Методическая разработка "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Бутримова Надежда Алексеевна

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).

  1. Образовательная ситуация.

Мышонок и воздушный шар.

 

Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предложенную тему.

Задачи:

  1. Учить детей отвечать на вопросы.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Побуждать детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Словарь:  мышонок, воздушный шарик, нашел, надувать, подул, подхватил, полетел, маленький, огромный.

Ход занятия:

В группу вносится воздушный шарик, детям предлагается его рассмотреть.

Ответить на вопросы:

-Что это?

- А какого цвета?

- Для чего нужен воздушный шарик?

-Как с ним можно играть?

- А что я сделала?  (бросила)

 После серии вопросов детям предлагается поиграть в воздушный шарик.

Воспитатель: Ребята, а я знаю историю про одного мышонка и воздушный шарик.

Воспитатель выставляет первую картинку

- Кого вы видите на картинке? Как мышонка можно назвать?

- Что нашел мышонок Плик на дороге?

- Какой был шарик по размеру?

- А как вы думаете, кто потерял шарик?

- Как мог шарик попасть на дорожку?

Воспитатель показывает вторую картинку

- Что мышонок стал делать с шариком?

Воспитатель выставляет третью картинку

- Какой стал шарик по размеру?

Четвертая картинка

- Чем закончилась игра с шариком?

- Что же случилось с мышонком?

Девочки гуляли на лугу и потеряли воздушный шарик.  Мышонок Плик искал зернышки, но вместо них нашел на дорожке маленький, воздушный красный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем. А когда ветер стих, мышонок Плик опять очутился на земле.

Кто хочет попробовать рассказать историю, которая произошла с мышонком Пликом? (3-4 рассказа)

Закрепление результата:

 Что мы сегодня делали?

Про что мы сегодня с вами придумали рассказ?

А вы дома маме с папой расскажите?

 

2 Образовательная ситуация:

Домик для гусеницы.

 

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым  последним элементом)

Цель: Продолжать учить детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте).

Задачи:

  1. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие.
  2. Продолжать обогащать словарь детей.
  3. Учить отгадывать загадки.

Словарь: зеленая, красное, спелое, сочное, веселая, добрая, залезла, увидела, прогрызла, построила.

Ход занятия: В группу вносится яблоко и предлагается его немного рассмотреть.

- Ребята, как вы думаете, что такое дом?

- У кого есть дома? (у людей, животных, насекомых)

Послушайте загадку и скажите о ком она:

Волосата, зелена,

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек,

А бегать не может.

- Как вы думаете, у гусеницы есть дом?

- А где она может жить? (в коре, в ягодах, фруктах, в цветах, на грибочке и т.д)

- А вот в таком нашем яблоке смогла бы гусеница жить?  (показываем наше наглядное яблоко)

Воспитатель выкладывает 3 картинки, а четвертая закрыта.

- Расскажи какая была гусеница (Как ее звали? Какого цвета?(зеленая) Какой характер у нее был (добрый, веселый)

- Что гусеница нашла на дереве? (Яблоко)

- А какое это яблоко? (красное, сочное, спелое)

- Что гусеница стала делать с яблоком?( грызть)

- Сколько дырочек гусеница прогрызла? (2)

- А как ты думаешь, гусеница просто хотела съесть яблоко или что-то другое с ним сделать? ( Она хотела построить домик)

Воспитатель открывает четвертую последнюю картинку.

- Ребята, смотрите, что сделала гусеничка с  яблочком? (Построила домик)

Воспитатель без предварительного проговаривания рассказа предлагает детям воссоздать историю, которая произошла с гусеницей.

 

3 Образовательная ситуация:

Как ворона горох вырастила:

Взрослый читает рассказ и  просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности и  самостоятельно составить рассказ.

Цель:  Учить детей составлять рассказы, на основе образца воспитателя, выкладывать сюжетные картинки в логической их последовательности.

Задачи:

  1. Учить раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.
  2. Продолжать учить составлять связанный краткий сюжет рассказа.
  3. Способствовать развитию осознанности правил составления серий картинок.

Ход занятия: Сюрпризный момент: в группу прилетает ворона, и она хочет детям что-то рассказать.

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в гости? (Ворона)

- Давайте спросим, как ее зовут. Скажи,  как тебя зовут? (Каркуша).

Каркуша  сегодня специально прилетела к нам за помощью. Ей прислал фотографии ее друг ворон, о том какая замечательная история с ним приключилась. Но Каркуша случайно уронила конверт, и все фотографии рассыпались. И теперь она не может выложить их в нужной последовательности и не понимает, что же произошло.  Давайте ей поможем?!

Воспитатель: Я расскажу, что произошло, а вы, ребята, попробуете разложить картинки в нужном порядке.

Рассказ: Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом. Петушка заметил ворон. Он ткнул клювом в мешок и оторвал заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворон стал лакомиться сладкими горошинками, а когда наелся, решил вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворон поглядывал на свои растения и радовался богатому урожаю гороха, который ему удалось вырастить.

Дети выкладывают картинки в нужной последовательности.

Затем следует физкультминутка. (Во время, которой картинки опять спутывают)

Воспитатель: Дети, наша Каркуша немного глуховата, она не очень хорошо расслышала мой рассказ, может быть, кто-нибудь из вас попробует рассказать ей историю, которая произошла с ее другом вороном? И покажет ей, как нужно раскладывать картинки?

Далее слушается 3-4 рассказа. (Если ребенку трудно воспроизвести рассказ, то воспитатель задает наводящие вопросы: Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю? Что петушок нёс домой? Кто заметил петушка? Что сделал ворон, чтобы полакомиться горохом? Почему ворон не съел весь горох? Как птица посеяла семена гороха в землю? Что показалось из земли после дождя? Когда на растениях появились стручки гороха? Чему радовался ворон?)

Воспитатель: Каркуше очень понравились ваши рассказы, когда ей снова понадобится ваша помощь, она снова прилетит к вам.

Рефлексия:

Воспитатель: - Дети, скажите, кто к нам сегодня прилетал?  (Ворона, Каркуша)

- А как она выглядит?  (Черная, с большим клювом)

- Что с ней случилось? (Она рассыпала фотографии)

Ребята, сегодня обязательно расскажите своим папам и мамам, кто к нам прилетал, и как мы помогли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_situatsii_po_met._soprovozhdeniyu.docx725.57 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).

  1. Образовательная ситуация.

Мышонок и воздушный шар.

Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предложенную тему.

Задачи:

  1. Учить детей отвечать на вопросы.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Побуждать детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Словарь:  мышонок, воздушный шарик, нашел, надувать, подул, подхватил, полетел, маленький, огромный.

Ход занятия:

В группу вносится воздушный шарик, детям предлагается его рассмотреть.

Ответить на вопросы:

-Что это?

- А какого цвета?

- Для чего нужен воздушный шарик?

-Как с ним можно играть?

- А что я сделала?  (бросила)

 После серии вопросов детям предлагается поиграть в воздушный шарик.

Воспитатель: Ребята, а я знаю историю про одного мышонка и воздушный шарик.

Воспитатель выставляет первую картинку

- Кого вы видите на картинке? Как мышонка можно назвать?

- Что нашел мышонок Плик на дороге?

- Какой был шарик по размеру?

- А как вы думаете, кто потерял шарик?

- Как мог шарик попасть на дорожку?

Воспитатель показывает вторую картинку

- Что мышонок стал делать с шариком?

Воспитатель выставляет третью картинку

- Какой стал шарик по размеру?

Четвертая картинка

- Чем закончилась игра с шариком?

- Что же случилось с мышонком?

Девочки гуляли на лугу и потеряли воздушный шарик.  Мышонок Плик искал зернышки, но вместо них нашел на дорожке маленький, воздушный красный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем. А когда ветер стих, мышонок Плик опять очутился на земле.

Кто хочет попробовать рассказать историю, которая произошла с мышонком Пликом? (3-4 рассказа)

Закрепление результата:

 Что мы сегодня делали?

Про что мы сегодня с вами придумали рассказ?

А вы дома маме с папой расскажите?

2 Образовательная ситуация:

Домик для гусеницы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым  последним элементом)

Цель: Продолжать учить детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте).

Задачи:

  1. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие.
  2. Продолжать обогащать словарь детей.
  3. Учить отгадывать загадки.

Словарь: зеленая, красное, спелое, сочное, веселая, добрая, залезла, увидела, прогрызла, построила.

Ход занятия: В группу вносится яблоко и предлагается его немного рассмотреть.

- Ребята, как вы думаете, что такое дом?

- У кого есть дома? (у людей, животных, насекомых)

Послушайте загадку и скажите о ком она:

Волосата, зелена,

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек,

А бегать не может.

- Как вы думаете, у гусеницы есть дом?

- А где она может жить? (в коре, в ягодах, фруктах, в цветах, на грибочке и т.д)

- А вот в таком нашем яблоке смогла бы гусеница жить?  (показываем наше наглядное яблоко)

Воспитатель выкладывает 3 картинки, а четвертая закрыта.

- Расскажи какая была гусеница (Как ее звали? Какого цвета?(зеленая) Какой характер у нее был (добрый, веселый)

- Что гусеница нашла на дереве? (Яблоко)

- А какое это яблоко? (красное, сочное, спелое)

- Что гусеница стала делать с яблоком?( грызть)

- Сколько дырочек гусеница прогрызла? (2)

- А как ты думаешь, гусеница просто хотела съесть яблоко или что-то другое с ним сделать? ( Она хотела построить домик)

Воспитатель открывает четвертую последнюю картинку.

- Ребята, смотрите, что сделала гусеничка с  яблочком? (Построила домик)

Воспитатель без предварительного проговаривания рассказа предлагает детям воссоздать историю, которая произошла с гусеницей.

3 Образовательная ситуация:

Как ворона горох вырастила:

Взрослый читает рассказ и  просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности и  самостоятельно составить рассказ.

Цель:  Учить детей составлять рассказы, на основе образца воспитателя, выкладывать сюжетные картинки в логической их последовательности.

Задачи:

  1. Учить раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.
  2. Продолжать учить составлять связанный краткий сюжет рассказа.
  3. Способствовать развитию осознанности правил составления серий картинок.

Ход занятия: Сюрпризный момент: в группу прилетает ворона, и она хочет детям что-то рассказать.

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в гости? (Ворона)

- Давайте спросим, как ее зовут. Скажи,  как тебя зовут? (Каркуша).

Каркуша  сегодня специально прилетела к нам за помощью. Ей прислал фотографии ее друг ворон, о том какая замечательная история с ним приключилась. Но Каркуша случайно уронила конверт, и все фотографии рассыпались. И теперь она не может выложить их в нужной последовательности и не понимает, что же произошло.  Давайте ей поможем?!

Воспитатель: Я расскажу, что произошло, а вы, ребята, попробуете разложить картинки в нужном порядке.

Рассказ: Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом. Петушка заметил ворон. Он ткнул клювом в мешок и оторвал заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворон стал лакомиться сладкими горошинками, а когда наелся, решил вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворон поглядывал на свои растения и радовался богатому урожаю гороха, который ему удалось вырастить.

Дети выкладывают картинки в нужной последовательности.

Затем следует физкультминутка. (Во время, которой картинки опять спутывают)

Воспитатель: Дети, наша Каркуша немного глуховата, она не очень хорошо расслышала мой рассказ, может быть, кто-нибудь из вас попробует рассказать ей историю, которая произошла с ее другом вороном? И покажет ей, как нужно раскладывать картинки?

Далее слушается 3-4 рассказа. (Если ребенку трудно воспроизвести рассказ, то воспитатель задает наводящие вопросы: Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю? Что петушок нёс домой? Кто заметил петушка? Что сделал ворон, чтобы полакомиться горохом? Почему ворон не съел весь горох? Как птица посеяла семена гороха в землю? Что показалось из земли после дождя? Когда на растениях появились стручки гороха? Чему радовался ворон?)

Воспитатель: Каркуше очень понравились ваши рассказы, когда ей снова понадобится ваша помощь, она снова прилетит к вам.

Рефлексия:

Воспитатель: - Дети, скажите, кто к нам сегодня прилетал?  (Ворона, Каркуша)

- А как она выглядит?  (Черная, с большим клювом)

- Что с ней случилось? (Она рассыпала фотографии)

Ребята, сегодня обязательно расскажите своим папам и мамам, кто к нам прилетал, и как мы помогли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Методический материал "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"

Методический материал "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"...

Методическая разработка конспекта ООД «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Подарок» с использованием ИКТ»

Развития связной речи у дошкольников через составление рассказа по серии сюжетных картинок с применением ИКТ...