Из опыта работы "Развитие речи по средствам мнемотехники
материал по развитию речи (средняя группа)
необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_sredstvami_mnemotehnki.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Радищевский детский сад №1»
Опыт работы
« Развитие речи дошкольника средствами мнемотехники»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К.Д. Ушинский
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
1. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к общению и взаимодействию, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.
2. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
3. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т.д.
Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Выделенная проблема определила методическую тему «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники».
Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов:
Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянской,
Т.А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.
Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д
Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях.
Целью моей работы является:
Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.
Для достижения этой цели были поставлены следующие
Задачи:
1. Внедрить технологию «Мнемонику» в образовательный процесс.
2. Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.
3. Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь, в процессе использования приемов мнемотехники.
4. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам.
5. Развить у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
6. Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи.
Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.
В своей работе я использовала разнообразные средства:
- наглядные, которые включают содержание развивающую предметно-
пространственную среды, дидактические игры для индивидуальной работы с
детьми, методический материал для папок-передвижек по проблемам
развития связной речи детей в процессе игр, общения, наблюдений, чтения
художественной литературы, художественно-продуктивной деятельности в
детском саду и дома;
- организационные: разработка планов работы с детьми и родителями по
созданию условий, способствующих развитию связной речи детей;
Материально-техническое обеспечение включает:
• Дидактические игры на разнообразные темы (времена года, фрукты,
овощи, животные, птицы и др.).
• Мнемотаблицы для пересказов, составления творческих рассказов.
• Предметные и сюжетные картинки.
• Демонстрационный и раздаточный материал.
• Разнообразная литература (стихи, потешки, пословицы, поговорки,
сказки, загадки).
• Игрушки, игры (мозаика, пазлы, кубики, конструкторы и др.).
• Предметы для театрализованной деятельности (разные театры,
ширма, фигурки животных, сказочных персонажей)
• Пальчиковые игры, упражнения.
• Инструменты и материалы для НОД и художественно-продуктивной
деятельности детей.
Работать с мнемотаблицами начала с детьми младшего дошкольного возраста - использовала простейшие схемы умывания, одевания.
Работу строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица.
На I этапе познакомила детей с символами – предлагала им картинки с символами и объясняла, что они означают. Картинки были понятны для восприятия детей. Постепенно заменяла их контурными или схематичными изображениями предметов. Когда дети научились читать символы, использовала мнемоквадрат – одиночное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. На данном этапе проводила с детьми дидактические игры «Подскажи словечко», «Найди пару» и другие.
На II этапе работали с мнемодорожками. На этом этапе учила детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например, при описании предметов предлагала детям п символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём использовала для работы с загадкой. На этом же этапе, используя мнемодорожки, учила детей составлять простые предложения из 2-3 слов.
На III этапе начала работу с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при заучивании потешек, стихов.
Выделила для себя этапы работы с мнемотаблицей:
1.Рассматриваем с детьми таблицы и разбираем то, что на ней изображено.
2.Перекодируем информацию, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.
3.Пересказываем информацию (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
4. Показывала детям знакомые таблицы, которые они расшифровывали и воспроизводили по ним рассказ.
В работе использовала практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.
Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:
- особенности эмоциональной личности ребенка;
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях подобрала модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Для изготовления мнемотаблиц использую картинки и символические изображения предметов, найденные в сети Интернет. В работе с детьми младшего дошкольного возраста использовала цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, трава – зеленая, медведь – коричневый. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работу по развитию связной речи дошкольников с помощью мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- теоретические семинары;
- мастер-классы;
- Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка».
Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике.
Для родителей были изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу».
Для развития компетенции родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи ребенка дома проведен мастер-класс на тему «Учим ребенка запоминать. Тренируем память!».
Родители посещают совместные мероприятия. По результатам анкетирования выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.
Вывод: Используя данную методику в работе с детьми младшего дошкольного возраста, сделала вывод: мнемотаблицы эффективны в работе с детьми дошкольного возраста т.к. увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его. Их нужно использовать в качестве наглядного материала при составлении описательных и повествовательных рассказов, заучивания потешек и стихотворений, загадывании загадок. Мнемотаблицы можно использовать и для овладения детьми некоторыми навыками самообслуживания – одевание, умывание.
Результативность: Результатом работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику мониторинга развития речи детей. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось, связная речь у детей улучшилась
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники»
В творческом отчете автор предоставляет материалы по данной теме, в который входит выделение актуальности проблемы, способов ее решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями, а так ж...
Проект «Формирование речи дошкольников средствами мнемотехники»
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. УшинскийОвладение родн...
Презентация "Развитие связной речи воспитанников средствами мнемотехники»
развитие речи с помощью мнемотаблиц...
методическая разработка "Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники"
Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человек...
Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...
Статья. Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связ...
Проект "Развитие связной речи детей средствами мнемотехники"
Проект разработан для дошкольников старшенго возраста....