«Использование мнемотехники в развитии речи детей».
учебно-методический материал по развитию речи

Кожевникова Анна Сргеевна

Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти.  Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.   К.Д.Ушинский писал: ―Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. Взрослые не упустите такой возможности помочь своим детям и облегчить им процесс запоминания и умения ярко и красиво говорить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники в развитии речи детей».

"Если ребенок молчит, покажите ему картинку,

и он заговорит". Ушинский К.Д.

   Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приѐмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

    Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

    К.Д.Ушинский писал: ―Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Использование мнемотаблицы на примере заучивания

стихотворений

«Осень».

Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла:

Желтые листочки, вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты.

«Осенние Листья»

Мы листики осенние,

На веточках сидим.

Дунул ветер – полетели.

И  летим, летим, летим.

Мы на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

Нас, красивые листочки

Он с земли легко поднял.

«Оранжевый цвет»

Апельсин, морковь, лиса,

Кот и белка – егоза,

Все они на свете

Оранжевого цвета.

Новогодняя сказка!

Вот и сказка! Вот и ёлка!

Вот и дедушка Мороз!

Не боюсь сегодня волка,

Я ему поглажу нос!

И совсем – совсем не злая

Наша бабушка Яга.

Мышка кошку обнимает,

А лисичка колобка.

Даже снеговик колючий

Звонко песенку поёт.

Потому что самый лучший

Наступает Новый год!

Как на горке  снег, снег!

Как на горке  снег, снег!

И под горкой снег, снег!

Как на елке снег, снег!

И под елкой снег, снег!

А под снегом спит медведь!

Тише, тише, не шуметь!    

                                                                                                

 

Использование мнемотаблицы на примере пальчиковых игр

«Как у нашей кошки»

Как у нашей кошки                                 (загибаем по одному пальчику,  начиная с

На ногах сапожки.                        больших, на обеих руках на каждое название обуви.)

Как у нашей свинки на ногах ботинки.                                                                

Как у пса на лапках голубые тапки.                                                                                  

А козленок маленький обувает валенки.                                                                              

А сыночек Вовка -Новые кроссовки.

Вот так! Вот так! Новые кроссовки!               (пальчики «шагают» по столу)

                                   

«Семья»

Знаю я, что у меня   дома дружная семья:

Это – мама!    Это – я!   Это – бабушка моя!

Это – папа!     Это  - дед!

И у нас разлада нет!

Использование мнемотаблиц для разучивания  загадок

Хоть у нас четыре ножки –

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки –

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони – хоть на нас

Вы садитесь много раз.

                          (Стулья).

        

А   вы  знаете  об  этом,

Что  в  прохладу  и  в  жару,

В  теплой  сумке  своих  деток

Носит  мама  ……?  (кенгуру)

Использование мнемотаблицы при составлении описательных рассказов, пересказа.

Рассказ «Кошка и мышка»

Все ушли из дома, а кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку,

а мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе

пышка. Мышка ест пышку. А кошка с окошка и за мышкой.

        

«На картинки показывай и про Весну рассказывай!»

Наступила весна. На небе светит яркое солнышко. На дорогах тает снег, бегут ручьи. На деревья распускаются листочки. В лесу появляются первые подснежники. Прилетают птицы, просыпаются животные.  Как хорошо весной!

         

                 

«Снегирь».

Это снегирь. У него есть клюв, голова, туловище, два крыла и хвостик.  Грудка у него красная, а головка, крылышки и хвостик – черные. Его называют красногрудым. Снегирь питается ягодами рябины.

                               

                                          Рассказ «Семья».

«Это дом. Здесь живет семья: мама и папа; бабушка и дедушка; братик и сестричка.

Папа читает газету. Мама готовит обед. Дедушка делает игрушки. Бабушка вяжет

носки. Братик делает уроки. Сестричка играет с игрушками. Эта семья дружная».

  

   Взрослые, не упустите такой возможности помочь своим детям и облегчить им процесс запоминания и умения ярко и красиво говорить. Пользуйтесь мнемотаблицами и вы поймете, как здорово, что они существуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития речи детей

В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...