Постановка звука Ж
план-конспект занятия по развитию речи

Голушко Евгения Александровна

Постановка звука Ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Постановка звука Ж314.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты  (технологические карты)

индивидуально-подгрупповой НОД  по  постановке звука Ж.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ  ЗВУКА  Ж

  1. Губы немного округлены и выдвинуты вперед.
  2. Зубы на расстоянии 1 мм.
  3. Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним альвеолам («бугоркам») несколько выше, чем при произнесении звука Ш, но не касается  твердого нёба, с которым образует  гораздо более узкую щель для прохождения воздуха.
  4. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
  5. Мягкое нёбо приподнято.
  6. Голосовые связки сомкнуты и  вибрируют.
  7. Выдыхаемая струя воздуха обильная, теплая, но менее сильная, чем при произнесении звука Ш.

Дефекты артикуляции звука Ж.

  1. Большинство недостатков произношения звук Ж совпадают с дефектами произношения звука Ш (межзубный, боковой, щечный, призубный и другие виды сигматизма). Как правило, при исправлении сигматизма звука Ш автоматически исчезает и нарушение произношения звука Ж.
  2. Специфическим недостатком произношения Ж является ОГЛУШЕНИЕ звука Ж в силу того, что голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Постановка звука Ж

В редких случаях возникает необходимость в постановке звука Ж:

  1. При его оглушении. Звук Ж ставится на базе звука Ш с помощью голоса точно так, как звук З ставится от звука С.
  2. Звук Ж может быть поставлен от звука З с механической помощью (зонд, шпатель) точно так же, как ставится звук Ш от звука С.
  3. Звук Ж легко ставится от звука Р, затормозив с механической помощью вибрацию кончика языка.

1. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Ж  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Ж» (Постановка звука Ж от звука Ш при его оглушении)

(Лексическая тема: «Насекомые»)

Цель: Постановка звука Ж

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Ж;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Ж, схема характеристики звука, мяч, картинка или игрушка «ЖУК ЖЕНЯ», вырезанные из картона или цветной бумаги цветы, ватные шарики или фигурки насекомых, вырезанные из фольги (легкие), предметные картинки «НАСЕКОМЫЕ», лабиринт «ЖУКИ».

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Малыш, угадай, кто прилетел к нам в гости?

Загадка.

Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь

Логопед: Правильно. Это Жук. Его зовут Женя. Он будет учить тебя жужжать!

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про жука, нашему гостю будет приятно!

Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед:  А теперь давай покажем жуку Жене наш «Фокус» - сдуй ватку с носа (можно вместо ватки вырезать из салфеток фигурки насекомых, жука).

.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Жук Женя очень любит летать с цветка на цветок на лесной полянке. Давай мы будем вместе с ним летать по цветам и делать артикуляционные упражнения, которые спрятались за цветами. Это поможет нам научиться ЖУЖЖАТЬ КАК ЖУК ЖЕНЯ! (произносить звук Ж).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ (см. конспект № 1)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

 Логопед: Малыш, какое у тебя сейчас настроении? Покажи! (ребенок самостоятельно подбирает эмоцию и показывает).

А когда придет мама, ты обрадуешься? Покажи! (РАДОСТЬ) А если мама задерживается, ты грустишь? Покажи! (ГРУСТЬ) А если вместо мамы придет бабушка, ты удивишься? (УДИВЛЕНИЕ).

Молодец! Жук Женя тоже очень рад, Посмотри, как он улыбается!

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Малыш,  предлагаю тебе немного поиграть! Игра называется «Споем песенку». 

Положи руку на горлышко и спой А-А-А-А (О-О-О и т.п.). что ты чувствуешь? (горлышко дрожит!)

А теперь спой звук З-З-З-З. Дрожит горлышко? (ДА)

А теперь давай сравним звуки П – Б, Т – Д, К – Г, С – З.

(учить ребенка контролировать голосоподачу, вибрацию голосовых связок).  

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Ж

Логопед: А теперь точно так же положи руку на горлышко и потяни звук Ш-Ш-Ш  - СПОЙ ПЕСЕНКУ ЗМЕИ! Горлышко дрожит? (НЕТ)

А теперь подай голос, сделать так чтобы твои голосовые связочки заработали:   СПОЙ ПЕСЕНКУ ЖУКА! ПОЖУЖЖИ, КАК ЖУК ЖЕНЯ! Ж-Ж-Ж  Дрожит горлышко? (ДА)

Давай попробуем еще раз.

Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Ж

Логопед: Когда мы поем песенку ЖУКА

(произносим звук Ж)

- Губы  округлены,

- Зубки заборчиком,

- Кончик языка за верхними зубами,

- Язычок чашечкой,

Воздушная струя теплая

- Горлышко дрожит, голосовые связки работают.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ж и может самостоятельно рассказать, как мы ПОЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ж).  

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Ж

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что ПЕСЕНКА ЖУКА   – это и есть звук Ж.

Логопед: Какой звук Ж?  

Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Жук Женя хочет поиграть с тобой в мяч. Давай он будет называть тебе своих друзей-насекомых, а ты будешь называть, когда этих насекомых много.

БАБОЧКА - … Бабочки

ЖУК - … Жуки

КУЗНЕЧИК - … Кузнечики

МУХА - … Мухи

 КЛОП - … Клопы

ПАУК - … Пауки

ПЧЕЛА - … Пчелы

ОСА - … Осы

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Давай покажем жуку Жене наши любимые игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» с картинками насекомых. (для игры можно взять от 4 до 10 картинок в зависимости от уровня развития ребенка).

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Давай сыграем в игру «Жуки и змеи» - если ты услышишь, КАК ШИПИТ ЗМЕЯ, ты рукой показываешь ЗМЕЙКУ, если ты услышишь, КАК ЖУЖЖИТ ЖУК, ты машешь руками, как крылышками, изображая ЖУКА.

На материале звуков: Ж , Ш , Ш, Ж , Ж , Ш , Ж , Ж ,

На материале слогов: ЖА, ЖО, ШО, ШУ, ЖУ, ЖИ, ШИ, ЖЕ,

На материале слов: ШУБА, ЖАБА , ЖАРА, ЖИРАФ, ШАПКА, ШОРТЫ, ЖИЗНЬ, ШИНА и др.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед: Малыш, тебе понравилось сегодня на занятии? Кто прилетал к нам в гости? Чему он учил тебя? Ты научился жужжать, как жук Женя? Давай пожужжим еще раз.

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Логопед: Жуку Жене тоже понравилось с тобой играть. Он очень рад, что научил тебя ЖУЖЖАТЬ, петь ПЕСЕНКУ ЖУКА. За это он дарит тебе ЛАБИРИНТ.

Пройди его и помоги 2 жукам – 2 божьим коровкам встретиться друг с другом. (см. ниже)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

lab8

2.  Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Ж  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Ж» (Постановка звука Ж от звука З с механической помощью)

(Лексическая тема: «Животные жарких стран»)

Цель: Постановка звука Ж

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Ж;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Ж, схема характеристики звука, мяч, картинки или игрушки «ЗЕБРА» И «ЖИРАФ», вата для «фокуса» или ватные шарики и ворота для «футбола», дерево с листочками, под которыми спрятались картинки с артикуляционными упражнениями на шипящие звуки; предметные картинки «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН», предметные картинки «ЗОНТ, ЖАБА, ЖУК, ЗАЙКА, ЕЖИК, КОЗА»

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Сегодня к нам в гости пришли необычные звери! Они живут в далекой Африке. А кто это, ты узнаешь, если отгадаешь загадку.

Африканская  коняшка,
Полосатая тельняшка. 
(Зебра)

Он пятнист, высок и строен,
Добродушен и спокоен.
Шею длинную имеет.
Лазать, прыгать не умеет.
Он относится к копытным.
Любит, чтоб обед был сытным.
У гиганта мирный нрав.
Как зовут его?
(Жираф)

Логопед: Да, это ЗЕБРА ЗОЯ и ЖИРАФ ЖОРА.

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про ЖИРАФА. ЖОРЕ будет приятно.

Игра «У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).


На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).


На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Давай покажем нашим гостям «Фокус» и поиграем с ними в «Футбол»

.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: А ты знаешь, чем питаются ЗЕБРА И ЖИРАФ? (Ответы детей).
Правильно, они травоядные животные. Давай соберем для них вкусные листочки. Будем срывать листочки с дерева и выполнять упражнения, которые спрятались за ними. Согласен?

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ (см. конспект № 1)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

 Логопед: Малыш, а ты удивился, когда узнал, что к нам на занятие пришли гости из далекой Африки?  ПОКАЖИ, КАК? (УДИВЛЕНИЕ).  А тебе будет грустно с ними расставаться? ПОКАЖИ, КАК? (ГРУСТЬ).  Ты будешь рад увидеть их снова? ПОКАЖИ, КАК? (РАДОСТЬ).

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Малыш, знаешь ли ты, что в далекой Африке тоже живут комары? Давай ПОЗВЕНИМ, КАК КОМАРИКИ, полетаем над ЗЕБРОЙ ЗОЕЙ И ЖИРАФОМ ЖОРОЙ, а они будут нас ловить.

ПОЗВЕНИ ГРОМКО, БУДТО ТЫ БОЛЬШОЙ КОМАР – З-З-З (громким голосом)

А ТЕПЕРЬ ТИХО, БУДТО МАЛЕНЬКИЙ КОМАРИК З-З-З (тихим голосом)

(либо, чтобы не путать со звуками З- Зь, можно дать задание по-другому: 1. Позвени громко, будто комарик совсем рядом; 2. Позвени тихо, будто комарик улетел далеко и его еле слышно). 

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Ж

 Логопед: В имени Зебры ЗЗЗОИ мы слышим с вами песенку комарика (звук З), а в имени Жирафа ЖЖЖОРЫ – песенку жука (звук Ж). Давай станем волшебниками превратим нашу песенку комарика в песенку жука.

Инструкция для ребенка:

  1. Улыбнись.
  2. Положи язычок за нижние зубки и спой песенку комарика  (произнеси звук З) долго, протяжно.
  3. Указательным пальчиком приподними кончик языка чуть-чуть вверх и округли губки.
  4. Еще раз спой песенку комарика (произнеси звук З) долго, длительно . Какой звук ты слышишь вместо звука З? (ПЕСЕНКУ ЖУКА, ЗВУК Ж).  

(Звук [ж] ставится от [З] с  механической помощью. Нужно шпателем или специальным зондом поднять кончик языка за верхние зубки ребенка. Можно попытаться сделать то же самое пальцем самого ребенка, который нужно положить ему под язычок, тем самым приподняв его. При произнесении З будет слышаться Ж. Если ребенок при этом округлит губки, то звук Ж станет четче).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Ж

Логопед: Когда мы  ПОЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА

(произносим звук Ж)

- Губы  округлены,

- Зубки заборчиком,

- Кончик языка за верхними зубами,

- Язычок чашечкой,

Воздушная струя теплая.

(см. ниже)

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ж и может самостоятельно рассказать, как мы ПОЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ж).  

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Ж

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что ПЕСЕНКА ЖУКА   – это и есть звук Ж.

Логопед: Какой звук Ж?  

Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед : Зебра Зоя и Жираф Жора хотят с тобой сыграть в мяч. Они будут называть тебе животных жарких стран, А ты должен называть их ласково.

Игра «Скажи ласково»

ЖИРАФ - .. .жирафик

ЗЕБРА - … зеброчка

БЕГЕМОТ - … бегемотик

ЛЕВ - … левушка

ТИГР - … тигруля

СЛОН - … слоник

ОБЕЗЬЯНА - … обезьянка

ЧЕРЕПАХА - … черепашка

КРОКОДИЛ - … крокодильчик

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Малыш, подумай и ответь полным предложением:

- Кто быстрее, черепаха или зебра?

- Кто тяжелее, обезьяна или крокодил?

- Кто сильнее, жираф или слон?

- Кто больше, лев или слон?

- Кто выше, жираф или тигр? 

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Давай сыграем в игру « ПОДАРИ КАРТИНКУ»

Если в слове есть звук З (ПЕСЕНКА КОМАРИКА) – то дарим картинку ЗЕБРЕ ЗОЕ, Если есть звук Ж (ПЕСЕНКА ЖУКА) – то дарим картинку ЖИРАФУ ЖОРЕ.

Слова-картинки: ЗОНТ, ЖАБА, ЖУК, ЗАЙКА, ЕЖИК, КОЗА

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед: Тебе понравилось сегодня заниматься? Кто приходил к нам в гости? Чему мы научились? Давай споем песенку ЖУКА еще раз.

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Нарисовать ЗЕБРУ ЗОЮ И ЖИРАФА ЖОРУ в далекой АФРИКЕ.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

img8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...