Дополнительная развивающая общеобразовательная программа " Веселые пальчики"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Солнышко»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Веселые пальчики»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Котова Ирина Валентиновна,
воспитатель детского сада
« Солнышко»
р.п. Мучкапский, 2017.
Информационная карта образовательной программы
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая образовательная разноуровневая программа |
II Направленность | Социально-педагогическая |
III Сведения о разработчике(составителе) | |
1. ФИО | Котова Ирина Валентиновна |
2. Год рождения | 1967 |
3. Образование | Среднее специальное |
4. Место работы | МБДОУ Детский сад « Солнышко» |
5. Должность | Воспитатель |
6. Квалификационная категория | нет |
7. Электронный адрес, контактный телефон | 8 9158807789 |
VI.Сведения о программе | |
1. Срок реализации | 2 года |
2. Возраст обучающихся | 5-6 лет |
3. Тип программы | Модифицированная |
4. Характеристика программы | |
По месту в образовательной модели | Разновозрастного детского коллектива |
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности | Модульная |
7. Цель программы | Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через развитие мелкой моторики руки ребенка.
|
6. Учебные курсы/ дисциплины/разделы (в соответствии с учебным планом) | Разделы: 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Графические упражнения. 3.Игры и действия с предметами |
7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности | Наглядный метод обучения; Метод практических действий. |
8. Формы мониторинга результативности | Первичный -сентябрь; Итоговый-май. |
9. Результативность реализации программы | Ожидаемые результаты: Совершенствование у детей мелкой моторики руки , пространственных и временных представлений, навыков учебной деятельности. |
10. Дата утверждения и последней корректировки | |
11. Рецензенты |
Содержание
I. Пояснительная записка …………………………………………………….4-14
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс. ............................................................. 4
1.2.Новизна программы............................................................................ ……….5
1.3Актуальность программы…... ……………………………………………….6
1.4. Направленность программы………………………………………………..6
1.5.Цель и задачи программы………………………………………………….. .6
1.6. Принципы программы………………………………………………………9
1.7. Формы и методы работы……………………………………………………10
II. Содержание программы ………………………………………………….14-29
2.1 Учебный план………………………..............................................................14
2.2 Содержание разделов программы…………………………………………..24
III. Условия реализации программы ……………………………………….29-31
3.1. Материально-техническое оснащение программы……………………….29
3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………...30
IV. Список литературы ........................................................................................31
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
I. Пояснительная записка
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Веселые пальчики"- далее -Программа
Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина и других, составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.
- «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844.
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г.
- Нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МДОУ Детскийсад « Солнышко»
1.2.Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.
1.3.Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания - как традиционных, так и вновь «открытых». «Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное - учить его надо с раннего детства» - утверждают ученые.
Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».
Развитие интеллекта ребенка идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе детского сада « Солнышко» возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
1.4.Направленность программы: социально - педагогическая.
1.5.Цель Программы:
- Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
-развитие мелкой моторики руки ребенка;
-развитие слухового внимания;
-развитие графического воспроизведения.
- формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка;
- формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора;
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- Развитие тонкокоординированных движений рук.
- Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие:
- Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации;
- Развитие внимания к речи воспитателя.
Воспитательная:
- Воспитание старательности, аккуратности;
- Воспитание навыков правильной посадки при письме.
Задачи для детей 5-6 лет: | Задачи для детей 6-7 лет: |
1.Развитие общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнение в координации движений с речью. 2.Формирование нажима руки, совершенствование графических умений и навыков в заданиях на штриховку и рисовании предметов по клеткам. 3.Развитие пространственной координации, конструктивных навыков, умения выполнять задания по словесной инструкции. 4.Развитие зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. 5.Расширение знаний и представлений об окружающем мире. 6.Воспитание организованности, усидчивости и аккуратности в работе. | 1.Тренировка тонкокоординированных движений руки, мелкой мускулатуры пальцев. 2.Развитие слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости. 3.Совершенствование графических умений и навыков в заданиях разных видов. 4.Формирование умения соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе. 5.Развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения. 6.Формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы. 7.Воспитание трудолюбия, старательности и добросовестного отношения к работе. |
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Веселые пальчики» являются специальные обучающие игры, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, проблемно - поисковый, метод практических заданий. Игры-упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижать интереса к занятиям в целом.
Программа рассчитана на два года обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет в количестве 144 учебных часов с режимом проведения 2 раза неделю с сентября по май включительно. Длительность занятий составляет для детей 5-6 лет-20 минут; 6-7 лет-25 минут.
Занятия предполагают практическую часть.
Количество детей: 1 группа (12 человек).
Конечный результат работы: презентация.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный - в сентябре, итоговый в -мае).
Формы занятий: включаются несложные задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для последующего овладения навыками письма. Произвольные движения пальцев рук развиваются и во время физкультминуток.
1.6.Принципы программы
- Принцип деятельностного подхода.
Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
- Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей.
При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
- Принцип психологической комфортности.
Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе.
Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
1.7.Формы и методы работы
Формы работы:
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
Методы работы:
- Наглядный метод обучения и метод практических действий.
- Ориентировочно-исследовательская деятельность.
- Методы проблемно-поискового характера.
- Моделирование и кодирование информации.
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Пальчиковая гимнастика.
2.Графические упражнения.
3.Игры и действия с предметами.
- В разделе "Пальчиковая гимнастика " дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть "активные точки", массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
- В разделе "Игры и действия с предметами" для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
- В разделе "Графические упражнения " игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Условия для реализации программы:
- Школьная доска.
- Мебель, соответствующая росту детей.
- Плакат "Правильно сиди при письме".
- Мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горох, фасоль);
- Набор счетных палочек;
- Колючие мячи.
- Тетради в крупную клетку;
- Тетради для подготовка руки к письму;
- Карандаш простой.
- Таблицы для зрительных диктантов.
Ожидаемые результаты:
Совершенствование у детей:
- мелкой моторики руки (гимнастическое развитие, зрительно- моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- пространственных и временных представлений
(ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
- крупных движений и умение владеть своим телом;
- навыков учебной деятельности;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Воспитанник будет знать: |
|
Воспитанник будет уметь: |
|
Воспитанник сможет решать следующие жизненно- практические задачи через: |
|
Воспитанник способен проявлять: |
|
Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму способствует лучшему освоению образовательной программы и формированию следующих интегративных качеств ребенка:
✔ у ребенка сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности;
✔ самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
✔ интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
✔ способен самостоятельно действовать;
✔ в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
✔ принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
✔ способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
✔ может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;
✔ умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
✔ у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Веселые пальчики»
Формами подведения итогов являются:
промежуточная и итоговая диагностики.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
фамилия, имя ребенка | Развитие мелкой моторики рук | Ориентирование в пространстве | Развитие графических навыков | Вырезание по образцу | |||
Копирование | Штриховка | Графический диктант | |||||
1 | |||||||
2 |
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием:
- методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 -7 лет» Москва, 2009г.,
- графических диктантов Д.Б.Эльконина,
- монометрического теста « Вырезание круга».
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
- «Сделай бусы» - нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка);
- Завязывание шнурков разной величины
- Застегивание пуговиц 5 шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
- Продолжить узор по клеточкам
- Дидактическая игра «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца ( Копирование)
- Задания на листе бумаги в клетку, в линейку- дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
- графический диктант по словесной инструкции
6.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов.
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям - 50-60 баллов.
Средний уровень - есть 2- 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 26 до 49 балла.
Низкий уровень - задание не выполнено, сумма баллов от 15 до 25 баллов.
2.Содержание Программы
2.1. Учебный план
№ п/п | Часов в неделю | Часов в месяц | Часов в квартал | Часов в год |
1-й год обучения | ||||
1 | 2 | 8 | 24 | 72 |
2-й год обучения | ||||
2 | 2 | 8 | 24 | 72 |
Всего часов: | 144 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Готовим руку к письму»
1 год обучения (с детьми 5-6 лет)
Неделя | Тема | Программное содержание | Количество часов |
Сентябрь | |||
1.Пальчиковая гимнастика «Урожай». | |||
1 | Тема « Овощи» | 2.Самомассаж карандашами.
| 2 |
| |||
1.Пальчиковая гимнастика «Компот» | |||
2 | Тема « Фрукты» | 2.Трафареты «Фрукты».
| 2 |
1.Пальчиковая гимнастика «За ягодами» | |||
3 | Тема « Ягоды» | 2. Трафареты «Ягоды» - штриховка. 3.Обводка по точкам «Ягоды».
| 2 |
4 | Тема « Деревья» | 1.Пальчиковая гимнастика «Яблонька»» 2.Игра «Выложи дерево» (пуговицы). 3.Обводка по точкам «Деревья». 4.Обрывная аппликация «Листопад». 5. Дорисуй узор. | 2 |
Октябрь | |||
1.Пальчиковая гимнастика «Не плачь, куколка | |||
моя». | |||
1 | Тема « Одежда и обувь» | 2.Обводка по точкам «Одежда». | 2 |
3.Трафареты «Одежда» - штриховка. 4.Шнуровка «Платье». 5.Дорисуй узор. | |||
1.Пальчиковая гимнастика «Про кошку». | |||
2 | Тема « Домашние животные» | 2.Трафареты «Домашние животные» - штриховка
| 2 |
1.Пальчиковая гимнастика «Весёлые утята». | |||
3 | Тема « Домашние птицы» | 2.Игра «Покормим птиц» (скручивание мелких шариков из салфеток). 3.Обводка по точкам «Уточка». 4.Игра «Разрезные картинки» - домашние птицы.
| 2 |
4 | Тема « Игрушки» | 1.Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 2.Игра с семенами (выложить по контуру пирамидку, мяч). 3.Обводка по точкам «Игрушки». 4.Обрывная аппликация «Мячик». 5. Дорисуй узор. | 2 |
Ноябрь | |||
1 | Тема « Дружба.Детский сад» | 1Пальчиковая гимнастика «Детский сад». 2.Игра «Выложи домик» (пуговицы). 3. Самомассаж шишками. 4.Обводка по точкам «Качели», «Лестница». | 2 |
2 | Тема « Сказки» | 1.Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». 2.Игра «Разрезные картинки» - сказочные герои. 3.Обводка по точкам «Репка», «Рукавичка». 4.Лепка «Колобок». 5.Дорисуй узор. | 111111 |
3 | Тема "Дикие животные" | 1.Пальчиковая гимнастика «На лужок». 2.Самомассаж шишкой. 3.Обводка по точкам «Дикие животные». 4.Лепка «Ёжик». 5.Дорисуй узор. | 1 2 |
4 | Тема « Осень» | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2.Графический диктант - рисование горизонтальных линий «Дождь идёт». 3.Игра с семенами - выложи по контуру «Листья». 4.Обводка по точкам «Тучки». 5.Дорисуй узор. | 1 2 |
Декабрь | |||
1 | Тема "Зимующие птицы" | 1.Пальчиковая гимнастика «Кормушка». 2.Игра «Выложи кормушку» (счётные палочки). 3.Обводка по точкам «Птицы». 4.Игра «Покормим птиц» (рассортировать фасоль и зерно). 5.Дорисуй узор. | 1 2 |
2 | Тема «Профессии» | 1.Пальчиковая гимнастика «Профессии». 2.Игра с палочками «Инструменты». 3.Обводка по точкам «Инструменты». 4.Самомассаж карандашами. 5.Дорисуй узор. | 1 2 |
3 | Тема "Новый год" | 1.Пальчиковая гимнастика «На ёлке». 2.Рисование «Украсим ёлочку» (пальчиками). 3.Обводка по точкам «Дед Мороз». 4.Шнуровка «Ёлочка». 5.Дорисуй узор. | 2 |
1 | |||
4 | Тема «Музыкальные инструменты» |
| 1 2 |
Январь | |||
2 | Тема "Зимние забавы" | 1.Пальчиковая гимнастика «Снежный кролик». 2.Обводка по точкам «Снежинки». 3.Игра «Выложи Снеговика» (пуговицы). 4.Рисование «Снег идёт» (пальчиками). 5.Дорисуй узор. | 1 2 |
3 | Тема "Семья" | 1.Пальчиковая гимнастика «Семья». 2.Игра «Лицо человека» (фасоль). 3.Обводка по точкам «Человечек». 4.Самомассаж карандашами. 5.Дорисуй узор. | 1 2 |
4 | Тема "Мебель" | 1.Пальчиковая гимнастика «Мебель». 2.Игра «Выложи стол, стул, шкаф» (палочки). 3.Обводка по точкам «Мебель». 4.Разрезные картинки «Мебель». 5.Дорису узор | 1 2 |
Февраль | |||
1 | Тема «Профессии. Инструменты» | 1.Пальчиковая гимнастика «Профессии». 2.Разрезные картинки «Профессии». 3.Обводка по точкам «Инструменты».
5.Дорисуй узор. | 2 |
2 | Тема "Наш город" | 1.Пальчиковая гимнастика «В гости». 2.Игра «Выложи домики» (палочки). 3.Обводка по точкам «Домик». 4.Разрезные картинки «Улица». 5.Дорисуй узор. | 2 |
3 | Тема "Защитники отечества" | 1.Пальчиковая гимнастика «Пограничник». 2.Игра «Выложи танк» (счётные палочки). 3. Обводка по точкам «Танк». 4. Обрывная аппликация «Пушка». 5. Дорисуй узор | 2 |
4 | Тема "Зима" | 1.Пальчиковая гимнастика «Мороз». 2.Игра «Выложи снежинку» (счётные палочки). 3.Обводка по точкам «Снеговик». 4.Шнуровка «Завяжем шапочку». 5.Дорисуй узор. | 2 |
Март | |||
1 | Тема "Мамин праздник' | 1.Пальчиковая гимнастика «Поможем маме» | 2 |
2.Выкладывание по контуру жгутиками из пластилина "Цветок для мамы". 3.Обводка по точкам «Солнышко». 4.Разрезные картинки «Цветы».
| |||
2 | Тема «Наша пища» | 1.Пальчиковая гимнастика «Шалун». 2.Игра «Поможем маме» (рассортировать горох и фасоль). 3.Обводка по точкам «Продукты».
| 2 |
3 | Тема "Посуда" | 1.Пальчиковая гимнастика «Моем посуду». 2.Обводка по точкам «Посуда». 3.Графический диктант «Посуда». 4.Игра «Чудесный мешочек» (посуда). 5.Дорисуй узор. | 2 |
4 | Тема "Весна" | 1.Пальчиковая гимнастика «Весна». 2.Рисование «Весенний дождик» (рисование пальчиками). 3.Обводка по точкам «Зонтик». 4.Игры с камешками - выложить по контуру тучку. 5.Дорисуй узор. | 2 |
Апрель | |||
1 | Тема "Части тела" | 1.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки». 2.Рисование ладошки (обвести и украсить). 3.Обводка по точкам «Лицо человека».
| 2 |
2 | Тема "Перелётные птицы" | 1.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая». 2.Обводка по точкам «Птицы улетели». 3.Разрезные картинки «Перелётные птицы». 4.Игра «Выложи птиц» (фасоль). 5.Дорисуй узор. | 2 |
3 | Тема» Космос» | 1.Пальчиковая гимнастика «Пилот». 2.Игра «Выложи ракету» (фасоль). 3.Обводка по точкам «Ракета». 4.Разрезные картинки «Космос». 5.Дорисуй узор. | 2 |
4 | Тема «Транспорт» | 1.Пальчиковая гимнастика «Транспорт». 2.Игра «Выложи машину» (пуговицы). 3. Обводка по точкам «Транспорт». 4.Обрывная аппликация «Самолёт». 5. Дорисуй узор. | 2 |
Май | |||
1 | Тема "День победы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Солдаты». 2.Обводка по точкам «Танк». 3.Игра «Выложи цветок» (пуговицы) 4.Рисование «Салют» (пальцами). 5. Дорисуй узор | 2 |
2 | Тема «Рыбы» . | 1.Пальчиковая гимнастика «Рыбка». 2.Рисование «Рыбки в аквариуме» (отпечаток ладошкой). 3. Обводка по точкам «Рыбки». 4.Трафареты «Рыбки» - штриховка. 5. Дорисуй узор | 2 |
3 | Тема "Насекомые" | 1.Пальчиковая гимнастика «Паучок». 2.Шнуровка «Бабочка». 3.Обводка по точкам «Насекомые». 4.Рисование «Бабочки» (отпечаток ладошкой). 5. Дорисуй узор | 2 |
4 | Тема "Цветы" . | 1.Пальчиковая гимнастика «Алые цветки». 2. Обводка по точкам «Цветы». 3. Игра «Выложи цветок» (пуговицы). 4. Разрезные картинки «Цветы». 5. Дорисуй узор | 2 |
Итого часов: | 35 72 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Готовим руку к письму»
2 год обучения (с детьми 6-7 лет)
Неделя | Тема | Программное содержание | Количество часов |
1 | Тема "Детский сад и игрушки" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Дружба", "В гости к пальчику большому", "Шарик". 2. "Фигурки из палочек" (качели). 3.Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик). 4.Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из 3-х игрушек одну нужную). 5.Дорисуй узор | 2 |
2 | Тема "Овощи' | 1.Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты" 2.Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей). 3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу). 4.Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами. 5. Дорисуй узор. | 2 |
3 | Тема "Ягоды" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик " 2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод). 3.Игра с камушками (выложить ягоды по контуру). 4. Ниткография (полянка). 5. Дорисуй узор | 2 |
Октябрь | |||
1 | Тема "Грибы" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами» 2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк). 3. Игра с перловкой (грибы). 4.Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов". 5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур. 6. Дорисуй узор. | 2 |
2 | Тема "Одежда и обувь" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Варежки, сапожки, крючки". 2.Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками. 3. Работа со шнуровками. 4.Растягивание резинки (держа пальчиками за концы) 5.Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). 6. Плетение узора из разноцветных шнурков. 7. Дорисуй узор. | 2 |
3 | Тема "Домашние животные" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки' "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза" 2. Фигурки из палочек (кошка). 3. Работа с перловкой (телёнка по контуру). 4. Работа со штампами. 5. Дорисуй узор. | 2 |
4 | Тема "Домашние птицы" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Утята", "Гусь", "Петушок", "Курочка". 2.Работа с гуашью (желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм). 3.Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом) 4. Самомассаж гранеными карандашами. 5. Дорисуй узор | 2 |
Ноябрь | |||
1 | Тема "Наша Родина" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй", «Обогрей». 2. Фигурки из палочек (солнце). 3.Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок). 4.Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет). 5.Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи. 6. Дорисуй узор. | 2 |
2 | Тема "Школа и библиотека" | 1.Пальчиковая гимнастика: «Мы писали, колокольчик». 2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш) 3. Графический диктант. 4.Игра (с закрытыми глазами сложить пирамидку). 5. Выложить буквы и цифры горохом. 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | 2 |
3 | Тема "Дикие животные" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", «Ёжик». 2. Фигурки из палочек (ёжик). 3. Ниткография. 4. Самомассаж с гранёным карандашом. 5. Дорисуй узор. | 2 |
4 | Тема: «Осень» | 1. Пальчиковая гимнастика: "Осень». 2. Фигурки из палочек "Грабли". 3. Обрывание (форма листьев различных деревьев). 4. Самомассаж с шариками. 5. Ниткография (осенние деревья). 6. Дорисуй узор. | 2 |
Декабрь | |||
Тема "Зимующие птицы" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи". 2.Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка). 3.Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками). 4. Ниткография (зимний лес). 5. Дорисуй узор. | 2 | |
Тема «Строительные профессии» | 1.Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке". 2.Фигурки из палочек (дом и ворота). 3.Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу) 4.Самомассаж с шариками. 5. Работа с трафаретами – штриховка. 6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края. | 2 | |
Тема "Новый год" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка". 2. Фигурки из палочек (Ёлочка). 3. Обрывание (игрушки для ёлочки). 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок. 5. Дорисуй картинку. | 2 | |
Тема «Музыкальные инструменты» | 1.Пальчиковая гимнастика: «Гармошка». 2.Фигурки из палочек (балалайка, барабан) 3.Разрезные картинки «Игрушки». 4. Графический диктант. 5. Самомассаж с шишками. 6. Дорисуй узор. | 2 | |
Январь | |||
2 | Тема "Зимние забавы" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик". 2. Фигурки из палочек (санки). 3. Работа с рисом (зимний пейзаж). 4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор. | 2 |
3 | Тема "Семья" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал». 2.Фигурки из палочек (рожица, очки). 3.Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека). 4. Бусы в подарок маме из комков бумаги. 5. Игра " Пианино". 6. Дорисуй узор. | 2 |
4 | Тема "Мебель" | 1.Пальчиковая гимнастика «Мебель». 2.Игра «Выложи стол, стул, шкаф» (палочки). 3.Обводка по точкам «Мебель». 4.Разрезные картинки «Мебель». 5.Дорисуй узор | 2 |
Февраль | |||
1 | Тема "Почта" («Профессии») | 1.Пальчиковая гимнастика: "Гости","Почтовый ящик» 2.Фигурки из палочек (конверт). 3.Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку). 4. Оригами (конверт). 5. Дорисуй узор | 2 |
2 | Тема "Наш город" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец". 2.Фигурки из палочек (башня, дом). 3.Фигурки из веток (здание детского сада, план группы). 4. Работа с камушками (дорога и машины). 5. Самомассаж с гранёными карандашами. 6. Дорисуй узор | 2 |
3 | Тема "Защитники отечества" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Солдаты", "Бойцы- молодцы». 2.Фигурки из палочек (танк, самолёт). 3.Работа с рисом (салют на синем картоне). 4.Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке". 5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ). 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | 2 |
4 | Тема "Зима" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Погреемся", "Лёд", "Мороз». 2.Игра: "Разложи льдинки по формочкам". 3.Работа с ватой (снежные сугробы). 4.Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера). 5. Дорисуй узор. | 2 |
Март | |||
1 | Тема "Мамин праздник' | 1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан». 2. Фигурка из палочек (цветок для мамы). 3. Плетение (бант на коробку). 4. Аппликация «Цветы» (вырезывание из сложенной гармошкой бумаги). 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур. | 2 |
2 | Тема «Наша пища» | 1.Пальчиковая гимнастика: «Пирог». 2. Работа с горохом и рисом – рассортировать. 3.Графический диктант. 4. Лепка «Пицца». 5. Разрезные картинки – «Продукты питания». 6. Дорисуй узор. | 2 |
3 | Тема "Посуда" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Шалун", "Мы посуду мыли". 2.Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка). 3.Ласковые пальчики "Чудесный мешочек". 4.Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.). 5.Игра с горохом (выложить любую чайную посуду). 6.Дорисуй узор. | 2 |
4 | Тема "Весна" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик". 2. Работа с бумагой (скатывание) "Дождик лей". 3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком). 4. Ниткография (краски весны). 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контуру. | 2 |
Апрель | |||
1 | Тема "Животные жарких стран" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Черепаха", "Слон". 2.Работа с камушками (слон по контуру). 3.Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги. 4.Работа с бросовым материалом (любимое животное) 5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур | 2 |
2 | Тема "Космос" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета". 2.Фигурки из палочек (звёздочка, ракета). 3.Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо). 4.Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе). 5.Работа с фасолью (счет). 6.Дорисуй узор. | 2 |
3 | Тема "Перелётные птицы" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая", "Скворечник", "Птенчики в гнезде". 2.Фигурки из веточек (стайки птиц). 3.Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох). 4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией) "Лебедь". 5. Дорисуй узор. | 2 |
4 | Тема "Откуда хлеб пришёл?" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь". 2. Фигурки из палочек (мельница). 3. Ниткография (колоски). 4. Работа с пшеном (хлеб). 5. Самомассаж с гранёным карандашом. 6. Тестопластика (крендельки). 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | 2 |
Май | |||
1 | Тема "День победы" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты". 1 21 2. Фигурки из палочек (танк, флажок). 3. Ниткография (вечный огонь). 4.Работа с катушками (памятник павшим солдатам). 5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении. | 2 |
2 | Тема «Рыбы» | 1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки". 2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка). 3.Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум) 4. Работа со штампами (превращение в рыбку). 5. Работа с манкой (шторм). 6. Ниткография (волны). 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | 2 |
3 | Тема "Насекомые" | 1.Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка". 2. Фигурки из палочек (бабочка, жук). 3. Обвести рисунок по точкам (комар). 4. Логическая цепочка со штампиком. 5. Ниткография (бабочка). 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | 2 |
4 | Тема "Цветы" | 1.Пальчиковая гимнастика:"Цветки, мак, хризантемы» 2.Фигурки из палочек (кактус, ваза). 3.Обвести рисунок по точкам (тюльпан). 4. Работа с тычками (полевые цветы). 5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края. | 2 |
Всего часов: | 72 |
2.2.Содержание разделов Программы
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- лепка
- аппликация
- графические упражнения
- графический диктант (работа в тетрадях в клетку и линию)
- игры и действия с предметами
- рисование, раскрашивание
- работа с бумагой, оригами
- приемы самомассажа
Раздел "Пальчиковая гимнастика"
Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть "активные точки", массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
Пальчиковая гимнастика - это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание Игры и упражнения на развитие общей моторики - формируют зрительно-моторную координацию.
Раздел "Лепка"
В процессе деятельности дети изображают предметы действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
Раздел "Аппликация"
Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.
Раздел "Графические упражнения"
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Раздел «Графический диктант»
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия
занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.
Раздел "Игры и действия с предметами"
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Раздел "Рисование, раскрашивание"
Дети учится раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Раздел «Работа с бумагой, оригами»
Предназначен для развития точных движений и памяти. Этому помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать
первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Раздел «Игровой самомассаж».
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доведя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиениче4ксих правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Практические задания разработаны с учетом таких факторов, как:
- возраст, опыт детей, вид деятельности;
- сочетание наглядного материала, словесного комментария педагога и действий детей;
- соблюдение темпа и периодичности деятельности;
- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- постепенное усложнение заданий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Выполнение упражнений должно быть регулярным.
Время выполнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают.
Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
Ребёнку всегда предлагается инструкция, то есть краткое и чёткое озвучивание этапов выполнения задания.
Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
3.Условия реализации Программы
3.1. Материально-техническое оснащение Программы
❖ Школьная доска.
❖ Мебель, соответствующая росту детей.
❖ Плакат "Правильно сиди при письме".
❖ Мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горох, фасоль);
❖ Набор счетных палочек;
❖ Колючие мячи.
❖ Тетради в крупную клетку;
❖ Тетради подготовка руки к письму;
❖ Карандаш простой.
❖ Таблицы для зрительных диктантов
3.2. Методическое обеспечение программы
Основная форма организации |
|
Методы обучения |
|
Приемы обучения |
|
Методическое и дидактическое обеспечение программы |
|
Материальное обеспечение программы | • ручка • цветные карандаши • альбом • тетрадь в клетку, в косую линейку • трафареты • шаблоны для обведения, вырезания • счетные палочки • пластилин • цветная бумага • картон • ножницы • клей • «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, грецкие орехи, каштаны...) • природные материалы • соленое тесто • бусы, пуговицы • макароны различных видов и размеров • салфетки • массажные мячи • линейка • стеки • ленты и т.д. |
Виды контроля | • промежуточный; • итоговый. |
Формы контроля | • педагогическое наблюдение; |
4.Список литературы
1.Алифанова Е.А., ЕгороваН.Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.
2.Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001г..
3.С.Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.
5.Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.
6.Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание №2 2008.
7.Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду- Ярославль: ООО «Академия развития»,2012.
8.Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г
9.Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе « Веселые пальчики»
Игровой самомассаж.
Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
Растирание ладони.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки - ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стал горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобка, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой
руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх - вниз.
Ножик должен острым быть. Чтобы чистил нам морковку
Будем мы его точить, и картошку на готовку.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно -
Очень толстое оно.
Растирание предплечья
«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кист к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, - выполняем по 2 раза на каждой руке.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем, а затем обратно стянем.
«Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Вышли гуси на луга, щиплют травку: - Га – га -__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый мяч» (рабочая программа)
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличени...
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»
Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Ведущую роль во всестороннем раз...
Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"
Дополнительная образовательная программа (далее –Программа) по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...
Дополнительная общеобразовательная программа «Тренируем пальчики - развиваем речь» (возраст детей 3-4 года)
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Веселые пальчики"
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В.А.Сухомлинский...