Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"
учебно-методическое пособие по развитию речи

Голованова Надежда Александровна

Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный многогранный и требующий особой иллюстративности. Предлагаю вам авторское пособие, которое наш коллектив учителей-логопедов успешно использует в своей коррекционно-развивающей деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Школа №1015» авторского пособия «Говорящие цветы» ПАСПОРТ 2019 Авторы пособия у чителя-логопеды ДО№2: Берсекова Лариса Борисовна, Голованова Надежда Александровна, Марченкова Татьяна Тарасовна

Слайд 2

Создать педагогическое пособие д ля использования в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Цель разработки пособия Принципы использования пособия Доступность, наглядность, безопасность, многофункциональность, эффективность. Назначение пособия Пособие предназначено для развития и формирования у дошкольников 3-7 лет навыка составления описательных рассказов с использованием опорных схем. Данное пособие могут использовать учителя-логопеды, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Описание пособия два листа А-3 формата с изображением клумбы, 20 карточек - шаблонов на магнитах с изображением цветов (15х15 см), набор цветных универсальных карточек-пиктограмм для составления рассказов по лексическим темам (10х10 см), картотека примерных планов и рассказов по различным лексическим темам.

Слайд 3

возможность работать с группой детей - размер карточек позволяет увидеть схему всем детям при фронтальной форме непосредственной образовательной деятельности; педагог может по своему усмотрению уменьшать или увеличивать количество карточек для рассказа, следовательно, начинать обучение детей составлять описательные рассказы по опорным схемам можно уже с младших групп. обязательно в конце каждого рассказа, независимо от лексической темы и возрастной группы, ребёнок рассказывает либо о своём отношении к предмету описания, либо о своих мечтах и желаниях. Такой приём очень способствует развитию навыка анализировать и формулировать свои умозаключения. Преимущества Данное пособие просто в изготовлении, в использовании и хранении. С отдельными картинками-пиктограммами можно придумывать и составлять не только рассказы по лексическим темам, но и выстраивать свои высказывания по проектной деятельности или по различным направлениям в других образовательных областях. Особенно удачно такие схемы вписываются в структуру интегрированных занятий. Возможность использования в практической педагогической деятельности



Предварительный просмотр:

АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "ГОВОРЯЩИЕ ЦВЕТЫ"

Для любого педагога развитая монологическая речь ребёнка - это высшая награда. Существуют разные способы и методы развития связной речи. Один из них - составление описательного рассказа на основе опорных картинок или схем. Многие авторы выпускают целые пособия, методические руководства с набором готовых описательных рассказов.

Но, далеко не всегда удобно пользоваться готовыми схемами. Во-первых, не на все лексические темы есть готовые описательные рассказы со схемами. Во-вторых, зачастую готовые схемы не превышают формата альбомного листа. В-третьих, готовая схема не даёт педагогу возможности сократить или, наоборот, обогатить речевой материал, а значит, не даёт педагогу творить и осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Мы (учителя-логопеды ГБОУ Школа №1015) предлагаем использовать отдельные карточки с картинками-пиктограммами, которые при определённой комбинации могут подойти к любой лексической теме. Карточки вставляются в шаблоны с изображением цветов. И на клумбе расцветает столько говорящих цветов, сколько нужно вам для обучения детей.

Основные лексические темы мы представили в виде картотеки с авторскими планами рассказов и примерами. Преимущества такого "карточного" подхода очевидны:

  • возможность работать с группой детей, размер карточек позволяет увидеть схему всем детям;
  • педагог может по своему усмотрению уменьшать или увеличивать количество карточек для

рассказа.

Таким образом, начинать обучение детей составлять описательные рассказы по опорным схемам можно уже с младших групп.

Есть у нашего пособия и абсолютно авторское нововведение: обязательно в конце каждого рассказа, независимо от лексической темы и возрастной группы, ребёнок рассказывает либо о своём отношении к предмету описания, либо о своих мечтах и желаниях.

Такой приём очень способствует развитию навыка анализировать и формулировать свои умозаключения. Именно этого навыка не хватает ученикам начальной школы сначала на уроках чтения, а в дальнейшем и на уроках литературы.

Сейчас мы продемонстрируем, как один и тот же рассказ может усложняться в зависимости от возраста ребёнка на примере одной лексической темы. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ "О СЕБЕ"

Младшая группа

  1. Моё имя.
  2. Сколько мне лет?
  3. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  4. Чем люблю заниматься?
  5. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Я - Аня. Три года. Это платье. Люблю куклу. Хочу как мама.

Средняя группа

  1. Моё имя. Моя фамилия.
  2. Сколько мне лет?
  3. Какого я роста?
  4. Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
  5. Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
  6. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  7. Чем люблю заниматься?
  8. Чем не люблю заниматься?
  9. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Меня зовут Аня. Фамилия Петрова. Мне четыре года. Я маленькая, глаза у меня серые, носик и ротик маленькие. Волосы рыжие, они длинные. Голос у меня очень тихий. Люблю одевать платья. Очень люблю играть в куклы. Не люблю бегать. Когда я вырасту, очень хочу научиться читать.

Старшая группа

  1. Моё имя. Моё взрослое имя и фамилия.
  2. Сколько мне лет?
  3. Когда я родился? (время года)
  4. Какого я роста?
  5. Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
  6. Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
  7. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  8. Какой у меня характер?
  9. Чем люблю заниматься?
  10. Чем не люблю заниматься?
  11. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Меня зовут Петрова Анна. Мне пять лет. Я родилась весной. Я высокая, у меня серые глаза, густые брови, маленький носик с веснушками. Волосы у меня рыжего цвета, они длинные и вьющиеся. Голос у меня очень тихий и нежный. Одеваться люблю в яркие платья или длинные юбки с лёгкими кофточками. Характер у меня хороший. Очень люблю играть в куклы, люблю кушать сладкое, люблю ходить в гости. Не люблю бегать, убирать и спать днём. Когда я вырасту, очень хочу научиться красиво танцевать и играть на гитаре.

Подготовительная к школе группа

  1. Моё имя. Моё взрослое имя, отчество и фамилия.
  2. Сколько мне лет?
  3. Когда я родился? (время года, месяц, число)
  4. Какого я роста?
  5. Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
  6. Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
  7. Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
  8. Какой у меня характер?
  9. Какие у моего характера есть достоинства и какие недостатки?
  10. Какой у меня адрес (где живу)?
  11. Чем люблю заниматься?
  12. Чем не люблю заниматься?
  13. Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).

Примерный рассказ: Меня зовут Петрова Анна Александровна. Мне шесть лет. Я родилась весной, пятого марта. Я высокая, у меня серые глаза, густые брови, маленький носик с веснушками. Я люблю улыбаться, поэтому мама говорит, что я улыбчивая. Волосы у меня рыжего цвета, они длинные и вьющиеся. Мама делает мне прически из косичек. Голос у меня очень тихий и нежный. Одеваться люблю в яркие платья или длинные юбки с лёгкими кофточками. Характер у меня хороший, настроение всегда радостное. Мои достоинства - я умею договариваться с друзьями, умею слушаться взрослых. Мои недостатки - мне быстро надоедает играть в одну и ту же игру, и я не люблю убирать игрушки за собой. Живу я в городе Москва, на улице Шолохова, на восьмом этаже высотного дома. Очень люблю играть в куклы, люблю кушать сладкое, люблю ходить в гости. Не люблю бегать, убирать и спать днём. Когда я вырасту, очень хочу научиться красиво танцевать и играть на гитаре.

Данное пособие просто в изготовлении, в использовании и хранении. С отдельными картинками-пиктограммами можно придумывать и составлять не только рассказы по лексическим темам, но и строить свои высказывания по проектной деятельности, или по различным направлениям в других образовательных областях. Особенно удачно такие схемы вписываются в структуру интегрированных занятий. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"

Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный мн...

Авторское дидактическое пособие по развитию речи Игра-рифма «Запомни и повтори»

Дидактическая игра для тренировки памяти, правильном звукопроизношении и чувства рифмы....

Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"

Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный мн...

Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Словесная кинолента"

Каждый педагог в своей практике встречался с задачей создания универсального пособия. Замечательно, когда один и тот же материал можно использовать для разных целей и задач. Такое пособие создали и мы...