план-конспект занятия по развитию речи "Рукавичка"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Занятие предназначено для детей 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rukavichka.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Камчатский дворец детского творчества»

План - конспект

занятия по развитию речи

«Рукавичка»

возраст детей 5 лет

                                     

                                  Составила: педагог дополнительного образования

                                  Родимова Мария Викторовна

г. Петропавловск – Камчатский

2022

Тема:  « Рукавичка»

Цель: расширять и систематизировать знания о русском фольклоре

 Задачи:

Образовательные:

- учить детей отвечать полным предложением;

- обучать формировать фразы;

- учить детей вести диалоги;

- учить детей описывать героев;

- учить сочетать движения и речь.

Развивающие:

- формировать связную речь;

- правильно использовать в речи грамматические формы;

- расширять словарный запас детей;

- Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства;

- воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.

Материалы и оборудование:

- ролевая кукла-бибабо Сорока,

- ширма,

- компьютерная презентация «Рукавичка»,

- рукавичка,

-дидактическое пособие «Фотоаппарат»,

- раздаточный материал «Герои сказки»,

- массажные мячики;

- дидактическая игра «Чье жилище?»;

- дидактическая игра «Заплатка»;

- дидактическая игра «Лабиринт».

Ход занятия

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

Давайте поздороваемся в кругу:

Эй, ребята, не ленитесь!

В круг скорее становитесь.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

  1. Основная часть

-Ребята, вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

- Правильно, молодцы! А мы с вами отправимся в сказочный лес. Он полон тайн и загадок. А сопровождать нас будет всезнайка Сорока. Да вот и  она. Поздоровайтесь с ней. (Здрравствуйте, рребята! Я много летаю, все на свете знаю, принесла на хвосте одну загадку. Если угадаете, узнаете, куда мы отпрравимся)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их… (Рукавички)

-Молодцы, ребята! А что такое рукавички? (вид одежды). Для чего носят рукавички? (чтобы руки не мерзли).

- Давайте согреем наши ручки.

А помогут нам в этом маленькие мячики-ёжики.

  1. Положите мячики на правую ладошку, накройте сверху левой ладошкой и покатайте, постепенно надавливая сильней;
  2. Поменяйте руки;
  3. Покатайте мячик по каждому пальчику поочередно на обеих руках.

- Ребята, Сорока нашла только одну рукавичку. Как вы думаете, кто мог ее обронить? (ответы)

- В какой сказке встречается рукавичка? («Рукавичка»)

 А как рукавичка оказалась в лесу? Давайте отправимся в эту сказку.

- Ребята, в сказку заходил один фотограф, сфотографировал героев, но перепутал все фотографии. Вам нужно будет разложить их по порядку в фотоальбомы. Готовы? Итак, будьте внимательны!

Презентация сказки «Рукавичка»

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, да шел и обронил рукавичку.

Кто первым из зверей нашел ее? (Рукавичку увидела мышка. Влезла и говорит «Тут я буду жить»)

Кто потом заметил рукавичку? (Рукавичку увидела лягушка. Прыг-прыг и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

-Я мышка-поскребушка. А ты кто?

-А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!

-Сколько их стало? (двое) Мышка пустила лягушку, стали жить вдвоем. Мышка и лягушка стали загадывать друг другу загадки. Ребята, помогите отгадать загадки. Но загадки хитрые, будьте внимательны:

Загадки.

В поле проживаю, в норке

Сыр люблю, крупу и корки,

Рожь, ячмень, горох, пшеницу

Я – грызун, ведь я -… (мышка)

Хорошо в болоте квакать.

Там уютно, всюду слякоть.

Там стеной стоит камыш.

И живет квакушка… (лягушка)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку,

Он на кролика похож,

Ну конечно, это…(заяц)

- Молодцы, ребята, справились с загадками! Кто же потом увидел рукавичку? (Рукавичку увидел заяц. «Кто, кто в рукавичке живет?

- Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка. А ты кто?

- А я зайчик-побегайчик. Пустите меня. Стало их трое)

-Весело зверятам в рукавичке. Зайчик научил друзей своей любимой игре. Давайте поиграем в нее.

 Игра Слушай хлопки! 

Цель игры. Развивать активное внимание.

Дети идут по кругу. Когда педагог хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если педагог хлопнет два раза, дети должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка идут по кругу как лисички.

- Кто дальше пробегал мимо? (Лисичка) Увидела лисичка  рукавичку и спрашивает:

Дети: Кто, кто в рукавичке живет?.

- Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик. А ты кто?

- Я лисичка-сестричка. Пустите меня.  - Ребята, лисичка знает много чистоговорок. Давайте вместе с ней их проговорим.

Чистоговорки

СА-СА-СА – рыжая лиса

СУ-СУ-СУ- не боимся мы лису

СЕ-СЕ-СЕ- кушать хочется лисе

Глядь, бежит волк и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

Дети:  Кто, кто в рукавичке живет?

- Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка. А ты кто?

- Я волчок-серый бочок, пустите и меня. Стало их пятеро.

Весело зверям, стали они в рифму играть. Давайте и мы к ним присоединимся.

Игра «Рифмы-миниатюры»

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка).

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

- Ребята, еще кто-то идет к нашей рукавичке?

Дети:  Это кабан бредёт. Кто, кто в рукавичке живет?

- Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок. А ты кто?

- Я, кабан-клыкан, пустите и меня.

- Ну что ж с тобой поделаешь, лезь! Ребята, кабан принес задание – нужно отгадать  жилища зверей и назвать правильно, провести дорожки от животных к жилищам.

Дидактическая игра «Чье жилище?»

У лисы – нора (лисья нора)

У волка – логово (волчье логово)

У мышки – норка (мышиная норка)

У медведя – берлога (медвежья берлога)

Тут затрещали сучья – вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит и ревёт:

Дети: - Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. кабан-клыкан . А ты кто?

- А я, медведюшка-батюшка, пустите и меня.

Влез и этот. Семеро стало их, да так тесно.

Ребята, посмотрите, рукавичка-то порвалась. Нужно починить рукавичку, Найдите подходящую  заплатку к рукавичке.

Дидактическое упражнение «Подбери заплатку»

- Тут старик хватился, а рукавички-то нет. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала. Помогите деду дойти до рукавички.

Дидактическое упражнение «Лабиринт»

Нашел дед рукавичку? Чем закончилась сказка?

Ребята, давайте построим для зверей новый дом

Физминутка «Дом»

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть. 
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будем дружно жить мы в нем.   (Приседают)

  1. Итог

Молодцы!  

Вспомните  животных, которые жили в рукавичке.

Как жили звери в рукавичке?

Выберите пословицу

- Знает сорока, где зиму зимовать.

- Не учись разрушать, а учись строить.

 - В тесноте, да не в обиде.

Как вы понимаете эту пословицу?

Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".

Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы                ...

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

План-конспект комплексного занятия по развитию речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») и сенсорному развитию (образовательная область «Познание») с учётом интеграции образова...

План-конспект индивидуального занятия по развитию навыков диафрагмально-релаксационного дыхания

В конспекте занятия представлен опыт работы по использованию технологии "БОС-здоровье" в рабоет с дошкольниками. Технология оказывает благотворное влияние на эмоциональный фон ребенка, способствует сн...

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития Тема: «Я и мое здоровье»

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детейс задержкой психического развитияТема: «Я и мое здоровье» Возраст: 5-6 летПредварительная работа:...