Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"
учебно-методическое пособие по развитию речи

Берсекова Лариса Борисовна

Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный многогранный и требующий особой иллюстративности. Предлагаю вам авторское пособие, которое наш коллектив учителей-логопедов успешно использует в своей коррекционно-развивающей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "ГОВОРЯЩИЕ ЦВЕТЫ"

Для любого педагога развитая монологическая речь ребёнка - это высшая награда. Существуют разные способы и методы развития связной речи. Один из них - составление описательного рассказа на основе опорных картинок или схем. Многие авторы выпускают целые пособия, методические руководства с набором готовых описательных рассказов.

Но, далеко не всегда удобно пользоваться готовыми схемами. Во-первых, не на все лексические темы есть готовые описательные рассказы со схемами. Во-вторых, зачастую готовые схемы не превышают формата альбомного листа. В-третьих, готовая схема не даёт педагогу возможности сократить или, наоборот, обогатить речевой материал, а значит, не даёт педагогу творить и осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Мы (учителя-логопеды ГБОУ Школа №1015) предлагаем использовать отдельные карточки с картинками-пиктограммами, которые при определённой комбинации могут подойти к любой лексической теме. Карточки вставляются в шаблоны с изображением цветов. И на клумбе расцветает столько говорящих цветов, сколько нужно вам для обучения детей.

Основные лексические темы мы представили в виде картотеки с авторскими планами рассказов и примерами.

Преимущества такого "карточного" подхода очевидны:

  • возможность работать с группой детей, размер карточек позволяет увидеть схему всем детям;
  • педагог может по своему усмотрению уменьшать или увеличивать количество карточек для рассказа. Таким образом, начинать обучение детей составлять описательные рассказы по опорным схемам можно уже с младших групп.

Есть у нашего пособия и абсолютно авторское нововведение: обязательно в конце каждого рассказа, независимо от лексической темы и возрастной группы, ребёнок рассказывает либо о своём отношении к предмету описания, либо о своих мечтах и желаниях.

Такой приём очень способствует развитию навыка анализировать и формулировать свои умозаключения. Именно этого навыка не хватает ученикам начальной школы сначала на уроках чтения, а в дальнейшем и на уроках литературы.

Сейчас мы продемонстрируем, как один и тот же рассказ может усложняться в зависимости от возраста ребёнка на примере одной лексической темы. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ "О СЕБЕ"

Младшая группа

  1. Моё имя.
  2. Сколько мне лет?
  3. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  4. Чем люблю заниматься?
  5. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Я - Аня. Три года. Это платье. Люблю куклу. Хочу как мама.

Средняя группа

  1. Моё имя. Моя фамилия.
  2. Сколько мне лет?
  3. Какого я роста?
  4. Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
  5. Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
  6. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  7. Чем люблю заниматься?
  8. Чем не люблю заниматься?
  9. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Меня зовут Аня. Фамилия Петрова. Мне четыре года. Я маленькая, глаза у меня серые, носик и ротик маленькие. Волосы рыжие, они длинные. Голос у меня очень тихий. Люблю одевать платья. Очень люблю играть в куклы. Не люблю бегать. Когда я вырасту, очень хочу научиться читать.

Старшая группа

  1. Моё имя. Моё взрослое имя и фамилия.
  2. Сколько мне лет?
  3. Когда я родился? (время года)
  4. Какого я роста?
  5. Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
  6. Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
  7. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  8. Какой у меня характер?
  9. Чем люблю заниматься?
  10. Чем не люблю заниматься?
  11. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Меня зовут Петрова Анна. Мне пять лет. Я родилась весной. Я высокая, у меня серые глаза, густые брови, маленький носик с веснушками. Волосы у меня рыжего цвета, они длинные и вьющиеся. Голос у меня очень тихий и нежный. Одеваться люблю в яркие платья или длинные юбки с лёгкими кофточками. Характер у меня хороший. Очень люблю играть в куклы, люблю кушать сладкое, люблю ходить в гости. Не люблю бегать, убирать и спать днём. Когда я вырасту, очень хочу научиться красиво танцевать и играть на гитаре.

Подготовительная к школе группа

  1. Моё имя. Моё взрослое имя, отчество и фамилия.
  2. Сколько мне лет?
  3. Когда я родился? (время года, месяц, число)
  4. Какого я роста?
  5. Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
  6. Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
  7. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  8. Какой у меня характер?
  9. Какие у моего характера есть достоинства и какие недостатки?
  10. Какой у меня адрес (где живу)?
  11. Чем люблю заниматься?
  12. Чем не люблю заниматься?
  13. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Меня зовут Петрова Анна Александровна. Мне шесть лет. Я родилась весной, пятого марта. Я высокая, у меня серые глаза, густые брови, маленький носик с веснушками. Я люблю улыбаться, поэтому мама говорит, что я улыбчивая. Волосы у меня рыжего цвета, они длинные и вьющиеся. Мама делает мне прически из косичек. Голос у меня очень тихий и нежный. Одеваться люблю в яркие платья или длинные юбки с лёгкими кофточками. Характер у меня хороший, настроение всегда радостное. Мои достоинства - я умею договариваться с друзьями, умею слушаться взрослых. Мои недостатки - мне быстро надоедает играть в одну и ту же игру, и я не люблю убирать игрушки за собой. Живу я в городе Москва, на улице Шолохова, на восьмом этаже высотного дома. Очень люблю играть в куклы, люблю кушать сладкое, люблю ходить в гости. Не люблю бегать, убирать и спать днём. Когда я вырасту, очень хочу научиться красиво танцевать и играть на гитаре.

Данное пособие просто в изготовлении, в использовании и хранении. С отдельными картинками-пиктограммами можно придумывать и составлять не только рассказы по лексическим темам, но и строить свои высказывания по проектной деятельности, или по различным направлениям в других образовательных областях. Особенно удачно такие схемы вписываются в структуру интегрированных занятий. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОВОРЯЩИЕ Разработка учителей-логопедов ГБОУ Школа №1015

Слайд 2

План рассказа «Космос» Что такое космос? Как люди представляли себе устройство Земли? Как выглядит Земля из космоса? Как устроена Солнечная система? На что похожи планеты, как называются планеты? Как называется звезда нашей системы? Почему Солнце так важно для Земли? Как можно увидеть звёзды? Кто и на чём летает в космос? Как зовут (имя, фамилия) первого космонавта? Моё отношение к космосу.

Слайд 3

Младшая группа

Слайд 4

Средняя группа

Слайд 5

Старшая группа

Слайд 6

Подготовительная к школе группа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Школа №1015» авторского пособия «Говорящие цветы» ПАСПОРТ 2019 Авторы пособия у чителя-логопеды ДО№2: Берсекова Лариса Борисовна, Голованова Надежда Александровна, Марченкова Татьяна Тарасовна

Слайд 2

Создать педагогическое пособие д ля использования в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Цель разработки пособия Принципы использования пособия Доступность, наглядность, безопасность, многофункциональность, эффективность. Назначение пособия Пособие предназначено для развития и формирования у дошкольников 3-7 лет навыка составления описательных рассказов с использованием опорных схем. Данное пособие могут использовать учителя-логопеды, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Описание пособия два листа А-3 формата с изображением клумбы, 20 карточек - шаблонов на магнитах с изображением цветов (15х15 см), набор цветных универсальных карточек-пиктограмм для составления рассказов по лексическим темам (10х10 см), картотека примерных планов и рассказов по различным лексическим темам.

Слайд 3

возможность работать с группой детей - размер карточек позволяет увидеть схему всем детям при фронтальной форме непосредственной образовательной деятельности; педагог может по своему усмотрению уменьшать или увеличивать количество карточек для рассказа, следовательно, начинать обучение детей составлять описательные рассказы по опорным схемам можно уже с младших групп. обязательно в конце каждого рассказа, независимо от лексической темы и возрастной группы, ребёнок рассказывает либо о своём отношении к предмету описания, либо о своих мечтах и желаниях. Такой приём очень способствует развитию навыка анализировать и формулировать свои умозаключения. Преимущества Данное пособие просто в изготовлении, в использовании и хранении. С отдельными картинками-пиктограммами можно придумывать и составлять не только рассказы по лексическим темам, но и выстраивать свои высказывания по проектной деятельности или по различным направлениям в других образовательных областях. Особенно удачно такие схемы вписываются в структуру интегрированных занятий. Возможность использования в практической педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"

Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный мн...

Авторское дидактическое пособие по развитию речи Игра-рифма «Запомни и повтори»

Дидактическая игра для тренировки памяти, правильном звукопроизношении и чувства рифмы....

Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Словесная кинолента"

Каждый педагог в своей практике встречался с задачей создания универсального пособия. Замечательно, когда один и тот же материал можно использовать для разных целей и задач. Такое пособие создали и мы...

Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"

Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный мн...