Кинезиология в детской речи. Движение и речь.
консультация по логопедии (старшая группа)

« Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.
В последнее время количество детей с нарушениями речи растет. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский церебральный паралич. И др.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kinest.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология в детской речи. Движение и речь.

« Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.

В последнее время количество детей с нарушениями речи растет. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский церебральный паралич. И др.

Нормально развивающийся ребенок уже к 3-м годам разговаривает, как «маленький взрослый», пользуясь всеми кодами языка.

СЛАЙД 2

  1. Лексический код- (лексика) словарь детей, который тесно связан с мышлением. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности, развития и общения с окружающими людьми приводит к постепенному обогащению словаря.
  2. Морфологический код – (грамматика) сложная система грамматических закономерностей  (прежде всего словообразования и словоизменения), основывающая на анализе речи окружающих.
  3. Синтаксический код ( синтаксис) подразумевает связь отдельных слов во фразе, с использованием всей грамматической системы языка.
  4. Фонетический код (фонетика) – система звуков речи, слогов, звукосочетаний. С позиции аспекта артикуляции, звук – это артикулема (моторная схема произнесения того или иного звука).

У детей с любым нарушением речи также в силу тех или иных причин страдает моторная база. Это наблюдается со стороны крупной, мелкой и артикуляционной моторики.

Чтобы глубже разобраться в тех или иных нарушениях моторного развития ребенка, рассмотрим уровни организации движения по Н.А. Берн штейну.

СЛАЙД 3

Уровни развития головного мозга и развития движения по Н.А. Берн штейну.

  • Уровень А – руброспинальный уровень
  • Уровень В- таламо-паллидарный ( подкорковый) уровень
  • Уровень С- пирамидно- стриальный уровень
  • Уровень Д- уровень предметных действий
  • Уровень Е- уровень интеллектуальных двигательных актов

Уровень А – руброспинальный уровень. Регулирует мышечный тонус, является фоновым, дает младенцу слаженное и укрепленное тело. Уровень А руководит построением и некоторых произвольных действий: вибрационно- ритмическое действие ( например: обмахивание веером, и удержание ручки при письме). Этот уровень начинает функционировать с первых дней жизни.

 

Уровень В- это уровень содружественных движений и двигательных штампов, уровень динамической координации, переключения, согласованной деятельности. Суть уровня В - это увязка целостного движения из составных частей. Этот уровень развернуто работает до 6 месяцев, движения рук еще не точны, ребенок часто и грубо промахивается.

Уровень С- более сложный уровень, в обеспечении которого участвуют подкорковые структуры и кора головного мозга. Уровень связан со зрительным анализатором, вписывает движения в пространство с помощью зрения. Уровень С   речи обеспечивает силу голоса, интенсивность артикуляционных движений, на письме- удержание строки, со стороны движений рук- схватывание и бросок.

Уровень Д-  этот уровень предполагает сформированность нижележащих уровней и обеспечивает любые смысловые действия ребенка: ловкость рук, движения губ и языка. Обеспечивает высокий автоматизм, когда движения выполняются без активного контроля сознания.

Уровень Е- это высший уровень организации движений, создающий мотив для двигательного акта и осуществляющий его основную смысловую коррекцию.  При письме на этом уровне происходит формулирование фразы, отбор слов.

Чем выше уровень, тем сложнее по своему строению движение, которым он может управлять. Надо отметить, что все моторные, психические и речевые процессы развиваются в результате поэтапного созревания структур головного мозга.

Таким образом, мы видим, что мозг в онтогенезе созревает этаж за этажом, обуславливая развитие и усложнение двигательной и речевой функций. Создавая нормальную речевую среду для развития всех четырех кодов языка, следует помнить также о создании нормальной двигательной среды для формирования моторной основы речи – кинетики.

Диагностика и коррекция двигательных нарушений.

Для того чтобы определить, как у ребенка сформирован конкретный двигательный уровень, ему следует предложить выполнить тот или иной двигательный тест. Например: стоять в течении 15 секунд закрытыми глазами, руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой, стопы должны быть расположены на прямой линии. Балансирование расценивается как минус.

Коррекция нарушений функций уровня А.

Задача: Нормализация тонуса мышц.

Физические упражнения: рекомендованы упражнения на равновесие т.е. удерживание какой либо позы без зрительной опоры, по словесной инструкции, чтобы ребенок научился чувствовать свое тело.

Артикуляционные упражнения: рекомендованы статические упражнения на удержание позы с целью научиться чувствовать свои органы артикуляции. Например: «окошко», « улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопаточка».

Упражнения для развития мелкой моторики.  Для развития мелкой моторики при коррекции нарушений функций уровня А.  Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку – разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.

Дети любят всех зверей: птиц и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла, обезьянку и осла ,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

Самомассаж фаланг пальцев, упражнение « крот» выполняется без зрительного контроля , самомассаж с использованием массажного коврика, упражнение с мячом ежиком.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».Цель: напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

Движение и речь. Кинезиология. Межполушарное взаимодействие.

В статье описано научное обоснование влияния движения тела и пальцев рук на интеллектуальное и речевое развитие. Приведены примеры упражнений на развитие межполушарного взаимодействия....

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...