Сообщение из опыта работы "Интеграция развития речи и изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
статья по развитию речи

Корабельникова Нелли

Статья об опыте работы по интеграции развития речи и изобразительной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребенка «Детский сад «Сказка»

Сообщение из опыта работы

 

городское профессиональное объединение педагогов

по речевому развитию: семинар-практикум Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

 Тема:

« Интеграция развития речи и изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Корабельникова Нелли Александровна

г. Мичуринск, 2022

Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия. В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Большой положительный опыт в нашем учреждении накоплен при интеграции развития речи и образовательной деятельности. Данный тип интеграции помогает повысить уровень развития коммуникативных умений, приобретаемых в процессе творческой продуктивной деятельности дошкольников. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • активизация словаря;
  • становление и развитие речи как средства общения;
  • совершенствование регулирующей функции речи.

При осуществлении изобразительной деятельности эффективно происходит развитие восприятия и речи у детей, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Модель речевого поведения на занятиях изодеятельностью зависит от возраста детей. Так у детей младшего дошкольного возраста в начале творческой работы еще нет собственного замысла, они не умеют намечать тему рисования, лепки и т.д. Ребёнок, уже нарисовав рисунок, «узнаёт» его - находит какое-то сходство с чем-либо, а затем додумывает дальнейший сюжет, рассказывая о нем уже словами. Это является резюмирующей, констатирующей формой речи – т.е. речью по поводу уже совершенного действия. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Это отмечено в работах Н.П. Саккулиной, В.С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, «оживляют» предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.

В среднем возрасте, речь часто вплетается в самостоятельную практическую деятельность ребенка. Дошкольник, во время занятия изодеятельностью часто тихо вслух называет предметы, с которыми он действует, рассказывает о своих действиях, планирует, предстоящие действия и анализирует их результаты. Такая речь называется эгоцентрической, которая выполняет функцию начала планирования деятельности. Ребенок как бы наперед формулирует замысел своей деятельности. С возрастом складывается планирующая функция речи, когда ребёнок принимает решение и намечает замысел работы ещё до ее начала, объясняя и аргументируя свой выбор.

Дошкольник вырабатывает пути выполнения и достижения поставленной цели, и по мере ее по мере ее выполнения, словесно фиксирует полученные результаты, в речевой форме решает возникшие затруднения. Ребёнок, создавая свое творение, не переставая рассказывает «про себя» о том, что происходит с изображаемым объектом, комментирует свои действия, то есть эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю.

В старшем дошкольном возрасте дети, демонстрируя нарисованное, используя монологическую речь, могут составлять целые рассказы, динамично сменяющееся действие и логическое объяснение всех изображенных объектов.

Изобразительная деятельность развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление, в свою очередь, органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения.

Помимо этого занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

В группе №11 нашего учреждения создана картотека бесед по картинам русских художников, которая включает репродукцию картины и вопросы для составления описательного рассказа. Дошкольники закрепляют жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), объясняют различия между ними. В процессе описательных рассказов развивается монологическая речь, оценочные суждения, формируется умение использовать выразительные средства речи: сравнения, эпитеты, метафоры. Дети рассказывают не только о том, что изображено на картине, но и о чувствах, эмоциях которые вызывает у них произведение художника.

 Перед организацией ООД по изобразительной деятельности важное значение имеет предварительная работа. Чтение стихов, рассказов, сказок, произведений устного народного творчества  по теме занятия позволяет создать положительный эмоциональный настрой, развивать эстетические чувства детей, помочь дошкольникам проникнуться красотой природы и окружающего мира. По окончании ООД по изобразительной деятельности можно предложить детям придумать сказку или рассказ с нарисованными персонажами, в свободной деятельности предложить нарисовать дальнейший сюжет с приключениями нарисованных героев. С вылепленными из пластилина или соленого теста поделками можно предложить  инсценировать истории, разыграть диалоги с использованием речевого этикета на темы «Знакомство», «Приветствие», «Просьба» и т.п.

Важная часть занятия по изобразительной деятельности старших дошкольников - анализ творческих работ, как своих, так и продуктивной деятельности товарищей. Дети отмечают удачные работы, их цветовое решение, композицию, таким образом, активизируется словарь и развивается речевая и познавательная активность, умение делать выводы и умозаключения. При анализе рисунков и поделок старших дошкольников важно также научить детей деликатно отмечать недостатки и высказывать мнение о том, что можно исправить, дополнить.

Использование дидактических игр по изобразительной деятельности способствует умению детей классифицировать, обобщать по каким-либо признакам произведения искусства, развитию диалогической речи, образного и логического мышления, умению излагать свои мысли.

Таким образом, речь тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования, лепки и аппликации непосредственно влияет на активность речевых отделов мозга. Речь и изодеятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга. Этот процесс ведет к увеличению  коммуникативных возможностей детей, к возникновению новых продуктивных умений и навыков, образов и форм. Развитие речевой деятельности и совершенствование изобразительных способностей детей к полноценному развитию личности ребенка.

 

 

Литература

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: планы занятий. Практ. пособие для педагогов дошк. учреждений / Аверьянова А.П. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 75 с.
  2. Вепрева О.А. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва. 2001. 149 c.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. ACADEMIA. 2000. 344 с.
  4. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. М.: Просвещение. 2013. 253 с.
  5. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева ; под общ. ред. В.И. Яшиной. М.: Издательский центр «Академия». 2013. 448 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО

         Актуальность   использования  современных  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста  обусловлен...

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организации изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - пластилиновая живопись»

Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. ...

Творческий проект на тему: «Развитие речи детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии» для детей 6-7 лет

  Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пал...

Выступление в ГУБ ДО "МРИО на тему:"Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательном-образовательном процессе ДОО"

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, формируется его мировоззрение. Этот возраст является наиболее сенситивным для овладения ра...

«Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий»

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на ра...

Опыт работы на тему "Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий"

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на ра...