Конспект образовательной деятельности "Хлеб -национальное достояние всего народа"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Япарова Зульфия Илдусовна

 

 Закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_hlebe.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего   занятия  по речевому                                                 и  социально – коммуникативному  развитию   детей.

«ХЛЕБ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ВСЕГО НАРОДА.»

Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу

Обучающие

  1. Продолжать формировать представление детей о том, кто и как выращивает, собирает, куда поступает, кто печет хлеб и где можно его приобрести
  2. Знакомить детей со злаковыми культурами.
  3. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. 
  4. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
  5. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
  6. Дать представления о том кто дома печёт хлеб, что для этого надо.

Развивающие:

  1. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. 2.Закрепить умение детей проводить посев семян, создавать необходимые условия для роста растений. 

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Методы:

  1. Словесные -  художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки);  чтение стихов; загадывание загадок; беседы.
  2. Наглядные - образец действия взрослого, презентации.
  3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом); пальчиковая гимнастика.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Социально- коммуникативное  развитие
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Речевое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая  технология
  2. Технология исследовательской деятельности
  3. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  5. Технология использования в обучении игровых методов(деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  6. Информационно-коммуникативные технологии

Словарная работа:

  1. Познакомить со словами: злаки, жито, гостеприимство, хлебосольный .
  2. Активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь.

Предварительная работа. 

  1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
  2. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»
  3. Чтение рассказов: «Кто в поле главный»                                                         А. Кольцова :«Песня пахаря»                                                                               А. Владимирова :«Земля на зёрнышке стоит»
  4. Чтение сказок:«Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь»,  «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» , р.н.с.» «Колосок»
  5. Сюжетно-ролевые игры: «магазин – булочная», «Пекарня», «Семья»
  6. Обучение дидактическим играм: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Что лишнее?», «Подбери пару», «Узнай и назови».
  7.  В  утренний отрезок  времени  провести опытническую  деятельность-в одном  стакане  смешать воду сахар  муку дрожжи.                                   В другом- мука  вода сахар. Оставить на  30 минут.

Оборудование: 

  1. Колосья пшеницы и ржи
  2. Зерна пшеницы и ржи на подносах
  3.  Емкости для посадки семян. Ступка  или  ручная  мельница.
  4. Кусочки белого и ржаного хлеба лепешки  лаваша.
  5. Презентация: «Какой разный хлеб»
  6.  Мука пшеничная и ржаная в прозрачных баночках                              Картины с изображением поля, различных полевых работ           8.Картина М.Шишкина «Рожь».                                                                 9.Схема – модель для составления рассказа о полевых работах.                                                                                                                                                  

Форма проведения: совместная деятельность

Ход  занятия.

 Дети вместе с воспитателем стоят в кругу:

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям и  нашим  гостям : «доброго утра»                                                                                             - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пожаловало! Давайте попробуем  поприветствуем их по-русски.                                           Примерные ответы детей: -Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Милости просим!                                                                                                           -Наша страна – огромная  Россия всегда славилась своим гостеприимством. А что такое гостеприимство?-ответ  детей.

- Гостеприимство - это радушный, тёплый, вежливый приём гостей, забота о них, желание хорошо накормить и доставить им радость.

- Считалось, что гость приносит счастье в дом.  Гостям очень радовались и спешили их обогреть, хорошенько угостить, ничего не жалели для гостей. Недаром говорится: "Россия - щедрая душа".                                                        

А что такое "щедрость"? Кого мы можем назвать щедрым? - ответы детей.        - Щедрый - это тот, кто ничего не жалеет для других, отдаёт всё, что у него есть, всегда готов помочь другим.

Да, русские люди всегда отличались щедростью и гостеприимством. Недаром только в русском языке есть такое редкое слово, как "хлебосольство".

Хлебосольство - это и щедрость, и гостеприимство. Это умение с радостью принять, хорошо угостить, выставить для гостя множество разных блюд.

Воспитатель: - Из каких слов состоит слово "хлебосольство"?

- "Хлеб" и "соль".                                                                                   Воспитатель: - Да, это самые главные и почитаемые продукты в России с древности.     Издавна главным богатством России считался хлеб.  Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток.  В  далекие  времена на Руси  хлеб  называли – ЖИТО – значит жизнь.                                                                 Каждому знакомы  мудрые слова:  «Хлеб – хозяин дома, всему он голова!»

На  Руси гостей  встречали  хлебом и хлеб всегда  ставили в  центр стола Это  означает то что хлеб-главное блюдо на  столе. Да и  сейчас  мы соблюдаем эти  традиции. Где  у  нас  во  время  приема  еды  стоят  хлебницы  с  хлебом? Именно  эту  традицию  мы свято  храним  и  соблюдаем.                 Хлеб получить очень  трудно.                                                               Расскажите, что вы помните о том, как получается хлеб .                           (Дети, с помощью схемы, вспоминают последовательность полевых работ. Составляют рассказ о  том  как появился  хлеб на  столе – используют  картинки).

  Схемы  и картинки  - Этапы  появления  хлеба.

       Этапы  появления  хлеба можно  изобразить и с  помощью  цветных  квадратиков                                                                                                             Что  может означать черный квадрат?  (вспаханное поле).                                Как вы думаете, что обозначает зеленый квадрат?( зеленые ростки.)                                                                                                                      А кто догадался, что обозначает оранжевый квадрат? (созревшую пшеницу.)     Как вы думаете, что обозначает белый квадрат?( муку.)                                      А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (хлебобулочные  изделия) 

РЕБЕНОК:    Рос сперва на воле  в  поле                                                                      Летом  цвел и  колосился                                                                                            А когда  обмолотился                                                                                             Он  в  зерно  вдруг превратился                                                                             Из  зерна  в  муку  и тесто                                                                                         В  магазине  занял  место                                                                                 Вырос  он  под синим  небом                                                                                    А  пришел на  стол к нам  хлебом.

Рассказ педагога  о художественных произведениях.

- Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину. (выставляет картину М. Шишкина «Рожь»)  Как вы думаете, как называется эта картина? Эту  картину  написал великий художник М. Шишкин и называется  она «Рожь».  Какое  здесь богатство золотых красок!                                                                                                           - Хлебное поле еще называют, словом нива.  Нива – от слова низ, то есть поле находится низко – низко. Послушайте, как  поэт Ю. Ждановская написала о поле.  Смотрите на картину и слушайте стихотворение.

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе…

- Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях  сочиняют стихи рассказы. А народ сочиняет   сказки.        Какие  вы  помните? – ответы  детей.

У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомним их.

  • Без соли, без хлеба – половина обеда.
  • Будет хлеб, будет песня.
  • У кого хлеб родится, тот всегда веселиться.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  •  Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.                                              Двигательная  пауза

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

РЕБЕНОК: Колосок  - как  будто  дом.                                                           Много  комнат  в доме  том.                                                                                   В  каждой  комнатке – зерно.                                                                           Спелой  зрелости  полно.

Практическое задание:                                                                                           - Ребята  в стихотворении говорится, что колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышками. А как вы думаете, на самом деле это так или нет?                                                                                 Рассмотрим и сравним  зерна и колосья пшеницы и ржи. (Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи на картинке. Находят их отличия. Колос ржи – длинный, тонкий, у него не очень длинные усики.)(Колос пшеницы – короче, толще, а усики у него длиннее.)

- Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками т.е. золотыми. Злаки - это растения со стеблем в виде полой (пустой) соломины, заканчивающейся колосьями.  

Речевое  упражнение «Подбери  правильно»                                                                                                                  

Это колос пшеницы - пшеничный колос.                                                         Колос ржи – ржаной колос                                                                                 Мука из пшеницы -  пшеничная  мука                                                              Мука  изо ржи – ржаная  мука

Опытническая  деятельность

-У на тарелках лежат зерна пшеницы  и  ржи,  потрогайте их.                               Какие они? (Гладкие твердые)                                                                      Давайте их рассмотрим, они  тоже разные.                                                               -А давайте посмотрим, как из этих зерен получается мука?                                 В  далекие – далекие  времена  люди  еще  не  изобрели  мельницу и  зерна  растирали  между  камнями. Получалось что  то подобие муки.

-Возьму  щепотку зерен и положите в кофемолку  СТУПКУ.

 Представим себе как будто это маленькая мельница.

          Здесь такое с ним творится

          В оборот его берут

          В порошок его сотрут

         Станет все зерно мукою

         Потечет мука рекою.

-Высыпаю получившуюся муку на тарелку,  и сравниваем с мукой из пакета.

Какая мука у нас получилась? Серая

-На промышленных мельницах зерна пшеницы специально обрабатывают, чтобы она получилась вот такая. Какая? Белая.

-Осторожно потрогайте, понюхайте. Мука имеет запах? (Да,  особый)

-Возьмем  ложку муки  и  будем сыпать  через сито в тарелку. Мука сыплется. Мука – она  какая? Сыпучая.

Возьмите щепотку муки? Какая мука на ощупь? (Легкая, воздушная, мягкая, пышная)

-В стакан с водой положим ложку муки размешаем ее. Что случилось с мукой (Растворилась) Положим еще две ложки муки размешаем (Получилось тесто тягучее, густое, плотное)

Итог: Мука белая, сыпучая, растворяется в воде, имеет своеобразный запах

Чтение  стихотворения  и оценка поступков героев.

Ребята, послушайте стихотворение  С.Михалкова  «Булка»

Три паренька по переулку

 Играли, будто бы в футбол,

 Туда – сюда гоняли булку,

 И забивали ею гол.

 Шёл мимо незнакомый дядя

 Остановился и вздохнул.

 И на ребят совсем не глядя,

 К той булке руку протянул.

 Потом, насупившись сердито,

 Он долго пыль с неё сдувал.

 И вдруг, спокойно и открыто

 При всех её поцеловал.

 «Вы кто такой?» - спросили дети,

 Забыв на время про футбол

 «Я пекарь» - человек ответил

 И с булкой медленно ушёл.

 И это словно пахло хлебом,

 И той особой теплотой,

 Которой налиты под небом

 Поля пшеницы золотой.

•        Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)

•        Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)

Запомните правила:  

- Берегите хлеб, он дорого достается.

-Никогда не бросайте хлеб.

-Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

«Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».                        Мы знаем, что хлеб очень полезный и вкусный.  Хлеб-  главное блюдо на каждом столе, говорят, что хлеб - это сила. А вы, любите хлеб? А   какие   хлебобулочные  изделия больше всего?    А  что  любят наши  гости?                                                                                                         А если хлеб стал чёрствым, как его можно использовать?(ответы детей)             - Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд

Игра «Новые слова»

Образуйте новые слова от слова «хлеб».

  • Крошки хлеба (какие?) -  хлебные.
  • Посуда для хлеба (что это?) – хлебница.
  • Квас из хлеба (какой)  - хлебный.  
  • Человек, который печет хлеб – хлебопек.
  • Прибор для резки хлеба – хлеборезка.

Рассматривание иллюстрации: «Пищевая пирамида»

          Ребята, это пирамида называется пищевая.

Главный принцип пищевой пирамиды  заключатся в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще.

Чем дальше от основания находятся продукты, тем меньшее место они должны занимать в нашем рационе.

 А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.

Давай посмотрим, какие это продукты расположены в основании пирамиды.

 - хлеб, макароны, крупы.

Воспитатель: молодцы. Всё правильно  назвали.

Воспитатель: теперь вы видите ребята, что хлеб это один из основных и главных продуктов питания для человека.

Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека.  Не зря говорит народная мудрость - «без хлеба нет обеда».  

Игровое  упражнение «Скатерть – самобранка» - найти  и  отобрать  только  те  продукты  в составе  которых есть  мука.

Знакомство детей с национальными  видами хлеба.

Хлеб издавна символизирует  народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб – непременный участник и повседневной еды,   и праздничного застолья. Представить жизнь любого человека  без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно.    (Иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Лепешки выпекают  в Узбекистане , лаваш – в Армении

Ребенок в русском  народном  костюме выносит  каравай

Вот он – хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой

В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал, пришел
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.

Как выпекают лепёшки и лаваш.  (показ иллюстраций)

По классике, лепёшка и лаваш выпекается в тандыре.   Тандыр – это печь в виде котла, стенки которой вымощены из глины. Узбекские лепёшки прилипают к стенкам и берут их тепло. Если одна из лепёшек отстанет от стены и упадёт в золу, то она считается священной. Выпекаются они в среднем шесть минут, вынимают лепёшки специальной лопатой или плотной варежкой.

Ребенок:  Лаваш армянский возглавляет стол,
Как  в старину, он так же современен.
Какой бы ни был все же разносол,
Лаваш армянский вряд ли он заменит.

Ребенок:      Узбекская лепёшечка! Нет ничего вкусней!
Когда не ешь её давно, скучаешь ты по ней!
Лепешечка румяная, горячая, с дымком…
Ах! До чего ж она вкусна с холодным молочком!

Игра: «Угадай на вкус».                                                                                               Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный. Кусочки лаваша и лепешки.

Игра: «Пожелание»

Воспитатель:                                                                                                                                    «А сейчас мы улыбнёмся                                                                                           крепко за руки возьмемся,                                                                                                и друг другу на прощанье                                                                                                мы подарим пожеланье….»

 Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство,               поэтому я…».                                                                                                       Дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу.

Дети  угощают  гостей  хлебобулочными  изделиями.                 Ароматный каравай                                                                                              По кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад.                                                                                       Чтоб дела пошли на лад!

Окончание  занятия.

Практическая  деятельность.(во   вторую   половину  дня)

Посадим зерна пшеницы  и   ржи  в три горшочка – с песком, опилками и землей. Будем ухаживать  (как?)  за посевами и наблюдать, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна.

Дети выполняют задание, ухаживают за посевами, проводят наблюдения (рассматривают грунт в лупу или микроскоп, регулируют освещение и т.п., результаты фиксируют в таблице). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»

Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.Задачи:1.     Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;2....

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...

Конспект образовательной деятельности"Хлеб в обрядах и традициях русского народа"

Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Айбике»

Цель: формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям различных национальностей.Образовательные задачи: уточнять и...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей 2 младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Айбике»

Образовательное направление:  познавательное развитиеЦель: формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к люд...