Формирование речи дошкольников через сказки
консультация (младшая группа)
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
«Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.
Народные сказки являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Для достижения цели формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками, можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ФГОС;
- сформировать интерес к русским народным сказкам;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- знакомить с основными жанровыми особенностями сказок;
- развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определяем основные направления деятельности:
1. Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Задачи на данном этапе: учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее; вовлекать детей в обсуждение сказки.
Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Задачи: пробудить интерес к родному слову; развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого берём отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняются по очереди. Вместе с детьми находим выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминают роли всех героев.
3.Театрализованная деятельность.
Задачи: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности; учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому по возможности в театральном уголке надо обновлять конусный театр, театр масок, театр картинок, различные атрибуты: маски-шапочки. Дети охотно используют содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности я выбрала: игровая деятельность, комплексная деятельность, встречи со сказочными героями, праздники, самостоятельная игровая деятельность.
Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев надо стараться включать во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.
Героев кукольного театра использовать на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый может благодарить и хвалить детей, здороваться и прощаться.
Для этого в своей работе можно использовать следующие методы и приемы:
Творческая деятельность: - рассказать знакомую сказку по кругу, - помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль).
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровая деятельность: - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, решаются задачи следующих образовательных областей:
«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)
«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Нужно обращать внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы.
Читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-471270-1408961594.jpg)
Формирование математических представлений у старших дошкольников через сказку
Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние св...
Формирование Связной речи дошкольников через сказку с использованием ИКТ
Развите связной речи-одна из главных задач детского сада.........
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/10/picture-81810-1554905130.jpg)
Консультация: «Формирование речи детей через сказку.»
Консультация полезна для родителей и воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-946139-1508413679.jpg)
Консультация для родителей "Формирование речи дошкольника через развитие внимания"
Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но и развития умения грамотно доносить эти знания до ребенка, т.е. уметь взаимодействовать со св...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/01/picture-1017481-1519910669.jpg)
Доклад из личного опыта. Развития речи дошкольников через сказку
Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования, работающим по направлению "Речевое развитие детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959217-1508065060.jpg)
Формирование речи дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)
Формирование речи дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но...