Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вдовина Елена Валентиновна

1.Учить детей подбирать слова с противоположным значением.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слов на слоги.

3.Упражнять в подборе  прилагательных к существительному, характеризующих признак  предметов.

4.Развивать умение составлять рассказ о зиме , используя картинки-схемы, развивать связную речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razv.rechi_st.gr_._v_logike.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Зима».

Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Закрепление знаний детей о времени года зима, ее характерных признаках.

2.Закрепить название зимних месяцев.

3.Развивать внимание, память, мышление.

Речевое развитие:

1.Учить детей подбирать слова с противоположным значением.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слов на слоги.

3.Упражнять в подборе  прилагательных к существительному, характеризующих признак  предметов.

4.Развивать умение составлять рассказ о зиме , используя картинки-схемы, развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Художественно-эстетическое развитие:

1 Прививать интерес к чтению стихотворений.

2.Продолжать развивать умение выразительно читать стихотворения.

2.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведением.

Физическое развитие:

1.Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

 Методы и приемы:

Наглядные – использование демонстрационного материала.(картинки-схемы; картинки  «дикие животные»)

Словесные – рассказ воспитателя, объяснение, указания, вопросы к детям.

Игровые –сюрпризный момент, использование игровой ситуации, дидактические игры и игровые упражнения.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, дерево, снежинки, картинки «зимние месяцы», картинки-схемы, аудио запись полета на ковре-самолете, письмо, «ковер-самолет». 

Детская деятельность

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Составление рассказа по картинкам-схемам.

Коммуникативная

Беседа, вопросы, ответы, составление рассказов о животных, чтение стихов.

Игровая

Игровая ситуация, дидактические игры и упражнения – « Подбирай, называй, запоминай»,  «Предложение наоборот», «Назови ласково», « Как называется такой лес?», «Сколько слогов в слове»,  «Что мы одеваем на зимнюю прогулку», «Доскажи словечко».

Двигательная

Физкультминутка «Лепим снеговика».

                 

                     Логика образовательной деятельности

Цель

Деятельность

воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1ч.

Вводная.

Настроить детей на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к занятию.

2. Основная часть

Закрепить знания о зимних месяцах, умение выразительно читать стихи.

Закрепить умение подбирать к существительному прилагательные, обозначающие признак предмета.

Развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова(антонимы).

Закрепить умение подбирать уменьшительно-ласкательные слова.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных по смыслу с помощью суффиксов –ов-

Произвести смену видов деятельности, обеспечить отдых, настроить на дальнейшую работу.

Закрепить умение делить слова на слоги.

Продолжать формировать умение составлять рассказ по картинке о диких животных.

Закрепить обобщающее понятие одежда, знания о зимней одежде.

Развивать умение договаривать подходящие по смыслу слова.

Формировать умение составлять небольшой рассказ о зиме по картинкам-схемам.

3  частьЗаключительная. Подведение итога

.Закрепить знания по теме, подвести итог занятию.

В :Сегодня мы отправимся в увлекательное и познавательное путешествие. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте будем настраиваться.

Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. 

 Слушаем внимательно. 

 Смотрим обязательно. 

 Взрослых не перебиваем. 

 Знаний много получаем.

А отправимся мы в путешествие на ковре самолете. Встаем на ковер самолет и закрываем глазки.(включить аудиозапись)

С вами мы уже в полете,

На ковре, на самолете,

В сказочный мир попадем.

Открывайте глаза, посмотрите мы попали в волшебный лес.

В : Ребята, давайте посмотрим, что же происходит, вокруг нас и скажем какое у нас сейчас время года?

В: Правильно, значит, путешествие наше будет зимнее.

Начать наше путешествие я бы хотела с рассказа о зиме, по картинкам символам. Приготовила, положила на стол, но они, куда - то исчезли. Вместо них появилось дерево и на нем висят снежинки. Посмотрите, мне кажется, здесь висит какое - то письмо, написано детский сад № 69 старшая группа .Давайте его прочитаем.

Письмо:

Ребята, доброе утро. Меня зовут Красавица - зима. Вы все знаете, что Зима скоро закончится, и на прощанье я хочу с вами поиграть. Снежинки непростые, это замороженные картинки, чтобы их разморозить необходимо, выполнить мои задания. Подпись Красавица - зима.

Воспитатель: Ну, вот зима с нами на прощанье хочет поиграть.

Все задания выполним, картинки разморозим. И тогда сможем составить рассказ о зиме.

Присаживайтесь на свои места. Сейчас мы посмотрим, какую снежинку нам взять первую и  разморозить.

Задание 1. Чтобы разморозить картинку, вам нужно назвать зимние месяцы.

В: Ребята, а вы знаете какие это зимние месяцы.

В: Мы с вами еще знаем про зимние месяцы стихи. Я приготовила картинки о каждом месяце.

В: Молодцы, ребята, зимние месяцы мы назвали и разморозили первую картинку. Здесь было заморожено предложение-

 « Вся земля покрыта снегом». Давайте повесим ее на доску. (снежинки)

В: Продолжаем дальше размораживать снежинки. Следующую берем снежинку. Здесь задание такое приготовила Красавица - зима. Называется «Подбирай, называй, запоминай» и оставила слова. Нам нужно к этим словам подобрать признак предмета.

Воспитатель: Зима, какая - Холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная;

Снег какой- белый, мягкий, чистый, пушистый, рыхлый, липкий;

Лед какой- гладкий, блестящий, холодный, твердый, скользкий;

Снежинки какие- белые, красивые, холодные, хрупкие;

Метель какая- вьюжная, суровая, снежная.

В: Правильно ребята, давайте, посмотрим, разморозилась наша картинка.

В: Мы справились и с этим заданием и разморозили еще одну картинку-схему. Давайте и ее повесим на доску.(лед).

Здесь было заморожено предложение «Солнышко редко выглядывает из-за туч».

В: Берем следующую снежинку. Здесь задание такое, чтобы поиграть, нам нужно сказать предложение наоборот. Я буду кидать вам мяч, и говорить начало фразы, а вы мне эту фразу продолжаете, подбирая противоположные слова по смыслу.

Летом дни жаркие, а зимой холодные;

Летом день длинный, а зимой короткий;

Летом катаются на роликах, а зимой на коньках;

Лето небо светлое, а зимой серое;

Осенью листопад, а зимой снегопад;

Снег мягкий, а лед твердый.

В: Вот мы и эту снежинку разморозили. Здесь было заморожено предложение «Реки и озера скованы льдом». Теперь мы можем ее повесить на доску.

В: Ребята, а мы берем следующую снежинку. Красавица – зима хочет поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок,

мороз — морозец,

ветер — ветерок,

лед — ледок,

зима — зимушка,

метель — метелица,

санки — саночки,

холод — холодок,

дерево — деревце,

звезда — звездочка,

солнце — солнышко,

день — денек,

ночь — ночка.

Молодцы ,ребята, вот мы разморозили с вами еще одну снежинку, где было заморожено предложение « Дует холодный ветер». Давайте повесим на доску еще одну картинку-схему.

Задание 5.Давайте разморозим следующую снежинку. Красавица зима приготовила нам еще одно задание. Ребята, вы любите гулять в лесу? Представьте, что мы с вами гуляем в лесу, где растут одни березы. Как называется такой лес? А где растут одни ели? Дубы? липы? Клены? сосны? Ивы? осины?(и т.д.)

Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились и разморозили еще одну картинку –схему с предложением « Деревья стоят без листьев» Давайте повесим ее на доску.

В: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Давайте слепим с вами большого снеговика. Встаем в кружок. (физкультминутка)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

В: Молодцы! Теперь присаживайтесь на свои стулья.

6.Берем следующую снежинку. Здесь задание такое- нужно определить, сколько слогов в слове. Ну, что справимся с этим заданием.

Ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, галка.

В: Молодцы! С этим заданием мы тоже справились и разморозили еще одну картинку-схему, где было заморожено предложение « Перелетные птицы улетели на юг» .Давайте повесим ее на доску.

В: Вешаем ее на доску.

7.Следующее задание Красавица - зима хочет, чтобы мы рассказали ей о животных и сравнили их, она даже оставила нам картинки, с этими животными. Давайте мы с вами поговорим про лису и зайца. Кто хочет?

В: Молодцы, рассказали о животных. У нас тут еще есть белочка и ежик. Кто хочет попробовать?

В: Молодцы, про животных рассказали и разморозили еще одну картинку с предложением « Животные спрятались от холода». Давайте повесим на доску.

В:.Смотрите вот еще одна снежинка. Нам нужно назвать какие теплые вещи мы одеваем на прогулку. Становитесь в кружок, передаем друг другу мячик и называем, что мы одеваем на зимнюю прогулку.

В: Все правильно, тепло оделись?

В: Давайте посмотрим, снежинка наша разморозилась. В ней было предложение « Люди одели теплую одежду»

 В: Давайте разморозим последнюю снежинку. Задание «доскажи словечко». Я называю предложение, последнее слово называет, тот на кого я укажу.

Тихо, тихо как во сне падает на землю - снег;

С неба все летят пушинки серебристые – снежинки;

На деревья, на лужок тихо падает – снежок;

Вот веселье для ребят все сильнее – снегопад;

Все бегут вперегонки, все хотят играть в – снежки;

Словно в белый пуховик нарядился снеговик;

Рядом снежная фигурка это девочка - снегурка;

На снегу то посмотри с красной грудкой – снегири;

Словно в сказке как во сне падает на землю снег.

В: Молодцы, разморозили последнюю нашу картинку-схему с предложением « Дети катаются на лыжах, санках, коньках».

А теперь давайте попробуем составить рассказ по нашим картинкам-схемам о зиме.

В: А теперь нам нужно возвращаться обратно в группу. Встаем на наш ковер самолет, закрываем глаза.

С вами мы уже в полете,

На ковре, на самолете,

Возвращаемся домой.

Вот мы и вернулись обратно в группу.

В: Ребята, вспомните, о каком времени года мы сегодня говорили?

Понравилось ли вам наше путешествие?

Какое задание вам понравилось?

Вы сегодня все хорошо поработали, спасибо вам, что старались, задание все выполняли.

Дети стоят полукругом, лицом к гостям, здороваются с гостями, далее слушают воспитателя.

 (Дети гладят себя по голове).

(Подносят руки к ушам).

(Подносят руки к глазам).

(Грозят указательным пальцем).

Дети внимательно слушают  педагога, встают на ковер-самолет(совершают полет).

Дети отвечают- зима.

Слушают педагога.

Слушают педагога, что написано в письме.

Дети садятся на стульчики.

Дети отвечают на вопрос воспитателя: декабрь, январь, февраль.

Дети читают стихи о зимних месяцах.

Декабрь

Утром рано в декабре,

Первый снег уж на дворе.

Расчищаем мы дорожки,

В теплой меховой одежке.

Январь

Отрываем календарь, начинается январь.

В январе, в январе много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки -

В небо дым идет столбом.

Февраль

Ещё снежок по-зимнему искрится,

Ещё всё также резок скрип саней,

Но с каждым утром песенка синицы

Становится нежнее и длинней.

Дети слушают педагога, вешают первую картинку-схему на магнитную доску.

Дети выполняют задание.

Отвечают на вопросы педагога.

.

Да.

Совместно с воспитателем вешают вторую картинку-схему на магнитную доску.

Дети слушают педагога.

Дети встают в круг, ловят мяч и договаривают противоположные по смыслу слова.

Вешают третью картинку-схему на магнитную доску.

Дети слушают указания педагога, выполняют задание.

Дети выполняют задание, вешают еще одну картинку схему на доску.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Вешают еще одну картинку-схему на магнитную доску.

Дети встают в круг, выполняют физкультминутку.

Выполняют действия по тексту.

Садятся на стульчики.

Делят слова на слоги.

Вешают еще одну картинку –схему на доску.

Дети составляют рассказы о диких животных.

 У лисы большой, пушистый хвост. У лисы ушки маленькие, у нее красивая рыжая шубка и она ее не меняет. У зайца маленький, пушистый хвост, у зайца длинные уши. У зайца шубка летом серая, а зимой белая.

Белка маленький, пушистый зверек. Белка летом рыжая, а зимой серая. Белочка делает на зиму запасы. Ежик непушистый, у него вместо меха на теле иголки. Ежик серого цвета. Ежик не делает на зиму запасы, зимой он впадает спячку.

Вешают картинку-схему на магнитную доску.

Дети встают в круг, выполняют задание с мячом.

( зимняя куртка,  шарфик, варежки, теплые штаны, валенки, теплые ботинки, вязаные носки,  шапка.)

Вешают картинку-схему на доску.

Дети выполняют задание, договаривают подходящие по смыслу слова.

Вешают последнюю картинку-схему на доску.

Составляют рассказ о зиме по картинка м-схемам.

Наступила зима. Вся земля покрыта снегом. Солнышко редко выглядывает из-за туч. Реки и озера скованы льдом. Дует холодный ветер. Деревья стоят без листьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Звери прячутся от холода. Люди одевают теплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах, коньках.

Дети встают на ковер-самолет и под аудиозапись « возвращаются» в детский сад.

Дети отвечают на вопросы педагога, подводят итог занятию.

Создана игровая ситуация, вызван интерес к предстоящей деятельности.

Дети заинтересованы, настроены на предстоящую деятельность

Закреплены знания  о зимних месяцах.

.

Дети умеют подбирать к существительным прилагательные, обозначающие признак предмета.

Дети умеют подбирать противоположные по смыслу слова.

Закреплены умения детей подбирать уменьшительно-ласкательные слова.

Дети умеют  образовывать прилагательные от существительных по смыслу.

Дети отдохнули, настроились на дальнейшую деятельность.

Дети умеют делить слова на слоги, определять сколько слогов в слове.

Дети умеют составлять рассказы по картинкам.

Дети знают и называют зимнюю одежду.

Дети умеют договаривать слова по смыслу.

Сформированы умения составлять рассказ по картинкам-схемам.

Решены задачи НОД, закреплены знания по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе  «Птицы зимой»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...