Проект на тему: "Осень" с использованием мнемотаблиц
проект по развитию речи (старшая группа)

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли  приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию в образовательном.

Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию, развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №35 Семенова В.В. ПРОЕКТ «Осень» с использованием мнемотаблиц Санкт – Петербург 2022 год

Слайд 2

Актуальность Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей . Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию в образовательном. Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию, развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Слайд 3

1. Вид проекта – краткосрочный , речевой, групповой. 2. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель – Семенова В.В., родители. 3. Продолжительность – 24.10-30.10. 2022 г. 4. Новизна проекта - мнемотаблицы, комплексный подход. 5. Направление проекта – Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников. 6. Проблемы - Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи . 7. Актуальность темы: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; Дети , владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения . В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза: Гипотеза : эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Слайд 4

Цель и задачи Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения мнемотехники . Задачи проекта. Образовательные: Способствовать расширению кругозора. Формировать у детей умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать собственные мысли. Формировать умение составлять описательные рассказы о природе с опорой на мнемотаблицы . Познакомить со способом составления мнемотаблиц. Развивающие: Содействовать развитию монологической и диалогической речи. Способствовать активизации словарного запаса. Содействовать развитию когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения. Воспитательные : Воспитывать любовь к природе. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

Слайд 5

Основные этапы реализации проекта Организационный Постановка проблемы и цели. Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта. Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой. Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала. Участие в анкетировании родителей. Основной В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Подбор иллюстраций с изображением осени, растений и сюжетных картин . З накомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Заключительный. Оформление наглядной информации в родительском уголке. Презентация проекта.

Слайд 6

Ожидаемые результаты У детей расширится круг знаний о природе; Расширение словарного запаса; В речи появляются больше развернутых предложений; Дети проявляют интерес к пересказыванию текстов, разучиванию стихов.

Слайд 7

Перспективное планирование деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники Дата проведения Мероприятия Целевые ориентиры Работа с родителями 24.10.2022г. «Осень» (составление описательного рассказа) Задачи: Обогатить и уточнить представление об осени; Составить небольшой рассказ, используя схему – модель, как план пересказа. Анкетирование «Приоритетные направления в развитие речи» 25.10.2022 г. «Листопад» (составление рассказа по картинке) Задачи: Формировать умение рассматривать картинку выделять ее главные характеристики; Закреплять умение составлять связный рассказ по картинке с опорой на схему. Буклет «Что такое мнемотехника» 26.10.2022 г. «Осень» (заучивание стихотворения И.Н. Токмакова) Задачи: Способствовать запоминанию стихотворения наизусть используя прием мнемотехники. Привлечь родителей к наблюдению с ребенком явлений в природе. 27.10.2022 г. «Осень золотая» (чистоговорки, скороговорки) Задачи: Развитие связной речи с опорой на мнемосхему. Консультация «Мнемотехника в детском саду» 28.10. 2022 г. «Дары осени» (отгадывание загадок зашифрованных в мнемотаблицы) Задачи: Формирование умение, отгадывать загадки по схемам, развитие связной речи. Познакомить родителей с техникой рисования мнемотаблиц для составления рассказов, заучивания стихотворения, загадок .

Слайд 8

Что такое мнемотаблицы ? Мнемотаблицы – это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, сказок или явлений природы.

Слайд 9

Мнемотаблицы для разучивания стихотворении Заучивание стихов с помощью мнемотехники сокращает сроки запоминания, делает этот процесс увлекательным и непринужденным для ребенка.

Слайд 10

Составление описательного рассказа Это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета.

Слайд 11

Чистоговорки про осень

Слайд 12

Заключение Результат показал, что использование мнемотаблиц благотворно влияет на уровень развития речи детей и их общий уровень развития. Результатами организации в нашей возрастной группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотаблиц стали: Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры. Обогатился и стал активнее словарный запас детей. Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей. Повысился уровень развития речевого творчества детей. Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.