Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи

Демина Любовь Яковлевна

Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Л.Я. Демина, воспитатель

МБДОУ Приморский детский сад

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из важных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психологическом развитии, с отклонениями речевого развития. Проблемы психического и речевого развития ребенка часто проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, педагогов, дефектологов. Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, речевого, эмоционального развития ребенка.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. 

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор.

По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие). 

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ФГОС ДО представлены в виде целевых ориентиров, где говорится:

«ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поскольку в этом возрасте ведущей деятельностью является игра, то пальчиковые упражнения и игры будут идеальным средством для развития речи. От двигательной активности пальцев рук зависит развитие головного мозга, дети быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, скорее успокаиваются после стрессов.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых упражнений и игр.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Овладеть теоретическими знаниями через изучение литературы по данной теме;
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук;
  • Применить полученные знания в практической работе с детьми;
  • Привлечь родителей к работе по развитию мелкой моторики рук у детей;
  • Поделиться теоретическим и практическим опытом работы с педагогами.

Работа  велась в несколько этапов:

I этап – подготовительный:

  • изучила методическую литературу по данной теме (Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»; А. Хвостовцев «Детки–непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет; В.В. Цвынтарный «Играем  пальчиками и развиваем речь»);
  • оформила картотеки пальчиковых упражнений и игр;
  • пополнила  предметно-развивающую среду (сухие бассейны со сменными наполнителями; пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами; контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, шишки ребристые палочки); набор прищепок; мячики-ёжики; шнурки с узелками; игры-шнуровки; игры-рамки со вставными деталями; наборы небольших игрушек; пальчиковый, варежковый театр; театр на карандашах и палочках от мороженного; наборы счетных палочек; дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями; наборы геометрических фигур.
  • Составила план работы с детьми и родителями по развитию мелкой моторики.

II этап – практический

Применила полученные знания в практической деятельности:

  • С детьми проводила упражнения для развития пальцев рук (бабочка, грибок, домик, ежик, замок, птичка, рыбка и т.д.); пальчиковые игры (Моя семья, Пальчик- мальчик, Дары осени, Снежок, Мы во двор пришли гулять, Пилот, Поезд, Пришла весна, Цветы, Море, Расскажи сказку  с помощью пальцев, и т.д.).
  • С родителями провела консультации: «Пальчиковые игры – одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста», «Развитие речи, через мелкую моторику  рук дошкольников», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Развитие мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности», «Наши пальчики играют».; мастер-класс совместно с детьми «Веселые ёжики»; презентация на родительском собрании «Роль мелкой моторики в развитии детей».
  • Поделилась опытом работы с педагогами ДОУ: провела семинар «Развитие речи с помощью мелкой моторики рук», выступила на педсовете с презентацией опыта работы по самообразованию; провела мастер-класс в рамках районного КООП «Умные руки – умный ребенок», игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

III этап – заключительный

  • Провела анализ достижения цели и полученных результатов.
  • Определила дальнейшее направление работы («Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчикового театра»).
  • Презентация опыта работы на августовском педсовете.

В своей работе использовала следующие методы обучения: словесный (объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи); наглядно-действенный (дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними), практический (после общего показа и объяснения,  предлагают выполнить под непосредственным руководством фрагмент игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, давая единичные указания); игровой (различные игровые упражнения, обыгрывание той или иной ситуации, использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев, решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев).

При выстраивании педагогического процесса учитывались следующие принципы:

  • Принципы доступности и индивидуальности

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для пальчиковых игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

  • Принципы последовательности и систематичности

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Далее учитывается систематичность.

  • Принцип связи с жизненным опытом

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения пальчиковых игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время  одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

  • Принцип наглядности

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Большое внимание уделено построению предметно-развивающей среды. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе  создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.  

Была выстроена система работы через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

Работу с детьми проводили по следующим направлениям:

  • пальчиковые упражнения;
  • пальчиковые игры;
  • игры с предметами.

Виды игр  для развития мелкой моторики.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
  • насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

Как мы выяснили, функция руки и речь развиваются параллельно.  Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи ребенка дошкольного возраста.

Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В итоге, можно  сделать выводы:

  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
  • Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
  • Ребенку  предлагается простая, короткая, точная инструкция.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Используемая литература:

- Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»;

- А. Хвостовцев «Детки–непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет;

- В.В. Цвынтарный «Играем  пальчиками и развиваем речь»;

- Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют разви...

Час общения с родителями «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Час общения с родителями «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, н...

"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу...

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:- сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;- познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;-...

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Мастер-класс дает возможность, показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста для профилактики речевых нарушений....