Конспект к проекту "Новоселье у зайчишки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Еланцева Ольга Николаевна

Данный конспект может быть наполнен интерактивностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_proekta_novosele_u_zaychishki_1_3_1_1_1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проекта «Новоселье у зайчишки»

Цель: развивать познавательную и речевую активность детей в процессе разрешения моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

- учить сравнивать различные предметы по материалу, правильно называя определения - прилагательные образованные от существительных;

- учить образовывать прилагательные от существительных;

- активизировать употребление в речи слов, противоположного значения;

- учить детей сочинять сказку, опираясь на наглядный материал.

Развивающие:

- развивать творческую активность и воображение детей;

- развивать речь детей и умение обосновывать свои ответы.

Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества и дружбы, навыки сотрудничества и взаимопонимания;

- вызвать интерес к творческой деятельности и желание помогать друг другу.

Планируемый результат:

- дети проявят интерес к решению проблемных ситуаций и желание прийти на помощь;

- дети будут иметь представление о свойствах различных материалов в ходе опытно-экспериментальной деятельности при воображаемой постройке дома для зайчика;

- у детей будет радостное настроение от проделанной работы.

Учебно-методический комплекс: комплексная программа «От рождения до школы.  Инновационная образовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы; комплексная программа развития дошкольников «Развитие речи, подготовка к освоению письма» Т.А. Фалькович.

Материалы и оборудование: интерактивная панель «Колибри», картинка «Лесная поляна», карточки лесных животных, ёмкость с песком, ёмкость с камнями, листы бумаги, макет капусты, макеты моркови, макеты деревянных полешек, роботы bee-bot «Умная пчелка», 1 поле для игры с мини-роботами; блоки Дьенеша,  кубики Никитина, деревянные конструкторы, лего - конструкторы для самостоятельной деятельности.

Форма проведения: групповая

Методы и приёмы работы:

- словесные: прослушивание аудиозаписи на телефоне, беседа, вопросы, пояснение, творческое составление сказки по картинке, речевые игры;

- наглядные: рассматривание картинок в мультимедийной презентации, карточки животных, демонстрация материалов для разрешения проблемной ситуации;

- практические: решение проблемных ситуаций, программирование мини-робота.

Предварительная работа: беседы по теме «Кто живет в лесу», «Как звери к зиме готовятся», рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам,  совместная опытно-экспериментальная деятельность «Экскурсия в детскую лабораторию» (свойства песка, камня, бумаги, дерева),  дидактические игры «Кто и где живет?», «Мама  и малыш»,   речевые игры  «Да и нет», «Назови какой?».

Ход образовательной деятельности

  1. Организационно - мотивационная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мне на телефон пришло голосовое сообщение от животных леса, послушаем? (голосовое сообщение звучит из телефона «Срочно, срочно приходите, срочно, срочно помогите!»)

- Поможем животным? (ответы детей)

- На чём мы отправимся в лес? (ответы детей)

- Хорошо, молодцы! Много разного транспорта назвали, но нам с вами надо выбрать только один. На самолете не получится, потому что в лесу никак не приземлится, на машине тоже не получится, так как в ней мало места для нас всех.  А вот в поезде много вагончиков и мы с вами все поместимся. Я буду локомотив, а вы мои вагончики. Вставайте за мной, держите друг другу за пояс и поехали:

«Загудел паровоз и вагончики повез, я стучу, стучу, стучу, всех до леса докачу

– Чу – чу – чу, чу – чу – чу – чу всех до леса докачу и дальше покачу» (звучит музыка и звук поезда, дети с воспитателем передвигаются по группе и направляются к интерактивной панели).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и попали на лес на полянку. Животные, наверное, испугались и спрятались, услышав шум поезда. Посмотрите как  много красивых домиков на лесной полянке! (изображение на интерактивной панели  «Лесная полянка»)

Игровая проблемная ситуация «Узнай, кто живет в домике?»

 - Давайте попробуем угадать,  кто в них живёт.

                 

Воспитатель: Кто живёт в этом домике?

Дети: Лисичка.

Воспитатель: Правильно! Как вы догадались? (Дети перечисляют признаки, по которым они узнали домик лисички и на экране появляется рядом с домком лисичка).

Воспитатель: Молодцы! А кто это кинул с дерева шишку. Посмотрите, ребята,  на дереве тоже чей-то домик. Кто же в нём может жить?

Дети: Белка.

Воспитатель: Правильно! Как вы узнали об этом? (Дети перечисляют признаки, по которым они узнали домик белки и на экране появляется в дупле белочка).

Воспитатель: А кто же хозяин в этом доме?

Дети: В этом домике живёт мишка.

Воспитатель: И, правда, это домик медведя. Почему вы так решили? (Дети перечисляют признаки, по которым они узнали дом медведя и на экране появляется в окошке медведь).

Воспитатель: Какая чудесная полянка в этом лесу, на ней живёт столько зверей.

Интерактивная игра «Назови членов семьи» (на экране изображение семей животных и кто-то из членов семьи спрятан, задача детей угадать, кого не хватает)

Воспитатель:  В каждом из домов живут семьи. Назовите членов лисьей семьи?

Дети: Мама – лиса, папа – лис и маленький лисенок. 

Воспитатель:  А теперь назовите всё семейство медведей. Папа – медведь и маленькие медвежата. А кто спрятан?

Дети: Мама  медведица.

Воспитатель:  Вот  всё семейство белок на ветке. Кого не хватает?

Дети: Бельчат

Воспитатель:  Замечательно! Теперь все семьи в сборе!

Воспитатель:  А чьи же это ушки?

Дети: Это ушки зайчика.

Воспитатель: Почему он спрятался за куст?

Дети: У зайчика нет домика.

Воспитатель: Так вот, кто просил у нас помощи. Это зайчик.

И в  самом деле – зайчишка без домика. Пугливому зайцу страшно и от шелеста листвы, и от шума дождя, и  от зимней вьюги. Боялся заяц, боялся, и надоело ему бояться. Решил он себе домик построить. Да призадумался зайчишка – из чего же дом-то построить?  Просит он у вас, ребята, совета.  Давайте сначала расскажем зайчику, каким может быть дом? Я говорю вам слово, а вы отвечаете наоборот.

Речевая игра «Наоборот» (в помощь картинки-подсказки)

Воспитатель: Высокий.

Дети: Низкий.

Воспитатель: Тёмный.

Дети: Светлый.

Воспитатель: Маленький.

Дети: Большой

Воспитатель: Холодный.

Дети: Тёплый.

Воспитатель: Молодцы! Вот каким может быть дом зайчика.

Физкультминутка: У медведя дом большой,

                                   А зайки маленький.

                                   Наш медведь домой пошёл.

                                   Поскакал и заинька.

Воспитатель: А теперь нам нужно подумать, из чего же лучше строить дом.

- Посмотрите, у  нас на столе есть разные материалы - бумага, песок, камень, овощи, дерево.  Нам нужно разобраться, какие из них подойдут для строительства дома.

     

                         

Воспитатель: Если мы построим дом из бумаги, то, как он будет называться?

Дети: Бумажный.

Воспитатель: В бумажном доме можно укрыться в непогоду, когда идет дождь или дует сильный  ветер?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? (Дети перечисляют возможные причины)

Воспитатель: Правильно. Бумага не прочный материал – её может разорвать ветер, намочить дождь. В бумажном доме нельзя топить печку, поэтому зимой в нём будет холодно.

Воспитатель: А если дом из песка – как его назовём?

Дети: Песочный.

Воспитатель: Прочным ли  будет песочный дом?

Дети: Нет, его может размыть дождь.

Воспитатель: А здесь у нас камни. Как будет называться дом, построенный из камня?

Дети: Каменный.

Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, будет такой дом прочным?

Дети: Да, такой дом будет очень прочным. Ни дождь, ни ветер не разрушат его.

Воспитатель: Правильно. Каменный  дом будет очень прочным и надёжным. А много ли камней понадобится зайке, что бы построить дом?

Дети: Да, много.

Воспитатель: Но в лесу для строительства дома камней не достаточно. Значит и каменный дом зайке не построить. А это что?

Дети: Овощи – капуста и морковка.

Воспитатель: Можно ли из них построить дом?

Дети: Нет, нельзя. Овощной домик может съесть и зайка, и лесные звери.

Воспитатель: А это дерево. Дом, построенный из дерева, как называется?

Дети: Деревянный.

Воспитатель: Что вы скажете о деревянном доме?

Дети: Деревянный дом прочный.

Воспитатель: Правильно. Деревянный дом будет самым лучшим! В деревянном доме тепло, он прочный – защитит от ветра и дождя. И к тому же в лесу много деревьев.

Воспитатель: Так какой же мы выберем домик для зайчика?

Дети: Мы выберем деревянный дом.

Воспитатель: Значит, домик зайчику лучше строить из дерева. Зайка нас благодарит за помощь.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, а как лучше строть дом – одному или с друзьями?

Дети: С друзьями.

Воспитатель: Подумайте, кто бы мог помочь зайке и чем.

Дети: Белка может принести ветку, ёжик – мох, медведь – бревно.

Воспитатель: Хорошо  когда много друзей. Друзья могут помочь, ведь дружба – в делах помощница.

Воспитатель: Собрались звери, дружно принялись за работу и построили вот такой дом.  

Воспитатель: Сейчас мы попробуем вместе с вами сочинить сказку, которую назовём «Новоселье у зайчишки». Я начну, а вы продолжите.

«Однажды сидел зайчишка под кустом и думал: «Вот у всех зверей есть дома, только я один бездомный. Построю-ка я себе дом».

Позвал зайчик своих друзей на помощь и работа началась. Получился дом большой, красивый и уютный. Пригласил зайчонок лесных друзей на новоселье…»

- А дальше придумайте сами кто пришёл к зайчонку и что принёс ему в подарок.

Дети:

–  Прискакала белочка и принесла зайке в подарок орехи.

–  Пришёл медведь и принёс зайчику мёд.

–  Приполз ёжик и принёс яблоки.

–  Прилетел к зайчику воробей и принёс ему в подарок лесных ягод.

–  А ещё прибежала в гости мышка и принесла зёрнышко.

Воспитатель: «Собрались гости, сели за стол, а зайка угостил всех сладким пирогом и чаем. Потом они все вышли на полянку и начали играть в догонялки. Очень весело было всем на новоселье у зайчишки».

Воспитатель: Вот  какая сказка у нас получилась. У зайки много друзей. Но лисички на празднике у зайчишки не было. Почему? (Дети перечисляют возможные причины)

Воспитатель: Давайте поможем зайчику и лисичке подружиться... Но это уже совсем другая история. А нам пора в детский сад.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Были мы в лесу густом

Помогли построить дом,

Много нового узнали,

На новоселье побывали.

Нам в детсад уже пора -

Но есть ещё одна игра:

Пчелки нам сейчас помогут,

Обратную найти дорогу.

Воспитатель: Ребята, пора  возвращаться и помогут нам волшебные пчёлки. На пути препятствия и их надо пройти, правильно построить маршрут от леса до детского сада. (Дети под руководством воспитателя прокладывают маршрут с помощью мини-роботов bee-bot).  

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, где же мы с вами побывали?

- Какое настроение осталось у вас после нашей прогулки?

Дети: Хорошее, потому что мы помогли зайчику.

      4. Открытый конец.

Воспитатель:  Ребята, зайчиков в лесу много предлагаю вам построить и для них дома.   используя разные конструкторы и наборы для игр (деревянного конструктора, лего - конструктор, блоки Дьенеша или кубики Никитина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия психолога и логопеда «Как Зайчишка Тишка интерес искал».

Конспект интегрированного занятия  к презентации"Психологическое сопровождение детей логопедических групп"...

конспект занятия по сенсорному воспитанию "В гости к нам пришел зайчишка"

Дети отправляются в  путешествие с зайчиком, где учатся группировать объекты по цвету, получают представления об отношениях трех предметов по величине и учаться обозначать словами "больше", "мень...

конспект занятия по сенсорному воспитанию "В гости к нам пришел зайчишка"

Дети отправляются в  путешествие с зайчиком, где учатся группировать объекты по цвету, получают представления об отношениях трех предметов по величине и учаться обозначать словами "больше", "мень...

конспект образовательной деятельности "Поможем зайчишке"

Конспект составлен по программе В. Маралова "Ненасилие" по циклу "Смелость - трусость"...

Конспект интегрированного занятия "Заболел зайчишка".

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе...

Конспекты занятия Тема: «Поможем зайчишке»

                                                   Ход деятельн...