Проект на тему: " Винегрет из сказок"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Волкова Татьяна Петровна

Формирование речи у детей является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо, как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Для этого педагогу нужно побуждать детей к речевой деятельности. Но речевую активность надо развивать не только на занятиях, но и в общении  с окружающими. Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемам, нами была использована игровая технология «Винегрет  из сказок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   на тему:  « Винегрет из сказок».

Актуальность – проблема формирования речи у детей дошкольного  возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у старших дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для  дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ учителя –

логопеда с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые  распространенные  и  сложные  предложения.  Но  главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только – что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать

несколько  однообразных  однотипных  рассказов.  Детям  этот  вид деятельности  становится  скучным  и  неинтересным,  они  начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу нужно

побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы учителя – логопеда на занятиях по развитию речи старших дошкольников.

Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемам, нами был использована игровая технология «Винегрет  из сказок».

Проблема проекта: у детей недостаточно развито воображение, бедный словарный запас, наблюдаются затруднения в составлении предложений для высказывания собственных мыслей.

Цель проекта: развитие речи старших дошкольников посредством игровой технологии «Винегрет из сказок».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-  расширить представление детей о сказках;

- формировать умение детей рассуждать;

-  обогащать и расширять словарный запас детей.

Коррекционно – развивающие:

-  развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-  развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать культуру речи.

- развивать творческий потенциал ребенка.

- познакомить педагогов с образовательной технологией.

-  показать педагогам знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа учителя–логопеда с детьми с помощью игровой технологии «Винегрет из сказок» приведет к положительной динамике показателей развития речи старших дошкольников.

Новизна проекта обусловлена поиском новых игровых форм и технологий, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников.

Практическая значимость

Практическая  значимость  проекта  заключается  в  том,  что предложенная система применения игровой технологии «Винегрета из сказок» в коррекционно–логопедическом процессе достаточно эффективна. Сложные и порой малоинтересные логопедические задания становятся для ребенка

увлекательным занятием. Дети, увлечённые составлением сказки, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с различными трудностями при выполнении задания. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты.

Игровая технология «Винегрет из сказок» помогает усвоить материал и сохранить его надолго в  памяти, способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной  активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Предполагаемый результат:

Повышение интереса к логопедическим занятиям у детей, повышение эффективности коррекционной работы, используя сказочные сюжеты. Овладение навыками выразительной, правильной речи.  Развитие  связной  речи,  памяти,  мышления,  фантазии, познавательной активности ребенка посредством сказки.

Продукт проекта: мультимедийная презентация, конспект «Винегрет из сказок», «Личный дневник сказок».

Поэтапный план реализации проекта

Этапы проекта  Содержание

I этап проекта (подготовительный)

1. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

2. Подготовка материальной и методической базы.

3. Разработка критериев эффективности проекта.

4. Определение возможности участия родителей в реализации проекта.

II этап проекта (организационный)

1. Педагогическая планёрка.

2. Консультирование педагогов.

3. Разработка планов.

4. Объявление о проекте.

III этап проекта (основной)

1. Разработка авторских сказок и апробация их в проекте.

2. Проведение бесед с детьми.

3. Оформление дневников «Личный дневник сказок».

4. Подбор дидактического материала «Винегрет  из сказок».

IV этап проекта (заключительный)

1. Подведение  итогов,  анализ  ожидаемого  результата реализации проекта.

2. Проведение итогового мероприятия.

3. Подготовка мультимедийной презентации проекта «Винегрет из сказок».

Тематическое планирование «Винегрет из сказок»

(с декабря по январь)

I неделя

-  Сбор материала по теме проекта

-  Объявление о теме проекта

-  Блиц-опрос для воспитателей

«Любимые сказки воспитанников»

II неделя

-  Чтение сказок, просмотр  мультфильмов.

-  Дидактический материал для воспитателей

-  Фронтальное занятие по развитию  речи по теме «Винегрет из сказок»

III неделя

-  Занятие на тему :Сказка «Наоборот» (дети учатся менять характер  персонажей и сюжет сказки)

- Беседа «Моя любимая сказка»

IV неделя

- Занятие  на тему:  Сказка «Сочинялка».(дети придумывают счастливый  конец сказки)

- Рисунки «Мой любимый сказочный  герой»

Январь III неделя

-  Занятие  на тему: «Сказки вместе» (дети из нескольких сказок  сочиняют «новую» сказку).

- Обсуждение «новых» сказок (дети друг другу рассказывают  получившиеся сказки) .

IV неделя

-  Занятие  на тему : «Новая сказка» (дети сочиняют сказку по  предложенным им картинкам).

- Раскрашивание детьми сказок на плакате.

-Создание «Личного дневника сказок»

V неделя

Выводы по проекту:

Реализация игровой технологии «Винегрет из сказок» осуществлялась в соответствии с поэтапным планом реализации проекта. Поставленные задачи выполнены в полном объеме, что позволило достичь целей проекта и доказать гипотезу – целенаправленная разнообразная работа учителя –логопеда с детьми с помощью игровой технологии «Винегрет  из сказок» привела к положительной динамике показателей развития старших дошкольников в  ДОУ (в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет).Такая положительная динамика наблюдается в связи с проведением логопедических занятий по развитию речи с использованием игровой технологии, тесном взаимодействии учителя – логопеда с воспитателями. Данный  проект  способствовал  повышению  профессиональных компетентностей педагогического коллектива в вопросах развития речи детей, мышления, памяти, фантазии с использованием игровой технологии « Винегрет  из сказок». Перспектива проекта – дальнейшая работа ДОУ в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Бентюкова, Е. В. Сказкотерапия в логопедической работе.

2. Денисова, О. Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда .

3. Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом: практич.пособие /

О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – М.: КАРО, 2007. – 198 с.

4. Левчук, Е.А. Грамматика в сказках и историях: Цикл домашних

занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.А. Левчук. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32 с.

5. Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы / Т. Сергеева //

Дошкольное воспитание. – 2001. - № 2, 5, 6, 10, 12.

6. Токмакова И. П. Поиграйте с ребятами в сказку / И. П.

Токмакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.

7. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по

развитию связной речи дошкольников: метод.пособие / О. А. Шорохова. –

М.: ТЦ Сфера, 2006. – 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему " Волшебный мир сказок»

Проект в младшей группе на тему " Волшебный мир сказок"...

Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»

Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи...

Проект на тему "Добрый мир сказок К.И.Чуковского"

Актуальность и значимость проекта.Анализ сказок К. И. Чуковского позволит детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства. Поэтические образы привлекают детско...

Проект на тему : «В мире сказок»

Проект на тему :«В мире сказок»...

Проект на тему: "По дорогам сказок"

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...