Логопедическое занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Подарок пограничникам"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Фролова Валентина Андреевна

Занятие к Дню защитника Отечества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в старшей группе

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Подарок пограничникам».

Цель:  Формирование умения составления рассказа с элементами творчества по серии  сюжетных картинок.

Задачи:

1. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

2. Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы.

3. Формирование навыков словообразования.

4. Воспитание  патриотизма, доброты, отзывчивости, смелости, желания быть похожими на воинов пограничников.

Ход занятия.

I. Организационный момент. «Минутка вхождения»

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой

II. Введение в тему.

- Какой праздник приближается?

- Кто служит в Армии?

- Кто охраняет границы?

- Как называется военный, служащий в артиллерийских войсках? Ракетных? Десантных? Морских? Пограничных?

Каждый мальчик, когда станет взрослым, будет служить в Армии.

- В каких войсках вы хотели бы служить и почему?

- Назовите картинки: пушка, самолёт, корабль, автомат, танк, ракета, каска.

Д.И. «Один – много», артиллерист- артиллеристы -много артиллеристов, пушка –пушки-много пушек, корабль–корабли-много кораблей, матрос -, десантник -, самолёт -, пограничник -.и.т.д.

III. Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы четко отдавать команды, нужно потренировать свой язычок.

«Стрельба» (для укрепления корня языка). Чётко произносить чередование звуков К-Г.

«Вертолёт» (для тренировки артикуляционного уклада звука « р»). Переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить, крутить большими пальцами, длительно произнося звук «Р».

«Танк» (для развития движений кончика языка). Многократно побарабанить напряжённым кончиком языка по верхней десне с произнесением звука-Т-Т-Т.

«Пароход» (для выработки подъёма спинки и корня языка, укрепления мышц языка). Длительно произносить звкук «Ы» («как гудит пароход»).

«Самолёт» (для укрепления мышц зева и глотки). Пропевание гласных звуков»А-Э-И-О-У».

IV. Самомассаж ушей «На границе»

Дети хором проговаривают чистоговорку.

ЖУ-ЖУ-ЖУ- я на границе сторожу.            Провести пальцами по краям ушных раковин

ШИ-ШИ-ШИ- зашуршали камыши.

ЖУ-ЖУ-ЖУ-я в дозоре хожу.              Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.

Ш-ШИ-ШИ-спите сладко малыши.

V. Разбор содержания каждой  сюжетной картинки.

- Кто помогает пограничникам искать нарушителей? 

 Для того, чтобы достойно нести службу, собака должна пройти соответствующую подготовку. Пограничного пса учат не реагировать на выстрелы, преодолевать любые препятствия, пробегать большие расстояния и слушаться только своего хозяина. Чаще на границе несут службу собаки крупной породы, обычно это немецкие или восточно-европейские овчарки.  Крупное животное  вселяет страх нарушителю, ему проще задержать человека. Их служба действительно опасна и трудна, и немало собак гибнет при задержании нарушителей — ценой собственной жизни защищая своего хозяина и друга.

Солдат в Армии за отличную службу награждают орденами и медалями.

Вы сегодня за хорошие ответы получите в награду красные звездочки.

Сегодня мы будем рассматривать картинки, как один мальчик помог пограничникам. Составим рассказ по картинкам, чтобы вы могли рассказать своим мамам, папам.

  1. – Кого видите на этой картинке?

-Есть ли у щенка, изображенного на рисунке, дом, хозяин, или он бездомный?

- Почему так думаете?

- Как он мог стать бездомным?

- Как живётся бездомной собаке?

- Где ей приходится прятаться в дождь или мороз?

- Что подумал мальчик, увидев бездомного щенка?

- Какой этот щенок?

- Когда, в какое время года  мальчик увидел щенка?

- Расскажите, как он о нём заботился?

  1. – Какое время года на этой картинке?

- Это тот же мальчик или другой?

- Чья это собака? Откуда она взялась?

- Что делает собака?

- Как вы думаете, чему ещё научил мальчик собаку? Как дрессируют собак?

-Придумайте собаке кличку.

-Подайте собаке команду.

  1. – Кого видите на этой картинке?

- Что делает мальчик?

- Как вы считаете, мальчик любит свою собаку?

- Почему он отдает собаку пограничникам?

VI. Физминутка. Игра на внимание «Сигнальщики»

Вот флажки - четыре цвета.

Нам игра знакома эта.

Флажок жёлтый подниму-

Всех похлопать попрошу.

Флаг зелёный подниму-

Всех потопать попрошу.

Синий –будем мы молчать.

Красный –все  «Ура» кричать

VII. Составление завязки рассказа.

- Какое было время года? Была…

- Какая стояла погода? Стояла…

- Что делал мальчик на улице Мальчик…

- Кого увидел мальчик на снегу? На снегу…

Один ребёнок объединяет ответы в короткий текст начала рассказа.

VIII. Составление плана рассказа.

- О чём расскажете в начале рассказа?

А после этого? В середине рассказа?

- О чём расскажете в конце рассказа?

IX. Составление рассказа детьми по цепочке, по серии картинок в целом одним ребёнком, составление одного-двух вариантов рассказа.

X. Придумывание продолжения к изображенному действию.

-Расскажите, как собака задержала нарушителя.

XI. Упражнение в подборе слов-определений к данному слову.

- Что можно сказать про мальчика, какой он?

Мальчик пожалел щенка, значит он какой?

Он заботился о щенке - …

Он правильно поступил, справедливо …

Каким он будет солдатом?

XII. Анализ детских рассказов.

XIII. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ТНР, ОНР на тему: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н.Радлова: «Как кошка сама себя стукнула»

Учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления; совершенствование умения объединять отдельные логические эпизоды в единое целое....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя сво...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Составление рассказа "Весна идёт"

Составление рассказа "Весна идёт" (по мнемотаблицам).На основе интеграции образовательных областей речевого развития, познавательного развития, социально-коммуникативного развития.Используем...