Методическая разработка конспекта ООД «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Подарок» с использованием ИКТ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Пяткина Ирина Владимировна

Развития связной речи у дошкольников через составление рассказа по серии сюжетных картинок с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД32.03 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад 11 «Березка»

Конспект ООД

 Группа общеобразовательной направленности дошкольного возраста 5-6 лет

На тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Подарок» с использованием ИКТ»

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

                                                                             

                                                                           

  Разработала воспитатель:

                                                                              Пяткина И.В.

г.о.г.Кулебаки                                                                                          

 2021 г.

Актуальность

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи ошибки, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

   В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Цель: Создавать условия для развития связной речи у дошкольников через составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Задачи:

Обучающие:

  • Пополнять и активизировать словарь детей  по теме «Полевые цветы»;
  • Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
  • Совершенствовать диалогическую речь;
  • Создавать условия для рассказывания;
  • Упражнять в составлении рассказа по картине

Развивающие:

  • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать;
  • Расширять представления детей о времени года лето;
  • Познакомить детей с понятием луговые и полевые цветы

Воспитательные:

  • Создавать условия для развития общения и взаимодействия со сверстниками и для формирования готовности к совместной деятельности с другими детьми.

Материал и оборудование: Интерактивная доска, мяч, наборное полотно,

Демонстрационный материал: сюжетные картинки, презентация «Полевые цветы», презентация «Сюжетные картинки»

Раздаточный материал: карточки с недорисованными цветами, цветные карандаши

Методы:

- Игровые

- Словестные

- Практические

- Наглядные

Приемы:

- Привлечение и сосредоточение внимания;

- Активизация самостоятельного мышления;

- Обеспечение эмоционального мышления;

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа:

- Рассматривание изображений полевых цветов

- Подбор определений к изображениям полевых цветов.

- Дидактическая игра «Что лишнее».

- Закрепление времен года

Ход ООД

Организационный момент

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить приметы лета. Будем бросать мяч друг другу и рассказывать, что происходит летом в природе, чем занимаются дети в это время года. Летом ярко светит солнышко.

(Ответы детей:  на деревьях зелёные листья, много цветов, созревают земляника и малина, вода теплая, можно купаться, летом  можно много гулять, кататься на велосипедах, самокатах)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как много вы знаете о лете.

          (Дети садятся на стульчики за столы напротив интерактивной доски)

                        Упражнение «Полевые и луговые цветы»

(На интерактивной доске появляются поочередно изображения цветов)

Воспитатель: Ребята, сейчас на доске будут появляться цветы, назовите их. Расскажите о цветах, какие они?

(Ответы детей: ромашка белая, красивая, колокольчик синий, маленький, незабудка голубая, нежная, василек синий, резной,  одуванчик желтый, клевер сиреневый).

Воспитатель: Хорошо. А теперь, давайте перечислим, что можно делать с полевыми цветами?

(Ответы детей:  их можно собирать, рисовать, нюхать, дарить маме)

Воспитатель: Отлично. Молодцы!

                           Упражнение «Дорисуй картинку»

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат картинки.

Художник начал рисовать цветы, но не закончил работу. Он нарисовал ровно половину картинки. Дорисуйте их и раскрасьте. Вы должны изобразить точно такие же половинки, как те, что нарисовал художник.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно нарисовали, аккуратно раскрасили.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

(Дети вместе с воспитателем выполняют физкультминутку)

Физминутка «На лужайке»

На зеленой на лужайке                      Стоят лицом в круг изображают

Заиграла балалайка                             игру на балалайке

Заиграла дудочка                                Изображают игру на дудочке

Дудочка – погудочка

В сарафане красненьком                    Пляшут

Заплясала Настенька

Воспитатель: Отдохнули немного а теперь продолжим. Присаживайтесь на места.

                  Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь расставить правильно их по порядку на доске.

(Дети выполняют задание)

 Воспитатель: Молодцы. Вы правильно расставили картинки. 

 (От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая картинка)

Воспитатель: А теперь давайте расскажем, кого мы видим на первой картинке

                                 Появляется первая картинка

(Ответы детей: Мы видим девочку, её маму, папу, бабушку и дедушку)

Воспитатель: Что делают взрослые и почему?

(Ответы детей: Они поздравляют девочку и дарят ей подарки. Наверно, у неё день рождения)

Воспитатель: Расскажите, какие подарки  дарят девочке

(Ответы детей: бабушка дарит куклу, мама – букварь, папа – мяч. А дедушка принёс клетку с кроликом)

Воспитатель: Мы не рассказали, какое время года на картинке. Почему вы так думаете?

(Ответы детей: Наступило лето. Девочка живет на даче. Кругом все зеленое. Много цветов. Светит яркое солнышко.)

Воспитатель: Вы очень хорошо рассказали о лете. Молодцы!

                      Появляется вторая картинка

Воспитатель: Теперь рассмотрим вторую картинку. Что делают девочка и дедушка?

(Ответы детей: Девочка и дедушка присели около клетки с кроликом. Девочка открыла клетку и гладит кролика. Он ей очень нравится).

Воспитатель: А что делают остальные взрослые?

(Ответы детей: Они смотрят на девочку и улыбаются)

Воспитатель: Кого мы видим вдалеке?

 (Ответы детей: К девочке идут гости)

                      Появляется третья картинка

Воспитатель: Давайте посмотрим третью картинку. Что делают дети?

(Ответы детей: Подружка дарит девочке мишку, а мальчик – воздушные шары)

Воспитатель: Что в это время делает кролик?

(Ответы детей:  Он убегает в кусты)

Воспитатель: Верно. Девочка забыла закрыть клетку, и кролик убежал от неё

                   Появляется четвертая картинка

Воспитатель: Теперь посмотрим следующую картинку. Что делают дети?

(Ответы детей: Девочка хотела показать друзьям кролика, а он уже убежал. И девочка заплакала)

                      Появляется пятая картинка

Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку. Чем заканчивается эта история?

(Ответы детей: На грядке сидит кролик и грызет капустный листок. Его увидел дедушка и показал детям. Дети очень обрадовались, что кролик нашелся)

Воспитатель: Вот как хорошо все закончилось. Правда?

Воспитатель:  А теперь давайте придумаем имя девочке и её друзьям, и все вместе составим рассказ.                              

                                         Совместный рассказ:

Наступило лето. Светит яркое солнышко. Стало тепло. Аленка переехала жить на дачу. Сегодня у нее день рождения. Мама, папа, бабушка и дедушка  поздравляют ее и дарят ей подарки. Бабушка вручает куклу, мама – букварь, папа - мяч, а дедушка – живого белого кролика. Кролик очень понравился Аленке. Она открыла клетку и стала его гладить. В это время к Аленке пришли гости, её друзья. Маша принесла ей мишку, а Саша – воздушные шары. Аленка подошла к гостям и забыла закрыть клетку. Пока девочка принимала поздравления, кролик убежал в кусты. Аленка хотела показать кролика друзьям и увидела, что он исчез. Девочка заплакала. Все стали искать кролика. Вдруг дедушка увидел кролика, он сидел на грядке и с аппетитом грыз капустный листик. Дедушка позвал детей и показал им беглеца. Все были очень рады!

Воспитатель: Вы молодцы, составили интересный рассказ.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть

                           

                                   Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: Я буду читать вам загадки о временах года, а вы отгадайте, когда это бывает.

                            Солнышко печет,

                            Липа цветет,

                            Рожь поспевает,

                            Когда это бывает?

(Ответы детей: Летом)

Воспитатель: Как вы догадались?

(Ответы детей: Летом солнышко горячее, оно печет)

Воспитатель: Верно. Слушайте следующую загадку.

                            Это кто кусты, газоны разукрасил

                            В цвет зеленый?

(Ответы детей: Лето)

Воспитатель: Почему вы так думаете?

(Ответы детей: Летом листочки и трава на газонах зеленые)

Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали очень трудные загадки.

                   Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы с вами  делали?

(Ответы детей: Играли в игру «Когда это бывает», называли полевые цветы, помогали художнику порисовать картинку и раскрасили её. Составили рассказ по картинкам).

.Воспитатель: Молодцы! Мы  с вами очень много сегодня узнали нового и повторили, что уже знали. Спасибо. Все старались сегодня!

Список литературы:

1. Ф 32  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. -368 с.

3.  Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Средний возраст (4-5 лет). Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017.- 256 с.

4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. - 80.:

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров.  М.: Искусство, 2003. – 423 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

Методический материал "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"

Методический материал "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).Образовательная ситуация.Мышонок и воздушный шар. Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предлож...

Конспект занятия "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...