Из опыта работы "Развитие речи по средствам мнемотехники
материал по развитию речи (средняя группа)

Пащанова Елена Владимировна

необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_sredstvami_mnemotehnki.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Радищевский детский сад №1»

                    Опыт работы

« Развитие речи дошкольника средствами мнемотехники»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать

                                     таких слов с картинками, и он их усвоит на    лету.

К.Д. Ушинский

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой  речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной.  По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

1. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к общению и взаимодействию, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.

2. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

3. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь  скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически  не связаны между собой  и т.д.

Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

Выделенная проблема определила методическую тему  «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники».

Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного  развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов:
Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянской,
Т.А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.

       Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д

 Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Мнемотехника помогает развивать:

- мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. 

Целью моей работы является:

Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.

 Для достижения этой цели были поставлены следующие

 Задачи: 

1.      Внедрить технологию «Мнемонику» в образовательный процесс.

2.   Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.

3. Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь, в   процессе использования приемов мнемотехники.

4. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам.

 5.   Развить у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

 6.      Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи.

 Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

 В своей работе я использовала разнообразные средства:

- наглядные, которые включают содержание развивающую предметно-

пространственную среды, дидактические игры для индивидуальной работы с

детьми, методический материал для папок-передвижек по проблемам

развития связной речи детей в процессе игр, общения, наблюдений, чтения

художественной литературы, художественно-продуктивной деятельности в

детском саду и дома;

- организационные: разработка планов работы с детьми и родителями по

созданию условий, способствующих развитию связной речи детей;

Материально-техническое обеспечение включает:

• Дидактические игры на разнообразные темы (времена года, фрукты,

овощи, животные, птицы и др.).

• Мнемотаблицы для пересказов, составления творческих рассказов.

• Предметные и сюжетные картинки.

• Демонстрационный и раздаточный материал.

• Разнообразная литература (стихи, потешки, пословицы, поговорки,

сказки, загадки).

• Игрушки, игры (мозаика, пазлы, кубики, конструкторы и др.).

• Предметы для театрализованной деятельности (разные театры,

ширма, фигурки животных, сказочных персонажей)

• Пальчиковые игры, упражнения.

• Инструменты и материалы для НОД и художественно-продуктивной

деятельности детей.

 Работать с мнемотаблицами начала с детьми младшего дошкольного возраста -  использовала простейшие схемы умывания, одевания.

     Работу строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица.  

       На I этапе познакомила детей с символами – предлагала им картинки с символами и объясняла, что они означают. Картинки были понятны для восприятия детей. Постепенно заменяла их контурными или схематичными изображениями предметов. Когда дети научились читать символы, использовала мнемоквадрат – одиночное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. На данном этапе проводила с детьми дидактические игры «Подскажи словечко», «Найди пару» и другие.

      На II этапе работали с мнемодорожками.  На этом этапе учила детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например, при описании предметов предлагала детям п символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём   использовала для работы с загадкой.  На этом же этапе, используя мнемодорожки, учила детей составлять простые предложения из 2-3 слов.

      На III этапе    начала работу с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при заучивании потешек, стихов.

Выделила для себя этапы работы с мнемотаблицей:

1.Рассматриваем с детьми таблицы и разбираем то, что на ней изображено.

2.Перекодируем информацию, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.

3.Пересказываем информацию (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

4. Показывала детям знакомые таблицы, которые они расшифровывали и воспроизводили по ним рассказ.  

       В работе использовала  практические, словесные, наглядные методыВсе методы и приемы использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.

     Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:

- особенности эмоциональной личности ребенка;

- его индивидуальные социально-психологические особенности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.         Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения.

       Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях подобрала модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных.  Для изготовления мнемотаблиц использую картинки и символические изображения предметов, найденные в сети Интернет.   В работе с детьми младшего дошкольного возраста использовала цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, трава – зеленая, медведь – коричневый.  Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работу по развитию связной речи дошкольников с помощью мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями.

Формы работы с родителями:

- консультации;

- теоретические семинары;

- мастер-классы;

- Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка».

Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике.

Для родителей были изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу».

Для развития компетенции родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи ребенка дома проведен мастер-класс на тему «Учим ребенка запоминать. Тренируем память!».

Родители посещают совместные мероприятия. По результатам анкетирования выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.

Вывод: Используя данную методику в работе с детьми младшего дошкольного возраста, сделала вывод: мнемотаблицы   эффективны в работе с детьми дошкольного возраста т.к. увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его. Их нужно использовать в качестве наглядного материала при составлении описательных и повествовательных рассказов, заучивания потешек и стихотворений, загадывании загадок.  Мнемотаблицы можно использовать и для овладения детьми некоторыми навыками самообслуживания – одевание, умывание.

     Результативность: Результатом работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику мониторинга развития речи детей. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось, связная речь у детей улучшилась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники»

В творческом отчете автор предоставляет материалы по данной теме, в который входит выделение актуальности проблемы, способов ее решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями, а так ж...

Проект «Формирование речи дошкольников средствами мнемотехники»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. УшинскийОвладение родн...

методическая разработка "Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники"

 Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человек...

Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»

Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...

Статья. Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие»   - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связ...

Проект "Развитие связной речи детей средствами мнемотехники"

Проект разработан для дошкольников старшенго возраста....