Конспект дидактической игры "Что без чего?"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Куварина Ирина Владимировна

Конспект дидактической игры для старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект дидактической игры «Что без чего?»

Возрастная группа: старшая

Цель: формирование умения грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в  родительном падеже.

Задачи:

дидактическая: упражнять в грамматически правильном использовании в речи существительных множественного числа в родительном падеже;

развивающая: развивать внимание, быстроту реакции при ответе;

воспитательная: воспитывать личностные качества.

Игровая задача: быстро и точно ответить, какая часть предмета, явления отсутствует на слайде.

Средства: интерактивная доска, флеш-накопитель с презентацией, авторскае д/и «Что без чего?», фишки.

Игровые действия: ведущий показывает слайд с незавершённым изображением предмета, явления на мультимедийном оборудовании, задавая детям вопрос, например: «Без чего солнце?». Дети отвечают на вопрос, получая фишку за верный ответ.

Игровые правила: давать ответ можно только полным предложением «Солнце без лучей».

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

Организационно - мотивационный (вводная часть)

Формировать правильную осанку, вызвать интерес к игре.

-Ребята, садитесь удобно, спина прямая, ноги вместе. Хорошо.

-Сегодня утром на электронную почту детского сада поступило письмо с просьбой. Посмотрим, что в нём?

Дети рассаживаются, слушают воспитателя.

-Да!

Дети переключили своё внимание на игру, заинтересовались игрой.

2.

Основная часть

2.1

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию познавательного материала.

Открываю первый слайд презентации, на котором изображён Авоська с письмом. Читаю письмо.

-«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Авоська. Я живу в Цветочном городе и помогаю нашему художнику Тюбику писать картины. Но вот незадача: Тюбик поручил закончить начатые им произведения из цикла «Что без чего», а я не могу понять, чего же на них не хватает. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Так хочется, чтоб Тюбик меня похвалил!

С уважением, Авоська из Цветочного города».

-Ребята, выручим Авоську? Научим его определять, чего не хватает у предметов?

-Отлично! Вы очень отзывчивые и дружелюбные!

Ответы детей.

Усилилась детская мыслительная деятельность, направленная на содержание д/и.

2.2

Этап восприятия материала

Упражнять в грамматически правильном использовании в речи существительных множественного числа в родительном падеже;

развивать внимание, быстроту реакции при ответе;

воспитывать личностные качества.

-Чтоб вы, наверняка, смогли помочь Авоське, давайте поупражняемся: я буду называть предмет во множественном числе, а вы называть его же, но будто этого предмета нет.

Например, я:

-Грибы

Вы:

-Нет грибов! (выделяю голосом окончание сущ.мн.ч род.п).

-Стулья

-Верно, нет стульев!

-Книги

-Правильно, нет книг!

-Вижу, что вы готовы помочь Авоське. Итак, начнём.

Слушают воспитателя.

-Нет стульев.

-Нет книг.

Увеличение в речи качественных и количественных проявлений грамматически правильного использования существительных множественного числа в родительном падеже; развивались внимание, быстрота реакции при ответе; проявлялись личностные качества.

2.3

Этап практического решения проблемы

Закреплять грамматически правильное использование в речи существительных множественного числа в родительном падеже;

развивать внимание, быстроту реакции при ответе;

воспитывать личностные качества.

-Я с Авоськой буду показывать вам слайды с незаконченными картинами Тюбика, на которых изображены предметы, природные явления без чего-то. Ваша задача – ответить, без чего тот или иной предмет или  явление. Отвечать нужно, не выкрикивая, полным предложением. Например: «Бабочка без крыльев».

-Удачи!

Повторяю правильные ответы детей, выделяя голосом окончания сущ. мн.ч род.п. После правильного ответа детей показываю следующий слайд, на котором предметы изображены законченными.

Слушают воспитателя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы.

Закрепилось грамматически правильное использование в речи существительных множественного числа в родительном падеже;

развивалось внимание, быстроту реакции при ответе;

проявлялись личностные качества.

3.

Заключительный этап

Подвести итоги игры, стимулировать у детей желание  применять полученные знания в дальнейшей игровой деятельности.

От имени Авоськи благодарю ребят за помощь, внимание,   быстрые, точные ответы. Вношу в группу в качестве подарка от Авоськи игру «Что без чего».

-Ребята, вам понравилось помогать Авоське и играть всем вместе?

Авоське пора возвращаться в Цветочный город, а вам я предлагаю поиграть в новую интересную игру, подаренную нашим гостем.

-Да!

Играют в игру «Что без чего»

Подведены итоги игры, у детей появилось желание  применять полученные знания в дальнейшей игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Детство [Текст]: комплексная образовательная программа дошкольного образования  / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017. - 352 с.
  2. Ельцова, О.М Риторика для дошкольников. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009. – 208 с.
  3. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5 - 6 лет) / авторы – сост.: О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева. – Санкт – Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 160 с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"

Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко...

конспект дидактической игры по ознакомлению детей с окружающим

с помощью дидактической игры знакомить с животными, расширять словарный запас....

Конспект дидактической игры по развитию речи во 2-ой младшей группе.

1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: теплой, легкой.2) Учить детей различать и называть существенные детали и час...

План-конспект дидактической игры экологической направленности "Кто такой?"

знание особенностей внешнего вида диких животных...

Конспект дидактических игр по Монтессори – педагогике во второй младшей группе На тему: Встреча на круге. Упражнение в тишине. Дидактические игры –« Розовая башня. Биологический и геометрический комод .Шумящие коробочки .Вкусовые баночки. Этюд «Вкусные к

Цель игры :Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи , формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур ,развитие слуха, вкусовых каче...