Формирование грамматического строя в сюжетно-ролевой игре
презентация по развитию речи

Дырда Елена Сергеевна

Презентация

«Формирование грамматического строя в сюжетно-ролевой игре»

Хочется начать со слов Л. С.  Выготского:

1 слайд.  «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.»        

  2 слайд. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

3 слайд. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация включает в себя:

- сюжет,

- роль,

- ролевые действия,

Сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре.

Виды сюжетов:

- профессиональные (больница, магазин и т.д.);

- созидательные (строительство);

- поиска и открытия (путешествия);

- связанные с искусством («цирк», «театр»);

- сказочные;

- фантастические;

- военизированные («стрелялки», «догонялки»).

Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Виды ролей:

- роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;

- роль – профессия обобщенного типа (учитель, врач);

- семейная роль (мама, папа, дочка, сын);

- сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Баба-Яга);

- роль животного.

5 слайд. Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:

1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок и т.д.).

2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.

3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.

4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.

 Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

6 слайд. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. 

В процессе сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания, приобретая в конечном итоге умение выражать свои мысли более точно и полно, простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

7 слайд. Как было выше сказано основа сюжетно-ролевой игры- воображаемая ситуация. Воспитатель, создавая определенные обучающие ситуации в предварительной работе, может подвести детей на развитие воображения той или иной дальнейшей сюжетно-ролевой игры. То есть мотивировать детей вступить в диалог, тем самым развивать речь ребенка и сюжет игры.

Представляем несколько видов таких обучающих ситуаций.

Игровые обучающие ситуации – нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками.

Ситуация-иллюстрация

В ситуациях- иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения

Ситуации- упражнения

Здесь ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации- упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Ситуации – проблемы

В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и других персонажей. Активно участвуя в ситуациях- проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учиться осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях- проблемах каждый ребенок находиться в активной действующей позиции.

Ситуации- оценки

В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Примеры игровых ситуаций.

  1. Детям приходит письмо от Степашки, который жалуется, что не знает, как поступить с грязной скатертью после праздника. Воспитатель с детьми выясняет, что нужно, чтобы постирать, н-р, носовой платок. У каждого из детей есть тазик с водой, мыло. Воспитатель также выясняет, какие действия нужно совершить – смочить, намылить, сполоснуть, развесить на веревочку с помощью прищепок. Все действия со своими платочками дети выполняют под музыку в форме танцевальных упражнений.
  2. Воспитатель, развесив на подставках картины о весне, говорит детям: «Ребята, у нас в детском саду открывается маленькая картинная галерея, и вам как старшим детям мы предлагаем стать экскурсоводами и вечером, когда придут дети средней группы, им нужно понятно рассказать, что нарисовано на картинах».

Дети начинают обсуждать, что, в какой последовательности можно рассказать о той или иной картине. Несколько детей проводят экскурсию со сверстниками, которые не только слушают, но и активно помогают «экскурсоводу» в составлении рассказа.

Вечером пятилетние дети с удовольствием слушают рассказ хозяев, которые демонстрируют картинную галерею.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form-ie_gram.stroya_v_s-r_igre.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили: Дырда Е.С. Чикотина Я.М. Сагитова Г.Р. Формирование грамматического строя речи в сюжетно-ролевой игре

Слайд 2

«Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.» Л.С. Выготский

Слайд 3

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Слайд 4

ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ СЮЖЕТ РОЛЬ РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 5

ЭТАПЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

Слайд 6

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ - С-с-с-с.. - Мишка кушает красное яблоко. - Кораблик большой, а птички маленькие Фонетика Морфология Лексика

Слайд 7

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ Ситуации-иллюстрация

Слайд 8

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ Ситуации-упражнения

Слайд 9

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ Ситуации-проблемы

Слайд 10

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ Ситуации-оценки

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...