методическая разработка "Лэпбук"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Остапенко Маргарита Сергеевна

Дидактическое пособие «Лэпбук К. И. Чуковский» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, книжки, в которых собрана информация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk1.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Лэпбук-современное средство развития дошкольников"«Лэпбук К. И. Чуковский»

Аннотация:

Дидактическое пособие «Лэпбук К. И. Чуковский» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, книжки, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие «Лэпбук К. И. Чуковский» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммукативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель: развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр

Задачи:

1. Закрепить представления о творчестве К. И Чуковского

2. Развивать мышление, речь, воображение, память

3. Развивать интерес к художественной литературе.

4. Развивать желание выполнять совместные игровые задания

Содержание представляет: дидактические игры по произведениям К. И. Чуковского; речевой материал: загадки; фотографии из жизни писателя.

Номинация «Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения»

Лэпбук создан с целью расширения знания детей о сказках известного русского писателя, создания интереса к произведениям писателя.

Задачи:

  1. Формировать связную речь, обогащать словарь детей.
  2. Развивать навыки коллективной работы.

Содержание лэпбука «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

1. Кармашки с сюжетными картинками по сказкам для выкладывания сюжета.
2. Подборка игр, викторин, презентаций по сказкам А.С. Пушкина (СD).
3. Игры, кроссворды, лабиринты.
4. Раскраски по сюжетам сказок.
5. Физкультминутка.
6. Дидактические игры «Назови сказку по картинке», «Четвертый лишний».
7. Словесная игра «Из какой сказки отрывок?»
8. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
9. Фотографии героев сказок А.С.Пушкина в разных городах России.
10. Дидактические игры «Что перепутал художник?», «Разложи по очереди желания», «Найди пару из одной сказки».
11. Разрезные картинки, пазлы (5 папок).
12. Магнитный театр «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» с фигурками и магнитным полем.

Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:

  • развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
  • может проходить знакомство с терминологией;
  • использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;

Применение в педагогической деятельности. Лэпбук – это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

Вот, что у нас получилось.

Использование

Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И как правило, одного урока или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука, т.е. 3 и 4 этапы, необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями .

Особенности:

Плюсами лэпбука является:

Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Совместная работа с родителями.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Анкетирование

Еще лэпбук воспринимается учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Мною было проведено анкетирование учащихся. И по результатам анализа анкет, видно, что детям такая работа (создание лэпбука) нравиться, они с желанием и интересом принимают участие. А также было выявлено, что такая работа не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость.


 

Заключение

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у учителя появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
  • пригоден к использованию одновременно группой ребят;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны возрасту;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...