Развитие коммуникативных способностей в раннем возрасте при ознакомлении с миром природы
статья по развитию речи

Кормильцева Елена Юрьевна

          Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка.  Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои знания и впечатления. Развивая речь детей при ознакомлении с миром природы, мы можем добиться единства коммуникативного и познавательного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kormiltseva.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей в раннем

возрасте при ознакомлении с миром природы

          Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка.  Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои знания и впечатления. Развивая речь детей при ознакомлении с миром природы, мы можем добиться единства коммуникативного и познавательного развития детей.

    Свою работу мы начали с обследования детей по методике К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.  Результаты наблюдений показали, что на высоком уровне находятся – 6 детей (27%), на среднем -12 детей (55%), на низком – 4 ребенка (18%). Многие дети вступают во взаимодействие друг с другом и воспитателем, отвечают на вопросы, однако недостаточно развиты грамматическая и связная речь. Многие дети затрудняются назвать домашних и диких животных. Поэтому особое значение стали приобретать вопросы развития речи при ознакомлении с миром природы.

     Мы поставили перед собой следующую цель: способствовать развитию речи детей при ознакомлении с миром природы, учитывая индивидуальные особенности детей.

     После этого мы  определи  этапы работы:

1. Накопление представлений об окружающем мире, введение слов в  пассивный словарь детей.

2. Активизация слов в речи

3. Развитие коммуникативных способностей (развитие фразовой речи).

      Особую роль для всестороннего развития играет построение среды. Предметно-развивающая среда условно разделена на мини центры по линиям развития и областям. Среда мобильна, многофункциональна, отвечает требованиям и возрасту детей и их индивидуальным, возрастным особенностям, требования ООП и ФГОС ДО.

      В своей работе мы учитываем индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья. Например, малоактивных  детей побуждаем к общению с помощью вопросов, чтения потешек, стихов. Следим за осанкой и посадкой детей, снижаем нагрузку в беге и прыжках детям, имеющих группу «радуга» и «змейка».

   На первом этапе работы мы знакомили детей с окружающей природой. Использовались различные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций, предметов, картинок, объектов природы на прогулке, в группе), словесные (беседы, чтение художественной литературы, слушание музыки).                  

     В соответствии с новыми федеральными требованиями, особое внимание уделяем игровой деятельности. В работе  используем разнообразные виды игр:

- дидактические игры «Домашние и дикие животные», «Назови детеныша» и др, тематическое лото с изображение животных.

- подвижные игры «Кошечка» и др.

-игры для развития  мелкой моторики рук «Сорока-сорока», «Этот пальчик»,

-игры с язычком «Как язычок песенку поет» (дети произносят звуки  ау, оу и др.).

   Активно применяем:

- игровые упражнения: «Накормим зверей», «Чьи детеныши?», «Громко-тихо».

-упражнения по развитию речевого дыхания «Подуй на кораблик, снежинку».

     Когда дети накопили представления о природе, возрос интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу работы.  Цель данного этапа активизация   речи детей.  Здесь мы используем словесные дидактические игры, которые формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Гуси –гуси га-га», активно используем прием поручений. После того, как ребенок выполнит задание, мы спрашиваем «что ты принес» или «что ты делал» (ребенок использует существительные и глаголы в речи). Разыгрываем ситуации непонимания «Я не могу понять что тебе нужно? – куклу или машинку».

     На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи. Учим детей строить предложения из 3-4 слов. Используем рассматривание картинок, наблюдения, задаем вопросы, разучиваем стихи, потешки.  Особенно детям нравятся сюжетно-дидактические игры типа «День рождения куклы Маши», «Кукла заболела», «Кукла делает зарядку» и др. При проведении таких игр можно задавать ребенку большое количество вопросов.

    Параллельно в работе с детьми мы осуществляем взаимодействие с родителями.  В работе с родителями используем такие формы работы как:

- родительские собрания, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы.

- совместные мероприятия: фотовыставки, обобщение семейных опытов

-информирование: консультации, памятки.

    Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержание контакта с семьей. Родители активно участвуют в его оформлении: делают фотографии, совместные рисунки, оформляют семейные опыты. При помощи таких форм работы мы стараемся приобщать родителей к совместной педагогической деятельности.

       Работа по развитию речи при ознакомлении с миром природы обогащает связную речь, грамматический строй речи, способствует развитию любознательности, общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационно – коммуникативные технологии как средство ознакомления с миром природы»

Отчет по самообразованию на тему: «Информационно – коммуникативные технологии как средство ознакомления с миром природы»...

План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

Представление своего опыта для педагогов, тема" «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культ...

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...