«Тайны Русского леса»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Волошина Татьяна Александровна

Цель: Расширять знания детей о лесе.

Задачи:

  • Закрепить понятия: лиственный, хвойный, березовая роща, дубрава, сосновый бор, ельник, смешанный лес.
  • Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.
  • Уточнить представление детей о том,  что такое природа.

Материал: рассказ М. Пришвина «Моя Родина»; стихотворение И. Никитины «Лес»; репродукция картин; презентация «Время года в лесу», игрушка «Лесовичок».

Словарь: хвойный, лиственный, дубрава, бор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи «Тайны Русского леса»

Цель: Расширять знания детей о лесе.

Задачи:

  • Закрепить понятия: лиственный, хвойный, березовая роща, дубрава, сосновый бор, ельник, смешанный лес.
  • Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.
  • Уточнить представление детей о том,  что такое природа.

Материал: рассказ М. Пришвина «Моя Родина»; стихотворение И. Никитины «Лес»; репродукция картин; презентация «Время года в лесу», игрушка «Лесовичок».

Словарь: хвойный, лиственный, дубрава, бор.

Ход занятия

- Сегодня, дети, мне хочется продолжить разговор о нашей Родине. Только сначала напомните нам, что такое Родина? Я хочу познакомить вас с рассказом русского писателя «Моя Родина» (чтение рассказа)

- О чем говорит писатель в этом рассказе? Что в нем главное? (подвести детей к выводу, что человеку нужна Родина: охранять природу - значит охранять - Родину).

- А как вы думаете, что такое природа? (ответы детей)

- Дело в том, что человек - это часть природы. Только, в отличие от рыб, птиц, зверей, растений, человек обладает умением думать, решать, самому выбирать, каким ему быть - добрым или злым, ленивым или трудолюбивым, совершать хорошие поступки или дурные. От того, что он выберет, зависит, каким он будет. Слова охранять природу означают беречь все, что окружает нас, в том числе и человека.

Природа нашей России необычно красива. Сегодня мы поговорим о русском лесе, о его тайнах. Вот одна из таких тайн. Рассмотрите внимательно эти картины (сосновый бор, березовая роща, дубрава). На всех картинах изображен лес, наш русский лес, но очень разный. В чем вы видите различия? (рассуждения).

А бывает лес, в котором растут только березы, называется такой лес – березовая роща, березняк; где растут только дубы, -  дубрава; где растут сосны, - сосновый бор; там, где растут ели, - ельник. Как вы думаете, бывает такой лес, где растут березы, и ели, и дубы, и сосны, и липы, и рябины, и осины – лес, где все деревья перепутаны? Как называется такой лес? (смешанный). Вот, оказывается какой не обычный наш русский лес!

У леса много тайн и секретов. Словно волшебник, он все время меняется. Зимой он какой? Весной, летом, осенью? (ответы детей). В разную погоду он тоже разный. В тихий, безветренный день лес поражает своей глубокой тишиной, в бурю – пугает воем ветра, треском сучьев, в мороз – завораживает своей белоснежной, хрустальной красотой, в солнечный день – блеском золота и серебра. (беседа сопровождается показом слайдов) Не случайно о лесе писали стихи многие поэты. И как раз о том, как лес меняется, написал удивительное стихотворение поэт И. Никитин, которое называется «Лес». (прочитать)

- А ведь мы с вами тоже волшебники и умеем превращаться! Муз. игра «Лесные превращения»

Раздается голос: «А я знаю еще одну тайну!»

- Ребята, как вы думаете, кто это, чей это голос? Это говорит наш Лесовичек. Послушаем его?

- Вот у меня две ветки деревьев. Чем они отличаются друг от друга? (ветка лиственного и хвойного дерева).

В ходе беседы делается вывод: деревья с иголками – хвойные, деревья с листьями – лиственные.

Лесовичок: Еще одна тайна! Какой лес и зимой, и летом – одним цветом? (ельник, сосновый бор, беседа, размышление).

- Спасибо тебе, Лесовичок, за помощь!

Сколько мы с вами узнали лесных тайн? Давайте вспомним их?!

1-я тайна: разные виды леса – березовая роща, сосновый бор, дубрава, ельник.

2-я тайна: лес меняется в разное время года и в разную погоду.

3-я тайна: лес бывает лиственный и бывает хвойный.

4-я тайна: хвойные деревья вечно зеленые.

Тайн у леса еще очень много, о них мы поговорим в другой раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина с родителями "тайны зеленого леса"

викторина с родителями тайны зеленого леса"...

комплексное итоговое НОД "тайны осеннего леса"

Цель НОД:Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитатель -образовательного процесса....

НОД в форме интегрированного занятия "Тайны зимнего леса". Направление "Познавательно- речевое".

  КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ                     Направление «Познавательно-речевое ра...

Презентация – экскурсия по мини-музею «Тайны осеннего леса»

Презентация – экскурсия по мини-музею «Тайны осеннего леса»   (в рамках социально-значимого проекта взаимодействия ДОУ, социума и семьи «Хочу все знать» с детьми подготовительной группы)...

Конспект досуга по экологии в подготовительной группе «ТАЙНЫ ЗЕЛЁНОГО ЛЕСА»

Задачи:- Закреплять  знания детей  о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.       - Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять ...