?

Педагог называет слова: спасибо, пожалуйста, до свидания, спокойной  

ночи, приятного аппетита, извините и т.д.

II. Ход занятия

1) Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи)

2) Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Логопед: Молодцы. Вы назвали хорошие, добрые слова.

Я знаю одного ослика, который тоже знал много вежливых слов.

  1. Чтение стихотворения Н. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый».

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон – обжора и толстяк…

  Логопед: как вы думаете, можно ли назвать ослика вежливым? (Ответы детей.) Правильно, дети. Ослик поступал плохо.

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого –

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

4) Дидактическая игра «Комплименты».

Сказать комплименты: - друг другу.

5) Рассказ воспитателя о происхождении слова «Здравствуйте».
Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

6) Физкультминутка

На заре зайчишка встал.

- С добрым утром,- всем сказал,       (поклониться вперёд)

Солнышку и кочкам,                          (поклоны вправо- влево)

Маленьким цветочкам.

Маме и братишкам,

Елочке и шишкам.

Ветру, небу, облакам,                        (машут руками)

Разноцветным мотылькам.

На дорожку вышел,                           (ходьба на месте)

А навстречу мыши!

- Здравствуйте, сестрёнки! –              (поклониться)

Говорит он звонко.

- Здравствуйте, лисята,                      (повороты в стороны)

- Здравствуйте, лосята!

Он здоровался с друзьями:

С кабанами, муравьями,

С рыбками, стрекозами,

Белками и козами.

Вдруг навстречу страшный волк,     (изображают волка)

Лес испуганно примолк!

Бедный зайка задрожал,                    (изображают испуганного зайчика)

Хвостик маленький поджал.

А потом закрыл глаза,

Тихо «Здравствуйте» сказал.

Даже волк его не съел,

Улыбнулся, подобрел.                       (улыбнуться и поклониться)

Говорит ему в ответ:

- И тебе, косой, привет!

- Как вы думаете, ребята, почему волк не съел зайчика? (Ответы детей.)

7) Дидактическая игра «Корзинка добрых слов».

Дети собирают в корзиночку яблоки, при этом называют вежливые, добрые слова.

8) Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Дети прикрепляют к дереву листочки, на которых написаны вежливые слова.

III. Итог занятия.

Воспитатель, обращаясь к детям по очереди:

- Какие вежливые слова вы запомнили?

- Что узнали нового?

- Что вам понравилось?

Прощание:

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Конспект занятия:Речевое развитие: "Волшебные слова"(дети 5-7лет)

Самоанализ игры - занятия Игра-занятие проведена с детьми старшей группы , возраст детей 5-7 лет. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующих...