Сказка Зимовье
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект  по развитию речи при помощи ППС "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi_zimove-_1.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Речевое   развитие»

«Знакомство со сказкой «Зимовье зверей»  в обработке И. Соколова-Микитова

 в средней группе

Цель: продолжать работу по формированию интереса к книге и умению слушать сказки.

Программное содержание:

Обучающие:

  • Расширить у детей имеющиеся у детей знания и умения по теме «Домашние животные».
  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей».
  • Продолжать приучать детей слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.
  • Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Развивающие:  

  • Развивать познавательные способности, умение анализировать, делать выводы.
  • Развивать диалогическую и интонационную выразительность речи.
  • Развивать умение отгадывать загадки.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведение.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию положительных эмоций детей, при общении друг с другом.
  • Воспитывать интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.

Словарная работа: активизировать речь детей, развивать фонематический слух, произносительные умения и навыки, словарный запас.

Предварительная работа: беседа о домашних животных, отгадывание загадок, разучивание физминутки «Звериная зарядка».

Методы и приёмы:

Игровой:  физминутка «Звериная зарядка».

Наглядный: рассматривание картонного домика к сказке «Зимовье», педагог рассказывает сказку и прикрепляет персонажей сказки на «Фиолетовый лес».

Словесный:  отгадывание загадок о домашних животных, чтение русской народной сказки «Зимовье зверей», беседа по содержанию сказки.

Материал: 

Демонстрационный:  персонажи из ковролина, иллюстрации и декорации театра «Фиолетовый лес», мольберт, картинки-отгадки к загадкам, аудио запись к сказке.

Ход НОД.

I часть.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель  показывает детям картонный дом к сказке «Зимовье».

Воспитатель:  Дети, вы хотите узнать, какие герои живут в этом сказочном доме?  Ответы детей.

Воспитатель: Все дети любят отгадывать загадки, а вы?

  Ответы детей.

Воспитатель: Тогда слушайте и отгадывайте

Большой, рогатый,

Мычит, траву ест.

Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада.

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их. Он?

Дети: Бык.

  Героев сказки прикрепляют на «Фиолетовый лес».

Воспитатель: И в жару, и в холод.

По горам, по долам.

Ходит шуба, да кафтан?

Дети: Баран.

Воспитатель: Вместо хвостика крючок,

Вместо носа пятачок,

Розовая спинка,

На спине щетинка.

Дети: Свинья.

Воспитатель: Хвост с узорами,

А сапоги со шпорами,

Рано встаёт, громко поёт.

О том, что солнышко встает?

Дети: Петух.

Воспитатель: Мягкие лапки,

На лапках царапки,

Ходит легко, любит молоко?

Дети: Кот.

Воспитатель:  Какие молодцы дети, загадки отгадали, а теперь и увидели отгадки.

Как одним словом можно назвать быка, барана, свинью, петуха и кота? 

Ответы детей.

II часть. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать сказки?

  Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам одну историю, которая приключилась с домашними животными поздней осенью в лесу. А разве домашние животные живут в лесу?

  Ответы детей.

Воспитатель: Где обычно живут домашние животные?

  Ответы детей.

Воспитатель: Как же домашние животные из нашей сказки могли оказаться в лесу?

  Примерные ответы детей: заблудились, хозяин прогнал, всякое могло случиться.

Воспитатель: Садитесь удобно, смотрите, да слушайте внимательно русскую народную сказку, которая называется: «Зимовье зверей».

Звучит музыкальное сопровождение. Педагог рассказывает сказку и прикрепляет персонажей сказки на «Фиолетовый лес».

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.

Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:

— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.

— Ладно, — отвечает баран, — согласен.

Повстречали бык и баран свинью:

— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

Увидели бык, баран и свинья кота:

— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.

Согласился и кот.

Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:

— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.

Согласился и петух.

Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, мху натаскали — стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.

Живут друзья — не горюют.

А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:

— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.

Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:

— Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..

Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:

— Ку- ка-ре-ку-у!..

Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:

— Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Набежал бык, рогами волка в бок:

— У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..

А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:

— Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?

Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:

— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!

Услыхали волки, пустились наутек.

Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им говорит: — Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон... Ой, бежимте, братцы!..

Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.

Физминутка «Звериная зарядка».

Мы проверили осанку.

И свели лопатки,

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

 И как заинька трусишка,

И как серый волк - волчишка.

Вот свернулась белочка,

Спряталась в дупло.

Лучик белочки коснулся,

Белка сладко потянулась.

Воспитатель:  Дети, вам понравилась сказка?

  Ответы детей.

  Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: О чем рассказывается в сказке?

Дети: О том, как звери строили  зимовье.

Воспитатель: Как вы поняли, что означает слово «зимовье»?

Дети: Дом.

Воспитатель:  Для  чего  звери  построили  себе  дом?  

Дети: Чтобы  жить, зимовать.

Воспитатель: Кто из зверей «столбы тесал» – то есть, выравнивал бревна?

Дети: Бык.

Воспитатель: Кто «щепу драл» – мелко колол дерево на щепки?

Дети: Баран.

Воспитатель: Кто «глину месил» – кирпичи клал?

Дети: Свинья.

Воспитатель:  А что делал кот?

Дети:  Кот мох носил и «стены конопатил» – то есть, затыкал щели в стенах.

Воспитатель: Что делал петух?

Дети:  Петух крышу крыл.

Воспитатель:  Ребята,  а  как  вы  понимаете словосочетание - «рубить  избу»?  Дети: Строить дом.

Воспитатель: Что случилось однажды?

Дети: Пришли волки.

Воспитатель: Как зверям удалось спастись?

Дети: Звери испугали волков.

III часть. 

Итог и анализ деятельности:

Воспитатель: Понравилась ли им сказка?

  Ответы детей.

Воспитатель:  Как она называется?

  Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике у детей старшей группы на тему:"Путешествие в сказку Зимовье".

На этом занятии дети закрепляют знания о порядковом счёте,о геометрических фигурах(определять их на ощупь,строить геометрические фигуры из палочек).Через игру у детей формируется познавательный интере...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СКАЗКИ "ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СКАЗКИ "ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ"...

Презентация к конспекту по пересказу сказки "Зимовье зверей"

Презентация к конспекту по пересказу сказки "Зимовье зверей"...

Конспект ООД по развитию зрительного восприятия по русской народной сказке "Зимовье"

ООД основывается на сказке, в которую включаются специальные игры и упражнения. Знакомство со сказкой проводится на нескольких занятиях. В период изучения сказки в режимных моментах, на общеразвивающи...

Конспект занятия по развитию речи ""Mоделирование русской народной сказки "Зимовье"

   Программное содержание. Формирование у детей устойчивый интерес к книге, умение слушать и понимать услышанное.        Учить детей оценивать харак...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе № 3 ГБДОУ №45 на тему: «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Приобщение детей к миру художественной литературы.Познакомить детей с русской народной сказки «Зимовье зверей». Проанализировать сказку....