Использование лэпбука на занятиях по развитию речи.
статья по развитию речи

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности. Дети не хотят заниматься тем, что им неинтересно.  Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, одной из которых является лэпбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование лэпбука на занятиях по развитию речи.

В условиях реализации ФГОС приветствуются и широко внедряются инновационные технологии, направленные на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Педагог стремиться проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.

На сегодняшний день лэпбук не совершенно новое, но, тем не менее, интересное и незаменимое методическое пособие. Многие педагоги используют данную технологию в своей практике.

Целью данной технологии является: систематическое изучение нового и закрепление ранее изученного материала.

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук дает возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировки информации.

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

 • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

• многофункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

 • вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

 • его структура и содержание понятны детям старшего дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

 Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

 • увеличить объем коррекционного воздействия.

          Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который отвечает требованиям ФГОС. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповую: используя на познавательных занятиях, и для развития детской речи (работа со стихами, загадками, скороговорками, пальчиковыми играми и т. д.). Технология лэпбук это современный подход к организации работы по познавательному, коммуникативному, творческому и речевому развитию, который позволяет заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной. В свободное время лэпбук является незаменимым средством для индивидуальной работы.        Лэпбук может стать творческим продуктом исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка. Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Одной из таких форм являются работа и занятия с лэпбуком.

В первую очередь содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Раскрывая тему, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем направлениям. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук должен давать возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок станет активен в выборе содержания своего образования.

Для развития речи детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные лэпбуки :

«Тематические лэпбуки» - которые позволят закрепить и расширить знания, развить познавательные, творческие, коммуникативные, исследовательские и речевые способности детей в рамках конкретно заданной темы.

«Лэпбуки по русским народным сказкам» - которые способствуют развитию познавательных и речевых способностей детей посредством развивающих заданий и игр, а так же закреплению и обобщению знаний детей о русских народных сказках.

«Лэпбуки по развитию речи дошкольников» - интерактивное пособие, в котором собран материал направленный именно на речевое развитие дошкольников. Такие лэпбуки нужно креативно оформить и оригинально назвать. К примеру: «Речевичок»«Развивайка»«Весёлый язычок»«Говоруша»«Говорим правильно». И конечно, наполнение речевого лэпбука будет значительно различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Варианты заданий для наполнение речевого лэпбука для детей младших и средних групп.

1. Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами. (В младшем возрасте большое внимание уделяется заданиям на становление правильной артикуляции).

2. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.

3. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом. (Малыши учатся осмысливать родо-видовые понятия).

4. «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета. (Дети осваивают в речи понятия «один-много»).

5. «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать. (Малыши узнают больше названий животных и учатся произносить названия их детёнышей).

6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.). (Малыши учатся подбирать прилагательные к существительным (добрый, весёлый, радостный, грустный, злой).

7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать. (Малышам предлагаются простые картинки, где изображается узнаваемое действие, которое нужно назвать (задание на употребление в речи глаголов)

8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).

9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам. (В младшей группе малыш уже может осваивать речевое понятие «антонимы»)

10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры, с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок»«Теремок»). (Малыши учатся драматизировать простые сказки)

11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам. (Картинки можно оригинально оформить как кадры киноплёнки)

12. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Варианты заданий для наполнение речевого лэпбука для детей старших и подготовительных групп

1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать. (По отдельному атрибуту дошкольник должен угадать профессию и немного рассказать о не).

2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений. (С помощью мнемотаблиц учить стихотворения намного легче).

3. Чистоговорки (сопровождаются картинками)(Глядя на картинку, ребёнок вспоминает нужную чистоговорку).

4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц)(По мнемотаблицам также можно рассказывать скороговорки)

5. Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти. (Составлять рассказы по картинкам очень увлекательн).

6. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями)(Задание закрепляет знание пословиц)

7. Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту). (В старшем возрасте ребята продолжают драматизировать сказки, только уже с более сложным сюжетом)

8. Набор букв для составления слов.

9. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).

10. «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.

11. «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук). (По заданию воспитателя дошкольник находит в слове определённый звук).

12. Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года»«Животное».

13. Загадки.

14. Ребусы.

Лэпбук можно полностью разработать и сделать самому, а можно воспользоваться уже готовыми шаблонами, которые находятся на бескрайних просторах сети Интернет, но, как правило, они все платные.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лэпбук - это не просто книжка с картинками, это учебное пособиесредство развития речи детей. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется, что позволяет сделать увлекательной формой работы и условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования, и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе воспитателя и детей.

Видеоматериалы по организации работы по развитию речи дошкольников:

  1. Лэпбук для развития речи. Что это такое и как с ним играть

https://youtu.be/dh4TWvVXZ98

  1. Мини лэпбук по развитию речи, для детей дошкольного возраста

https://youtu.be/JLNzTLKzG7c

  1. Лэпбук "Развитие речи" https://youtu.be/RXf6M-5Ymdg
  2. Обзор лэпбука "Развитие речи на младший и средний возраст» https://youtu.be/AtZC0urY9zQ
  3. Лэпбук по развитию речи детям старшего дошкольного возраста. Рощина О. М. и Никитина О. Д.  https://youtu.be/9CmxxcroHx0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....

Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи.

Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи для заучивания стихов, загадок, составлению рассказов....

Использование картин на занятиях по развитию речи

Использование картин на занятиях по развитию речи...

Консультация для педагогов: «Использование психогимнастики на занятиях по развитию речи»

Использование психогимнастики на занятиях по развитию речи...

Использование презентаций на занятиях по развитию речи дошкольников

Дополнение к консультации по использованию презентаций на занятиях по развитию речи дошкольников...