Проект
проект по развитию речи (средняя группа)

Ишпаева Лиана Петровна

Логоритмика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx145.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

(МДОАУ детский сад № 28)

Педагогический проект

«Логоритмика - как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

https://sun9-87.userapi.com/c855032/v855032576/1d4ac9/hUOq8d5RLFo.jpg

Выполнила:

воспитатель первой квалификационной категории                                                           Ишпаева Лиана Петровна

89373631606

г. Нефтекамск, 2022 год

Содержание:

  1. Краткая  аннотация  проекта………………………………………………      3
  2. Обоснование необходимости проекта…………………………………..........3
  3. Цели и задачи проекта……………………………….......................................4
  4. Основное содержание проекта………………………………………………. 5
  5. Ресурсы…………………………………………………………………………7
  6. Партнеры……………………………………………………………………….7
  7. Целевая аудитория……………………….……………………………………7
  8. План реализации проекта……………………………………………………..7
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………..10
  10. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………11
  11. Вывод…………………………………………………………………………..11

  1. Краткая аннотация проекта

Настоящий проект  направлен  на психомоторное и речевое развитие детей  дошкольного возраста методами логоритмики.

Логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе музыки и движения, направленные на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Проект рекомендован для использования  воспитателями и специалистами  ДОУ, педагогами дополнительного образования, и родителями.

Представленная  модель  позволяет любому педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста,  дополнить систему работы по психомоторному и речевому развитию инновационными технологиями и способствовать всестороннему развитию  личности.

  1. Обоснование необходимости проекта

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработанный  на   основе   Конституции Российской Федерации  и  законодательства  Российской  Федерации  и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организованных форм дошкольного образования,  прежде  всего  в  форме  игры, познавательной и исследовательской  деятельности, в   форме творческой активности, обеспечивающей развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Чистая речь одно из условий полноценного развития личности. Она не формируется сама по себе и не является врожденной способностью, речь формируется путем систематического выполнения упражнений, развивающих моторику артикуляционного аппарата и постоянного общения с ребенком с окружающих. Развитие звуковой стороны речи зачастую происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами  собой  эти недостатки не исправляются, необходимо должное вмешательство педагогов и специалистов. Развитию чистой речи способствует педагогические занятия логоритмикой.

Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных, музыкально – речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи – слова, музыки и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Новизна проекта заключается в  использовании приемов логоритмической гимнастики в развитии психомоторики и речи детей дошкольного возраста.

Объект проекта – логоритмика - как средство развития и стимулирования  речи и моторики у детей.

Предмет проекта – процесс речевого и психомоторного  развития детей дошкольного возраста.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: содействовать психомоторному и речевому развитию детей дошкольного возраста средствами логоритмической гимнастики, создание необходимого двигательного режима и положительного настроя в режимных моментах.

Задачи проекта:

  • совершенствование психомоторных и речевых функций детей;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) методами логоритмики;
  • создание  игровых приемов для психомоторного и речевого развития и апробация игровых приемов с приемами логоритмики с детьми дошкольного возраста;
  • обеспечение эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития речи и психомоторики детей дошкольников.     
  1. Основное содержание проекта.
  • изучение методической и нормативной литературы по теме;
  • беседы и наблюдения;
  • интернет ресурсы;
  • применение дидактических игр по теме.

Механизмы реализации проекта:

  • выступление на педсоветах ДОУ;
  • проведение мастер-класса для педагогов ДОУ;
  • распространение электронных версий дидактического материала;
  • распространение опыта работы через публикации;
  • распространение опыта на ГМО.

Проект базируется на общепедагогических принципах:

  • гуманно-личностного подхода – реализуется путем формирования отношения к себе, окружающим миру;
  • содружества и сотрудничества взрослых и детей;
  • единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
  • уважительного отношения к личности;
  • диалогичности и сотрудничества.

Эффективность развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста определяется соответствующими   педагогическими условиями:

  1. Создание и реализация усложняющихся занятий и заданий для дошкольников.
  2. Переоборудование групповых помещений для повышения познавательной мотивации и двигательной активности. Подготовка специальных пособий для выполнения заданий детьми.
  3. Включение родителей в процесс работы с детьми (ведение индивидуальных дневниковых записей, совместная деятельность с ребенком по выполнению развивающих заданий, консультирование).
  4. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
  5. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  6. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  7. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к выполнению поставленной цели.

 Интеграция образовательных областей:

  •  Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие включает формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  • Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Закладывается художественно-эстетическое развитие личности: музыкально-ритмические движения, элементы хореографических упражнений; восприятие музыки, фольклора.
  • Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, крупной и мелкой моторики, артикуляционной моторики и дыхательные упражнения.

5. Ресурсы

Ресурсное обеспечение

Кадровые условия

Учебно-методические ресурсы

Интеллектуальные

ресурсы

Организационные

ресурсы

Материально-технические ресурсы

воспитатели

методическая и художественная литература,

дидактические игры

педагогические технологии, педсоветы, консультации, семинары,

конкурсы

налаживание тесных связей с партнерами, использование педагогических приемов

пособия,

изготовленные своими руками, использование

6. Партнеры: родители (законные представители) воспитанников.

7. Целевая аудитория: воспитанники средней группы, воспитатели.

8. План реализации проекта

I этап. Информационно-аналитический

  • Изучение программ по  развитию речи и психомоторики дошкольников.
  • Определение уровня  психомоторного и речевого развития воспитанников. Выявление запросов и отношения родителей к проблеме  развития психомоторики и речи  детей дошкольного возраста.
  • Преобразование развивающей среды группы, оснащение  универсальными пособиями и оборудованием.
  • Построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей: составление плана обучения детей дошкольного возраста в режиме дня средствами логоритмики, способствующими психомоторному и речевому развитию.
  • Определение форм работы с детьми по развитию  психомоторики и речи детей дошкольного возраста.

II этап – практический 

  •  практическое апробирование приёмов логоритмики в воспитательно-образовательном процессе;
  • повышение компетентности родителей в вопросах развития психомоторики и речи детей  дошкольного возраста;
  • Обеспечение преемственности в деятельности  воспитателей и родителей воспитанников.

Логоритмика включает следующие виды упражнений:

  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
  • Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
  • Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;
  • Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).

III этап – результативный 

  • презентация пособия;
  • анализ  результатов деятельности;
  • оформление материалов деятельности с целью дальнейшей трансляции.        

 9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

  • пополнилась развивающая среда  универсальными пособиями, дидактическим и игровым материалом (многофункциональное пособие «Удивительная поляна», дидактические игры «Расскажи сказку»);
  • повысилась доля воспитанников с высоким уровнем психомоторного и речевого  развития;
  •   усовершенствован  методический материал,  позволяющий осуществлять деятельностный подход к развитию  речи и психомоторики дошкольников, заключающийся в:

в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных и нетрадиционных форм работы;

-  в создании картотеки логоритмических упражнений, методических   рекомендаций (Картотеки: пальчиковые гимнастики, артикуляционные упражнения, народные хоровые игры, потешки, считалки, песенки, по развитию связной речи, скороговорки, чистоговорки).              

10. Перспективы развития.

С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития ДОУ определить реализацию дальнейшей работы:

  1. продолжать работу по развитию речи и психомоторики  детей дошкольного возраста приёмами логоритмики;
  2. разработка пособий;
  3. повышение уровня творческого потенциала педагогов ДОУ, родителей.

Вывод.

Каждая логоритмическая образовательная деятельность имеет сюжетный характер и построена на игре. Поэтому она дает детям радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса каждого ребенка. Неоценимо ее значение для сохранения и укрепления здоровья детей, а так же для развития речи. Логоритмические упражнения помогают укреплению костно – мышечного аппарата, развивают дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия. Так же развиваются: правильная осанка, походка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его физическое здоровье.

Под влиянием регулярных логоритмических упражнений, игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик у детей происходит положительная перестройка сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а так же развиваются эмоционально – художественные стороны личности ребенка.

11. Литература

  1. Анищенкова, Елена Степановна. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: [программа обучения в детском саду]/  - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
  2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
  3. Воронова, Алла Евгеньевна. Логоритмика для детей 5-7 лет: занятия и упражнения/ . - Москва: Сфера, 2010.- 144 с
  4. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г.
  5.  «Музыкальные игры, ритмические  упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.
  6. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
  7. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...