конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Чтение рассказа Л.Н. Толстого прыжок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Есауленко Марина Васильева

  22.

Конспект занятия. Тема «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» »

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns22.12.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе.

Тема «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» »

Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок».

Задачи:

 образовательные:  формировать умение  детей  внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:  способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

 воспитательные:  воспитывать интерес  к произведениям художественной литературы.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание портрета, иллюстраций; словесный метод: беседа, рассказ о творчестве писателя, пояснения.

Словарная работа: палуба, мачта, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», картина  парусного корабля.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности.

                             

                   Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне… Все ли вы сегодня поприветствовали друг друга?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Собрались все дети в круг ты мой друг, и я твой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Дети, давайте улыбнемся  друг другу и нашим гостям, пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

      Чистоговорка «МОРСКОЕ ДНО. РЫБЫ»

АН – АН – АН - глубокий океан                                                                            

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря                                                                                      

НА – НА – НА – обитатели морского дна                                                                

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне                                                                      

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА - под водою красота                                                          

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги                                                          

АК – АК – АК - проползает рак                                                                          

СИ – СИ – СИ - резвятся караси

УШКИ – УШКИ – УШКИ - красивые ракушки                              

МЕИ – МЕИ – МЕИ - есть морские змеи                                                          

НЕК – НЕК – НЕК - маленький конек                                                              

АЙ – АЙ – АЙ - рыба-попугай                                                                          

РЕНА – РЕНА – РЕНА – страшная мурена                                                          

          Воспитатель:

- Ребята, желать добра  друг другу можно не только приветствием, но и через поступки, отношения. Как же это можно сделать?

Дети: не обижать товарищей, помогать всем окружающим, любить всё живое.

Воспитатель:  Как совершать добрые дела,  могут научить  наши умные верные друзья – книги.  Я приглашаю вас пройти к книжной выставке. Присаживайтесь на стулья. (Книжная выставка представлена книгами  с произведениями:  рассказ «Был у Пети и Миши конь», рассказ «Филипок», рассказ «Галка и кувшин»,  рассказ «Котенок», рассказ «Булька», рассказ «Акула», рассказ «Два товарища» портрет Толстого).

-Ребята, посмотрите внимательно, есть ли знакомые вам книги?

 Дети рассматривают иллюстрации книг и вспоминают содержание рассказа «Был у Пети и Миши конь»

Воспитатель:

- Ребята, о чём говорится в рассказе  «Был у Пети и Миши конь»?

Дети: В рассказе говорится о том, что мальчики не поделили игрушку.

            Воспитатель:  - Чему учит рассказ?

Дети: Нужно уметь дружить: делиться игрушками.

Воспитатель: Да, я вспомнила такую пословицу  о дружбе                           «Дружба всего дороже».

           Воспитатель: О чем говорится в рассказе «Котенок»? Чему учит этот рассказ.

Дети: Учит не оставлять животных без присмотра, заботится о своих питомцах.

Воспитатель: а рассказ «Два товарища». Учит нас не бросать друзей в беде, не высмеивать. Учит взаимопомощи, состраданию.

- Молодцы! Ребята, мы рассмотрели книги нашей выставки.

 Скажите, а что общего между всеми этими книгами.

Дети: - Герои этих книг,  дети и животные. Написал Л. Толстой.

Воспитатель: - Автор этих рассказов Лев Николаевич Толстой (показываю портрет писателя). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Толстой жил очень-очень  давно, почти 200 лет назад, и прожил 82 года. Всю свою жизнь Толстой писал книги для детей и не только его знаменитые романы «Война и мир», «Анна Коренина» известны во всем свете. Их перевели на другие языке и сняли по произведениям фильмы. У него была большая и дружная семья. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, о добре и зле, человеческих поступках. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких. Все произведения Толстого поучительны.

А сейчас я предлагаю вам викторину «Из какого рассказа иллюстрация». (5 картинок)

          Основная часть

Воспитатель:- Ребята, сегодня я хочу познакомить с рассказом Л. Толстого «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль…

 (Воспитатель показывает картину  корабля).

Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое палуба?(Ответы детей)

Палуба – пол корабля.(повторите2 раза)

Мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8- этажного дома. (Показываю и объясняю, что такое палуба, мачта).      

Мачта – столб на палубе, к которому крепятся паруса. 

         Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

         Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

         Два аршина - около полутора метров. (Показать)

         Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

         Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

 Корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например обезьян.

- Ребята, вы хотели бы отправиться в морское  путешествие?

- Я приглашаю вас в необычное путешествие…

Физкультминутка «Корабль в море»

Волны плещут в океане имитация рукой

Что нам чудится в тумане

Это мачты кораблей (машут рукой)

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем! (шагают на месте)

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

          Чтоб побольше их собрать ( приседания)

Надо чаще приседать.

        Вверх потянемся , пройдемся и на место все вернемся.

Воспитатель:  Немного отдохнули, набрались сил. Ну а теперь, отправляемся  в путешествие и необычное оно  потому,  что будет оно вместе с героями рассказа  Л. Толстого «Прыжок».

 (Сели правильно и  внимательно слушайте).  Напоминание об осанке.                  

Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

После прочтения небольшая пауза. Затем беседа по содержанию. Воспитатель:-  Понравился вам рассказ?

Дети: Да!

Воспитатель: Назовите главных героев этого рассказа?

Дети: (полным ответом) Главные герои рассказа мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель: Где происходят все события?

Дети: События происходят на палубе корабля.

Воспитатель: Почему весь народ был на палубе? 

Дети: Весь народ собрался на палубе, потому что была тихая погода.

 Воспитатель: Что происходит на палубе?

Дети: Обезьяна сорвала шляпу с мальчика.

         Воспитатель: Как ведёт себя мальчик? - Какие чувства при этом испытал мальчик?

        Дети: (Он обиделся на смех матросов. Покраснел, скинул куртку…)

Дети: Мальчик бросился за обезьяной.

Воспитатель:  Что означает -  мальчик «раззадорился»? (развеселился)

         Воспитатель:- Что мы знаем про мальчика?

         Дети: (Он сын капитана, ему 12 лет)

         Воспитатель: - Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? 

       Дети: (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле,  он не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

Воспитатель: Как ведут себя люди?

Дети: Люди смеются.

Воспитатель: Какая опасность подстерегала мальчика?

Дети : Он мог разбиться

Воспитатель: От чего опомнился мальчик?

Дети: Мальчик опомнился, потому что кто-то ахнул от страха.

Воспитатель: Кто заставил мальчика прыгнуть вниз?

Дети: Отец заставил сына прыгнуть вниз.

Воспитатель: Чем закончилась эта история?

Дети: Мальчик остался жив, а отец плакал от счастья и потрясения.

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?

Дети: Да нам жаль мальчика. Он мог разбиться.

Воспитатель: Как вы считаете мальчик правильно поступил, что залез так высоко?

Дети: не правильно

Воспитатель: А за что хвалим мальчика?

 Дети: Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

 Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Чему вас научил этот рассказ?

Дети: Каждый поступок нужно обдумать прежде, чем его совершить, ведь необдуманный поступок может сильно  огорчить взрослых, родителей.

Физминутка.

Игра восстанови последовательность:3 картинки с иллюстрациями. Вызывается названный ребенок.

               Заключительная часть. Итог занятия

Воспитатель: Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала?  Кто автор этого рассказа? Почему рассказ  называется «Прыжок»?  

Дети: Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.) главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.).

Воспитатель:  Дети, пока вы работали, я вспомнила очень хорошую пословицу «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. Я хочу подарить вам паруса в знак хорошей работы на занятии.

Пусть произведения Л. Толстого учат вас только доброму по отношению к себе и другим.