Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Петрова Валентина Иосифовна

    В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

    Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.

    Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

    Это делает тему развития коммуникативных способностей ребенка особенно актуальной.

    В связи в данной работе были рассмотрены следующие задачи:

    •         Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

    •         Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

    •         Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

    •         Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения;

    •         Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

    •         Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику; выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

    •         Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

    •         Обучение детей речевым средствам общения;

    •         Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА НЕВСКОГО РАЙОНА

    Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ

    Воспитатель

    Петрова В.И.

    Санкт-Петербург

    2013 г.


    Наиболее важными из всех чувств, которые формируются в малыше, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру - к людям и всевозможным предметам и явлениям.

    Можете ли вы себе представить каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясны - добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15-20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.

    Согласитесь, картина не из приятных.

    Поэтому одной из главнейших задач воспитателя является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе и психологического комфорта для детей.

    Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его поведение. Поэтому если взрослые хотят установить с детьми хорошие отношения, то должны знать, что только понимание чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех радостях и огорчениях, постигать их мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех.

    От того, в каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского самоощущения и самочувствия.

    Формирование чувства доверия и безопасности происходит у малышей тем успешнее, чем внимательнее и доброжелательнее относятся к нему взрослые. Педагоги, любящие родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворить его жизненно важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь.

    Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств у детей, их чувствам, эмоциям. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.

    Данная программа не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.

    Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться, как общаться с детьми и т.д.)

    Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

    В связи с этим на первый план выдвигаются следующие задачи:

    • Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
    • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
    • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами,        родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
    • Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения;
    • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
    • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику; выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
    • Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
    • Обучение детей речевым средствам общения;
    • Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

    Нужно учить ребенка считаться с интересами других. Говорить спокойно, с уважением; заботливо относиться к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполнять просьбы и поручения взрослых. Выполнять правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминать сверстникам о правилах поведения. В общественных местах вести себя сдержано, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко. Развивать умение вступать в речевые контакты со взрослыми, сверстниками. Владеть интонацией, лексикой; наполнить словарь словами, выражающими состояния, эмоции, настроения, их оттенки, переживания.

    Уметь приветствовать друзей, взрослых, встречаясь с ними. Использовать в речи вежливые слова, фразы.


    Группа детского - сада это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

    Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы.

    Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

    В своей группе я стараюсь построить работу с детьми следуя девизу: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

    Цели работы сводятся к следующему.

    Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивированные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям.

    Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

    Я старалась убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

    Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка.

    Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

    Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.

    Нравственное воспитание одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребёнка.

    А для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

    Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком, собственно, речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована предлагаемая методика.

    В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые задачи и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

    Рекомендуемая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно.

    Следующий раздел работы - общение.

    Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

    Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

    А где, как ни в театральной деятельности, в театрализованных играх, общение просто необходимо? Дети участвуют в совместных репетициях, ведут диалоги от лица свих героев

    Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

    Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение.

    Большое внимание в группе уделялось развитию эмоциональной сферы. Возросла способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

    Для целенаправленной, системной работы с детьми было необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и «вокальной мимике»; так как выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера.

    Для развития эмоциональной сферы проводила различные игры с использованием схематических изображений эмоций («пиктограмм»), игровые и познавательные занятия, различные этюды. Очень нравились детям игры «Облака», «Оживи камешки», «Прочитай письмо».

    Занимаясь с детьми, главной целью я полагала развитие их творческих способностей и развитие речи средствами театрального искусства.

    Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

    Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами, не менее важны, чем спектакль.

    Я стремилась к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

    В процессе репетиций дети накапливают впечатления о героях литературных произведений. Кроме того, дети запоминают короткие стихи, шутки, загадки, используют их в инсценировке, раздвигая тем самым её рамки и делая собственную речь более яркой и образной.

    Мир детского сознания должен строиться из других миров.

    Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребёнок других и самого себя? Как познаёт добро и зло? Как и почему прикасается к сокровищам нравственности? Когда и как становится независимым? Как возникает и развивается его личность?

    Мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный и субъективный? Как решает для себя проблемы вечные и человеческие?

    Прав был А.С.Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его каждый момент его жизни».

    Процесс работы по обучению этикету должен быть непрерывным: желательно и участие родителей в нём. Только совместными усилиями можно добиться положительного результата в воспитании ребёнка.

    Я старалась, вместе с каждым родителем, подумать над тем, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке, чтобы подчеркнуть неповторимость его индивидуальности, с которой надо считаться. И вместе с тем, иногда, очень осторожно, деликатно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребёнка. Совместно с родителями намечали и согласовывали темы бесед и консультаций, вырабатывали ряд мер, направленных на перевоспитание и коррекцию его поведения.

    «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести», сказал поэт, тем самым точно обозначив самый восприимчивый для впитывания правил общения возраст.

    Самый лучший способ привить детям хорошие манеры -постоянно показывать им пример.

    Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия.

    Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной.

    Часто мы не замечаем, как держимся дома, но ещё хуже, когда мы совершенно невоспитанно ведем себя с нашими детьми, забывая говорить малышу «спасибо» и «пожалуйста», перебивая его в разговоре, разговаривая с ним иным тоном наедине, чем при гостях, и др. проблемы - проблемы истины и существования? Как соотносит свои ощущения с вызвавшими их предметами? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

    Мир истории и культуры. Как любой человек, ребёнок связан невидимыми нитями истории с далекими предками, с их традициями, культурой, мышлением. И понять детство вне истории невозможно. Как и когда возникло современно детство? Чем оно отличается от детства наших далёких предков? Как изменяют история и культура представление людей о ребёнке, способы его воспитания и обучения?

    Человек, большой он или маленький, редко бывает один - пожалуй, только когда спит. А все остальное время его окружают люди. Дома - родные и близкие, на улице - прохожие, в транспорте - пассажиры, в школе - друзья и учителя. С некоторыми общаешься каждый день, других увидел раз - и больше никогда не встретишь.

    За тысячелетия своего существования люди выработали определенные нормы поведения. Эти нормы, конечно, в конкретное историческое время и в каждой стране имеют свои особенности. Не везде и всегда их цель - облегчить людям жизнь, помочь избежать затруднительных ситуаций, когда не знаешь, сесть или встать, сказать что-нибудь или промолчать.

    Знание этикета - не привилегия, а необходимость. Навыки хорошего тона - это залог успеха, это свобода в общении с людьми, это возможность избежать многих стрессовых ситуаций, которые часто возникают в результате или чьего-то нетактичного поведения, или неадекватной реакции на него.

    Не только на специальных занятиях в детском саду или индивидуально дома, а в повседневной жизни детям нужно подавать хороший пример, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо! Лучше лишний раз напомнить ребенку, как нужно себя вести, чем кричать на него за то, что ребенок не так поступил.

    Нельзя допустить, чтобы ребёнок невзлюбил общение с людьми, нужно лишь показать ему, как надо вести себя в любом случае. Нужно чтобы слово «слушаться» не являлось элементом принудительности, угрозы, наказания, а воспринималось ребёнком, как пример того, как себя вести с другими людьми. Следовательно, научить ребёнка «слушаться», т.е. правильно вести себя, подчиняться разумной жизненной дисциплине, можно лишь посредством воспитания у него сознательного отношения к своим поступкам.

    В дошкольном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Я лишь старалась показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведет себя ребёнок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих.

    Формы работы по этическому воспитанию были и остаются самыми разными:

    • Развивающие игры (игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
    • Упражнения   (подражательно-исполнительского   и творческого характера);
    • Этюды;
    • Импровизации;
    • Наблюдения, прогулки, экскурсии;
    • Рассматривание рисунков и фотографий;
    • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
    • Свободное и тематическое рисование;
    • Лепка;
    • Чтение художественных произведений;
    • Рассказ педагога и рассказы детей;
    • Сочинение историй;
    • Беседы;
    • Мини конкурсы, игры - соревнования.

    Новые подходы в воспитании культуры поведения предполагают иную организацию педагогического процесса, режима дня, игровой и художественной деятельности.

    Я ориентировала детей на приоритетное значение таких средств культурологического образования дошкольников, как:

    • Красота;
    • Искусство;
    • Культура предметно-игровой среды;
    • Культура социального окружения.

    Культуру поведения не сводила к формальному соблюдению этикета, а связывала со становлением морально-этического облика детей.

    Этическое воспитание старалась построить по принципу личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

    Занятия проводила 20-30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия не должны переутомлять детей поэтому, во-первых, если видела, что дети уже устали, заканчивала занятие, а во-вторых, занятие всегда завершала чем-то радостным, весёлым, положительным.

    Самое главное условие эффективности таких занятий -добровольное участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтоб она скорее выросла - мы можем лишь создать условия для её развития. Нужно постараться организовать и проводить занятия так, чтобы все дети захотели принять в них участие.

    Нельзя оценивать детей, добиваться единственного правильного, на наш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть - ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир.

    Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства. В этом случае они будут лишь повторять за взрослыми то, что «надо». С подобным результатом мы довольно часто сталкиваемся; на словах дети (да и взрослые!) говорят красивые и «правильные» слова, а их чувства и поступки далеки от совершенства.

    Дети легко заражаются чужими эмоциями, потому, чтобы заинтересовать их занятиями, в первую очередь, увлекалась ими сама.

    Занятия проводила регулярно, один раз в неделю. Между занятиями обращала внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих их детей, тем самым, закрепляя пройденный материал. Это также способствовало развитию внимательности к людям; привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности (нельзя же сформировать личность, занимаясь этим полчаса в неделю!).

    Личностная модель должна быть ориентирована на общечеловеческую культуру развития речи, постижения естественных наук, художественно-этического и физического воспитания в российских традициях - все это включала в планирование работы по этикету.

    Начиная этическое воспитание учитывала, что социальное развитие ребёнка происходит по двум направлениям:

    1. Через усвоение взаимодействия людей друг с другом.
    2. Через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей, учитывая что этот процесс осуществляется через (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).

    Образы поведения, вербальные пояснения, эмоциональные одобрения окружающих способствуют усвоению правил этического воспитания.

    Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественное мнение.

    Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению в другим людям характеризуется:

    • Сознанием собственного «Я»;
    • Осознанием своего поведения;
    • Интересом к миру взрослых.

    При работе над речевым этикетом по мере изменения круга общения, изменяются функции речи; предпочтение отдаётся коммуникативной функции, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстной речи.

    Приложение - Учебно-тематический план.

    Работая над этическим воспитанием детей, надо учитывать и развивать эмоциональную сферу, а развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями.

    Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми, сверстниками.

    Воспитатель должен стремиться к установлению тесных контактов с каждым ребенком - это будет источником поступков детей. Оценка поступков должна быть всегда доброжелательной.

    А чтобы научить детей этим правилам поведения, сам воспитатель должен начинать день с эмоционального, этического заряда доброты, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны, уступчивы, чтоб не возникали конфликтные ситуации.

    Высказывая свое напутствие, педагог сам настраивается на доброжелательную волну понимания и расположения к детям, что и является основой построения нравственных отношений педагога с детьми.

    В таком же ключе и заканчивается день. В конце дня педагог организует этическую «пятиминутку» - анализ ситуаций, но не с целью наказания или приклеивания ярлыка, а с целью нахождения путей выхода из конфликта.

    Каждое занятие монтируется по принципу сценария. Оно должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться.

    В связи с тем, что в дошкольном возрасте внимание детей неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, они нуждаются в частой смене заданий. В качество своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания. Рекомендуется в каждое занятие включать этюды - имитации. Хорошо использовать и этюды на отображение положительных черт характера, выразительность жеста, выражение основных эмоций из книги М.И.Чистяковой «Психогимнастика». Детям предлагается и разыгрывание различных ситуаций, инсценировок.

    Для воспитания положительных нравственных качеств личности детей шестого года жизни, особенно эффективно использовать произведения разных жанров:

    • Русские народные сказки;
    • Стихи;
    • Рассказы;
    • Сказки отечественных и зарубежных писателей.

    Выбор произведений обусловлен их содержанием, позволяющим формировать у детей представления о нравственности.

    Особенности методики работы над этими произведениями заключаются в том, что надо учитывать психологические особенности девочек и мальчиков.

    Надо анализировать и проводить беседы о началах формирования женственности девочек, а именно: знать, что  представительницы  «слабого»  пола должны  иметь представление о содержании качеств женственности, должны быть заботливыми, терпеливыми находить мирные пути соглашения в ссорах, не грубить.

    У мальчиков необходимо формировать такие мужские качества, как эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, мужская ответственность, достоинство.

    Если в дошкольном возрасте не сформировать этих качеств, то эта несформированность приведет к неподготовленности их к выполнению социальной роли в семейной и общественной жизни.

    При чтении художественных произведений нужно уделять особое внимание переживаниям детей, связанным с нравственным образом героини, героя, способным глубоко воздействовать на эмоциональную сферу восприятия детей.

    Через познание художественных произведений дети усваивают этические нормы, которые потом перейдут в этические навыки.

    Необходим «активный контакт» детей с литературными персонажами.

    Формой такого «активного контакта» является инсценирование, драматизация содержания воспринятых целых произведений или фрагментов из них, где дети проигрывают роль героя, привлекшего их внимание.

    Занятия призваны дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета.

    Выполнив задания, дети должны: •  Овладеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные слова»;

    • Научиться вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнера, в том числе и по телефону;
    • Получить представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде;
    • Научиться культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

    В результате полученных на занятиях знаний дети смогут:

    • Правильно использовать вежливые слова в процессе общения;
    • Вести диалог, пользуясь выразительными средствами формирования и передачи мысли;
    • Общаться по телефону;
    • Самостоятельно и опрятно есть соблюдая правила этикета.

    После изучения тем дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Они научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.


    Темы занятий:

    1. Кто придумал этикет?
    2. Секрет «волшебных» слов.
    3. Поведение за столом.
    4. Знакомство.
    5. Язык мой!
    6. Вежливым открываются все двери.
    1. Вежливая улица.
    2. Поведение в общественном транспорте.
    3. Ура! Гости!
    1. Что такое «телефонный разговор».
    2. Игра в гости.
    3. Напиши мне письмо.
    4. Несколько слов о театре.
    5. Об уступчивости.
    6. Посоветуемся с зеркалом.
    7. Утешение.
    8. У постели больного.
    9. Мой хороший поступок (из личного опыта).
    10. Поздравление и пожелания.
    11. Доброе и недоброе сердце (по сказкам).
    12. День вежливости.
    13. Разговор и животных и с животными.
    14. Тактичный человек.
    15. Друзья познаются в беде.
    16. Этикетные задачки.

    Литература:

    1. Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения»,
    2. Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина «Веселый этикет»,
    3. О.М. Соколова, Д.Ф. Алексеева Этическое воспитание дошкольников»,
    4. М.С. Зимина «Азбука Этикета»,
    5. Р.Р.Калинина «В гостях у золушки»,
    6. С.А. Насонкина Уроки этикета»,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

    Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....

    Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.

    Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....

    Презентация "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

    Основной целью проекта является создание комплекса мероприятий в образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование инновационно...

    Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

    Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....