ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья по развитию речи

Косьяненко Ирина Михайловна
Косьяненко И.М. воспитатель, педагог-психолог ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ Еще Аристотель сказал, что человек – существо социальное. Мы рождаемся и проживаем всю свою жизнь в окружении других людей. В независимости от нашего желания, мы контактируем с ними. С раннего детства малыш постигает секреты общения и поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников в общественных местах и т.д. Семья – это первый институт где ребенку прививаются основные правила поведения в обществе, умение ясно выражать свои мысли. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений называют коммуникативностью. Они закладываются еще в дошкольном возрасте, а развиваются и совершенствуются всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Косьяненко И.М.

воспитатель,

педагог-психолог

ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Еще Аристотель сказал, что человек – существо социальное.  Мы рождаемся и проживаем всю свою жизнь в окружении других людей. В независимости от нашего желания, мы контактируем с ними. С раннего детства малыш постигает секреты общения и поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников в общественных местах и т.д.

Семья – это первый институт где ребенку прививаются основные правила поведения в обществе, умение ясно выражать свои мысли.

Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений называют коммуникативностью. Они закладываются еще в дошкольном возрасте, а развиваются и совершенствуются всю жизнь.

Понятие «коммуникация» или «коммуникативность» - это положительное качество человека, которое характеризует одну из нравственно-этических сторон его воспитания. Оно выражается в умении устанавливать контакт с другими людьми, строить с ними отношения.

Поэтому перед нами стоит очень важная задача: научить ребенка не только выражать свои мысли, ощущения и эмоции, но и правильно получать и обмениваться информацией, понимать чувства и эмоции других людей.

Педагоги и психологи считают, что существует несколько коммуникативных навыков, которые необходимо развивать:

  1. Желание общаться
  2. Правила эффективного поведения и взаимодействия с другими людьми.
  3. Навыки общаться со сверстниками:

- Умение знакомиться.

- Умение присоединиться к играющим детям.

- Умение играть по правилам игры.

- Умение просить об одолжении.

- Умение предлагать помощь сверстнику.

- Умение выражать симпатию.

- Умение принимать комплименты.

- Умение проявлять инициативу.

- Умение делиться.

- Умение извиняться.

Особенности развития навыков коммуникации у дошкольников

От 0 до года: ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет: малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как , по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

 

 Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

    Вашему вниманию, мы предлагаем опыт работы наших педагогов по развитию и формированию коммуникативных навыков через игровую деятельность. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе это...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

« Об организации разъяснительной работы с родителями о соблюдении этических норм и правил дорожного движения».

Работа по формированию безопасного поведения детей на улицах города может быть эффективной только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходо...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

"Как развивать интеллект и творческие способности ребенка через развивающие игры"

Родительское собрание. Тема: "Как развивать интеллект и творческие способности ребенка через развивающие игры". Целью собрания является познакомить родителей с развивающими играми, напр...

Мастер класс на тему: «Развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность»

Мастер класс на тему:«Развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность»...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование этических норм поведения и культуры»

Методитическая разработка "Социально-коммуиникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование энтических норм поведения и культуры"...