Логоритмика
проект по развитию речи (средняя группа)

Ишпаева Лиана Петровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon logoritmika.zip139.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

(МДОАУ детский сад № 28)

Педагогический проект

«Логоритмика - как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

https://sun9-87.userapi.com/c855032/v855032576/1d4ac9/hUOq8d5RLFo.jpg

Выполнила:

воспитатель первой квалификационной категории                                                           Ишпаева Лиана Петровна

89373631606

г. Нефтекамск, 2022 год

Содержание:

  1. Краткая  аннотация  проекта………………………………………………      3
  2. Обоснование необходимости проекта…………………………………..........3
  3. Цели и задачи проекта……………………………….......................................4
  4. Основное содержание проекта………………………………………………. 5
  5. Ресурсы…………………………………………………………………………7
  6. Партнеры……………………………………………………………………….7
  7. Целевая аудитория……………………….……………………………………7
  8. План реализации проекта……………………………………………………..7
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………..10
  10. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………11
  11. Вывод…………………………………………………………………………..11

  1. Краткая аннотация проекта

Настоящий проект  направлен  на психомоторное и речевое развитие детей  дошкольного возраста методами логоритмики.

Логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе музыки и движения, направленные на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Проект рекомендован для использования  воспитателями и специалистами  ДОУ, педагогами дополнительного образования, и родителями.

Представленная  модель  позволяет любому педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста,  дополнить систему работы по психомоторному и речевому развитию инновационными технологиями и способствовать всестороннему развитию  личности.

  1. Обоснование необходимости проекта

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработанный  на   основе   Конституции Российской Федерации  и  законодательства  Российской  Федерации  и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организованных форм дошкольного образования,  прежде  всего  в  форме  игры, познавательной и исследовательской  деятельности, в   форме творческой активности, обеспечивающей развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Чистая речь одно из условий полноценного развития личности. Она не формируется сама по себе и не является врожденной способностью, речь формируется путем систематического выполнения упражнений, развивающих моторику артикуляционного аппарата и постоянного общения с ребенком с окружающих. Развитие звуковой стороны речи зачастую происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами  собой  эти недостатки не исправляются, необходимо должное вмешательство педагогов и специалистов. Развитию чистой речи способствует педагогические занятия логоритмикой.

Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных, музыкально – речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи – слова, музыки и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Новизна проекта заключается в  использовании приемов логоритмической гимнастики в развитии психомоторики и речи детей дошкольного возраста.

Объект проекта – логоритмика - как средство развития и стимулирования  речи и моторики у детей.

Предмет проекта – процесс речевого и психомоторного  развития детей дошкольного возраста.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: содействовать психомоторному и речевому развитию детей дошкольного возраста средствами логоритмической гимнастики, создание необходимого двигательного режима и положительного настроя в режимных моментах.

Задачи проекта:

  • совершенствование психомоторных и речевых функций детей;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) методами логоритмики;
  • создание  игровых приемов для психомоторного и речевого развития и апробация игровых приемов с приемами логоритмики с детьми дошкольного возраста;
  • обеспечение эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития речи и психомоторики детей дошкольников.     
  1. Основное содержание проекта.
  • изучение методической и нормативной литературы по теме;
  • беседы и наблюдения;
  • интернет ресурсы;
  • применение дидактических игр по теме.

Механизмы реализации проекта:

  • выступление на педсоветах ДОУ;
  • проведение мастер-класса для педагогов ДОУ;
  • распространение электронных версий дидактического материала;
  • распространение опыта работы через публикации;
  • распространение опыта на ГМО.

Проект базируется на общепедагогических принципах:

  • гуманно-личностного подхода – реализуется путем формирования отношения к себе, окружающим миру;
  • содружества и сотрудничества взрослых и детей;
  • единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
  • уважительного отношения к личности;
  • диалогичности и сотрудничества.

Эффективность развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста определяется соответствующими   педагогическими условиями:

  1. Создание и реализация усложняющихся занятий и заданий для дошкольников.
  2. Переоборудование групповых помещений для повышения познавательной мотивации и двигательной активности. Подготовка специальных пособий для выполнения заданий детьми.
  3. Включение родителей в процесс работы с детьми (ведение индивидуальных дневниковых записей, совместная деятельность с ребенком по выполнению развивающих заданий, консультирование).
  4. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
  5. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  6. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  7. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к выполнению поставленной цели.

 Интеграция образовательных областей:

  •  Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие включает формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  • Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Закладывается художественно-эстетическое развитие личности: музыкально-ритмические движения, элементы хореографических упражнений; восприятие музыки, фольклора.
  • Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, крупной и мелкой моторики, артикуляционной моторики и дыхательные упражнения.

5. Ресурсы

Ресурсное обеспечение

Кадровые условия

Учебно-методические ресурсы

Интеллектуальные

ресурсы

Организационные

ресурсы

Материально-технические ресурсы

воспитатели

методическая и художественная литература,

дидактические игры

педагогические технологии, педсоветы, консультации, семинары,

конкурсы

налаживание тесных связей с партнерами, использование педагогических приемов

пособия,

изготовленные своими руками, использование

6. Партнеры: родители (законные представители) воспитанников.

7. Целевая аудитория: воспитанники средней группы, воспитатели.

8. План реализации проекта

I этап. Информационно-аналитический

  • Изучение программ по  развитию речи и психомоторики дошкольников.
  • Определение уровня  психомоторного и речевого развития воспитанников. Выявление запросов и отношения родителей к проблеме  развития психомоторики и речи  детей дошкольного возраста.
  • Преобразование развивающей среды группы, оснащение  универсальными пособиями и оборудованием.
  • Построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей: составление плана обучения детей дошкольного возраста в режиме дня средствами логоритмики, способствующими психомоторному и речевому развитию.
  • Определение форм работы с детьми по развитию  психомоторики и речи детей дошкольного возраста.

II этап – практический 

  •  практическое апробирование приёмов логоритмики в воспитательно-образовательном процессе;
  • повышение компетентности родителей в вопросах развития психомоторики и речи детей  дошкольного возраста;
  • Обеспечение преемственности в деятельности  воспитателей и родителей воспитанников.

Логоритмика включает следующие виды упражнений:

  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
  • Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
  • Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;
  • Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).

III этап – результативный 

  • презентация пособия;
  • анализ  результатов деятельности;
  • оформление материалов деятельности с целью дальнейшей трансляции.        

 9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

  • пополнилась развивающая среда  универсальными пособиями, дидактическим и игровым материалом (многофункциональное пособие «Удивительная поляна», дидактические игры «Расскажи сказку»);
  • повысилась доля воспитанников с высоким уровнем психомоторного и речевого  развития;
  •   усовершенствован  методический материал,  позволяющий осуществлять деятельностный подход к развитию  речи и психомоторики дошкольников, заключающийся в:

в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных и нетрадиционных форм работы;

-  в создании картотеки логоритмических упражнений, методических   рекомендаций (Картотеки: пальчиковые гимнастики, артикуляционные упражнения, народные хоровые игры, потешки, считалки, песенки, по развитию связной речи, скороговорки, чистоговорки).              

10. Перспективы развития.

С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития ДОУ определить реализацию дальнейшей работы:

  1. продолжать работу по развитию речи и психомоторики  детей дошкольного возраста приёмами логоритмики;
  2. разработка пособий;
  3. повышение уровня творческого потенциала педагогов ДОУ, родителей.

Вывод.

Каждая логоритмическая образовательная деятельность имеет сюжетный характер и построена на игре. Поэтому она дает детям радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса каждого ребенка. Неоценимо ее значение для сохранения и укрепления здоровья детей, а так же для развития речи. Логоритмические упражнения помогают укреплению костно – мышечного аппарата, развивают дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия. Так же развиваются: правильная осанка, походка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его физическое здоровье.

Под влиянием регулярных логоритмических упражнений, игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик у детей происходит положительная перестройка сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а так же развиваются эмоционально – художественные стороны личности ребенка.

11. Литература

  1. Анищенкова, Елена Степановна. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: [программа обучения в детском саду]/  - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
  2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
  3. Воронова, Алла Евгеньевна. Логоритмика для детей 5-7 лет: занятия и упражнения/ . - Москва: Сфера, 2010.- 144 с
  4. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г.
  5.  «Музыкальные игры, ритмические  упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.
  6. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
  7. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....