Статья "Инновации в детской речи"
статья по развитию речи

Статья "Инновации в детской речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_det.rechi_.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Виды инноваций в детской речи.

Инновации в речи детей – самостоятельно созданные ими языковые единицы или модифицированные единицы взрослого языка.

И. А. Бодуэн де Куртенэ, замечательный лингвист, идеи которого во многом определили состояние современной лингвистической науки, не только настаивал на необходимости изучать разнообразные факты детской речи, но и оставил для потомства блестящие образцы такого анализа. В течение многих лет он записывал речь своих детей, снабжая эти записи подробным лингвистическим комментарием. Бодуэн полагал, что по детским инновациям можно предсказать будущее состояние языка.

Работы Бодуэна  вдохновили молодого К. И. Чуковского на изучение детской речи.

К. И. Чуковский не относил себя к лингвистам-профессионалам, в его книге поставлены языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями. Обсуждая вопрос о соотношении подражания и творчества при усвоении языка, он блестяще продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал, «эк велика речевая одаренность ребенка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила. Она проявляется не только в классификации окончаний, приставок и суффиксов, которую он незаметно для себя самого производит в своем двухлетнем уме, но и в той угадке, с которой он при создании слова выбирает для подражания необходимый ему образец. Само подражание является здесь творческим актом».

Особую роль в своих исследованиях отводил детским речевым инновациям А. Н. Гвоздев. Он называл их «образованиями по аналогии», подчеркивая психолингвистический механизм их возникновения. Сам факт их появления в речи ребенка свидетельствует, по мнению ученого, об усвоении того или иного грамматического явления «Мне кажется, — пишет исследователь, — что, привлекая только образования по аналогии детей дошкольного возраста, можно установить основной морфологический запас русского языка».

Виды инноваций:

Под детской речевой инновацией понимают любой языковой

факт, зафиксированный в речи ребенка и отсутствующий в общем употреблении.

В речи детей выявляются разные типы инноваций:

 - словообразовательные

 - формообразовательные  (морфологические)

 - лексико-семантические

 - синтаксические                                                                                                  

К разряду инноваций можно отнести и различные виды модификации единиц взрослого языка.

Словообразовательные инновации:


         Под словообразовательными инновациями мы понимаем слова, которые ребенок конструирует по моделям родного языка. Одной из причин появления словообразовательных инноваций является различие «между наличным лексическим запасом языка и ограниченным объемом лексикона ребенка. Необходимость заполнения «индивидуальных лакун» вызывает активизацию словотворчества». Дети прибегают к конструированию нового слова, не находя в своей памяти необходимого.  При этом они используют словообразовательные модели, которые уже освоены.

Суффиксальный способ:

 Суффикс -НИЕ :

 «Надоело уже ЕНИЕ» (еда);

«Чувствую  БОЛЕНИЕ»(боль);

«Мы уже совсем охрипли от СМЕЯНИЯ»(смеха)

Суффиксы -ТЕЛЬ(ТЕЛЬНИЦ), -НИК(НИЦ),

-ЛЬЩИК(-ЛЬЩИЦ):

«Я буду выступать, а ты будешь СМОТРИТЕЛЬНИЦА» «Ботинки надо к ПОЧИННИКУ нести»

«Петя — такой УЛЫБАЛЬЩИК. Все улыбается»

«Не умеешь ты мечтать. Плохая МЕЧТУНЬЯ!»

«А у меня внутри ВСПОМИНАТЕЛЬ есть!»

Суффикс -ЛК:

«Где ЗАВОДИЛКА от твоей машины?»

Градусник - ИЗМЕРЯЛКА

Щипцы для волос - ЗАВИВАЛКА

СЛУШАЛКА - телефонная трубка, фонендоскоп

Суффикс -ОСТЬ:

 «Не проходит эта ГОРЬКОСТЬ во рту»

«Я эту книгу не из-за ТОЛСТОСТИ взяла, а потому что картинки интересные»

«Никто в твоей УМНОСТИ не сомневается»

Суффикс –ИН:

«Какая в небе ГЛУБОЧИНА, а у деревьев ВЫСОЧИНА!»

Суффикс –ИТЬ:

«Буду УДОБИТЬ свою постель» (делать более удобной)

«Зачем я буду МОКРИТЬ свою чистенькую рубашечку?».

Приставочный способ:

 «Ты только посмотри, какая бабочка ПРИЦВЕТОЧИЛАСЫ»

 «Лодка разогналась, теперь БЕЗВЕСЕЛЬНО плывет»

«Смотри, как я руку твою ЗАТУЖИЛ!», т. е. туго перевязал

«А кто мне щеки так НАГОРЯЧИЛ?»

«Я так быстро расту, что скоро папу ОБРАСТУ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДЛОГОВ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ

«Прочитай мне ПРОЗВЕРИНУЮ книгу»

«У вас есть жидкость ОТКОМАРНАЯ?»

«Пуговица валяется ОТШУБНАЯ».

Глаголы, образованные от существительных:

  • суффиксальным способом:

 гармонь -ГАРМОНИТЬ, весна — ВЕСНОВАТЬ
«ВРАТАРИТЬ у вас буду!»
«Я буду НОЖИТЬ мясо а ты - МЯСОРУБИТЬ»
«Он и давай КОЛОКОЛИТЬ» (звонить в колокол)
«Пистолет хорошо ПИСТОЛЕТИТ?»

  • префиксально-суффиксальным способом:

грязь — НАГРЯЗИТЬ

  • суффиксально- постфиксальным способом:

клубок —КЛУБОЧИТЬСЯ «Смотри, как котенок КЛУБОЧИТСЯ!»

  • префиксально- суффиксально-постфиксальным способом:

бант – РАЗБАНТИТЬСЯ

Лексико —семантические инновации

Под лексико-семантическими инновациями понимается употребление нормативных слов в окказиональных значениях или замена одного слова другим по ассоциации, возникают из-за незнания значения слова. Появляются в речи детей между 2-мя—3-мя годами.

Расширение значения слова:

 «Посолить» употребляют не в значении «вносить соль в какое-нибудь кушанье», а в значении «посыпать каким-либо сыпучим веществом»:
«ПОСОЛИ САХАРОМ», «ПОСОЛИ ПЕСОЧКОМ».

 Аналогичнo: «НАСОРИ мне луку»; «РАЗГРЫЗИ мне зернышки молотком»; «Мы эту выкройку ПРИКЛЕИЛИ булавками»;

Слово «мяукать» использовано в расширенном значении  - «издавать любые звуки, характерные для животного»: «Как медведь МЯУЧИТ?»

Словo « шофер» дети часто используют его не в нормативном значении «водитель автомобиля», а в значении просто «водитель» (любого транспортного средства. Шофер оказывается у трамвая, троллейбуса, электрички и даже у повозки с лошадью:

«Смотри: ШОФЕР лошадь погоняет, а она не едет».

Глагол «включить» многие дети используют в расширительном значении «сделать так, чтобы нечто начало функционировать»:
«ВКЛЮЧИ ЗОНТИК», «ВКЛЮЧИ РУЧКУ», «ВКЛЮЧИ СПИЧКУ».

Почти все дети путают в определенном возрасте слова «ПИСАТЬ» и «РИСОВАТЬ»

Сужение значения слова:

«Это не для ЛЮДЕЙ, а для детей!»
«Я просила у тебя яичницу, а ты ГЛАЗУНЬЮ сделала»
«К нам такая красивая тетя приходила: ВОЛОС нет, одни кудри!»
-ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА:

«генеральный» - относящийся к генералу;            

«вертихвостка» - та, которая вертит хвостом; 

«Исключительный суп — его, что же, из КЛЮЧА сварили?»;

«Искусственный — значит, сделанный из КУСТА»;

«Всадник — это кто работает В САДУ»;

ПРИВРАТНИК — любитель приврать;

БАРАНКА - жена барана

Смешение близкозвучащих неоднокоренных слов:

фарс— фарш, экскаватор — эскалатор ,библиотека – аптека

- Смешение близкозвучащих однокоренных слов:

кожа – кожура; кожаный — кожный, горящий – горячий

Смешение антонимов:

вчера - завтра,

еще - уже: «Я ЕЩЕ большой, могу сам ложкой есть!»

Формообразовательными (морфологические) инновации

Под морфологическими (формообразовательными) инновациями понимаются не соответствующие норме формы существительных, прилагательных, глаголов, образованные ребенком, а  также изменение рода, склонения.

- Окказиональное конструирование основы глагола: «вставает», «скакает», «прятает», «сосает»; «нарисуть», «нарисовает», «целуть», «кладила», «сорвил», «нажмала».
- Унификация основы :
- сохранение неподвижности ударения: «ногами», «кита», «ушами», «спала», «попила»;
- устранение чередования согласных: «посидю-посижу», «находу-нахожу», «поскаку-поскачу», «гладу-глажу», «бежу», «стережу», «увиду»; «ухи»;
- устранение беглых гласных: «у львенока», «огуреца», «вынь палеца из рота», «на ковере», «терешь на терке», «выгну» (выгоню) из кровати»;
- устранение супплетивизма : «слоненки», «котенки», «ребенки», «мышонки», «поросенки»; «человеки», «людь»;

- Смешение окончаний существительных:
«это глазы», «роги», «вилком», «ложком», «лампов», «утятков», «оленев», «про гусев», «нет бусов», «на береге», «во рте», «на грибу»;
-
Образование недостающих форм числа существительных, в норме имеющих форму или только единственного, или только множественного числа: «резать ножницем», «колготка», «какой-то дров», «много капустов», «много мозаиков», «дрянев»;
-
Ошибки в словосочетаниях с числительными: «два пеленок», «три цветочков», «четыре лягушек», «две санки/два санка».
-
Устранение существительных среднего рода: «большую яблочку», «другую колечку», «большую ведерку», «другую мясу».
-
«Перевод» существительных из одного рода в другой: «другой липучек», «одна носочка», «маленькую листочку».

- Устранение существительных 3 склонения: «такую глупостю», «помазала мазем», «с солем», «морковка с грязей», «этого лошадя».

  • Смешение неодушевленных  и одушевленных существительных :

«смотреть месяца», «пирожка испечем», «про теремка», «про города», «дать кубика».

- Склонение несклоняемых существительных:

«играть на пианине», «едет на метре», «за бедной кенгурой», «ловить лассом».

- Окказиональное образование родовых пар у существительных:

«корова с коровом», «медвежиха», «папа крольчих», «утка и ут», «нельзя быть плаксом таким», «парикмахерка», «врачка», «командирщица».

- Окказиональное образование сравнительной степени прилагательных и наречий:

 «высотее», «чистее», «многее», «хорошее».

  • Смешение окончаний глаголов:

 «посплют», «едут», «грызят».

- Смешение суффиксов императива:

«стои», «пои», «искай», «не смеись».

- Смешение суффиксов причастий:

«машина сломата», «нос завязат», «место не занено», «расколонный».

- Окказиональное образование видовых пар глагола:

 «украшивать», «украдывать», «очистивать», «расстелять», «надобиться», «наискать».

Литература:

1. Елисеева М. Б. Классификация речевых ошибок детей с ОНР // Логопед., 2006,  № 1.
2. Елисеева М. Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед., 2005,  № 4.
3. Цейтлин С. Н.  Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи.  М.,  2009.
4. Цейтлин С.Н.Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: ВЛАДОС, 2000.
5. Чуковский К. И.  От двух до пяти. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Факторы, влияющие на формирование правильной речи.

Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и д...

Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...

Кинезиология в детской речи. Движение и речь.

laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...

Тренинг для родителей детей старшей группы по теме: "Все о развитии детской речи речи ".

- Способствовать развитию родительской уверенности, радости иудовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...

Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь?» «Все о развитии детской речи»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку....

все о развитии детской речи в детском саду 4-5 лет

все о развитии детской речи в детском саду 4-5 лет...