Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Загадки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кицан Анжела Ильинична

Конспект по развитию речи в старшей группе

Тема: «Загадки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_1.docx248.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в старшей группе

Тема: «Загадки»

Цель: Обучение отгадыванию и самостоятельному составлению описательных загадок.

Задачи:

-учить осмысливать загадки;

- учить составлять описательные загадки с использованием опорных схем;

- активизировать в речи детей прилагательные;

- составлять предложения с противоположным союзом «но», «как»;

Оборудование: предметные картинки, таблицы с изображением модели составления загадок.

Ход занятия.

1.Организация.

-Ребята, посмотрите, какую интересную книгу я нашла вчера в библиотеке. Она очень красочная и интересная. Послушайте, что в ней написано.

1)  Наступили холода, обернулась в лед вода, Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зима).

2)Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ...  (мишка, белка)

-Что я вам прочитала?(загадки)

- Правильно и это книга загадок.

-А что такое загадка?

 (ответы детей)

-А какие  загадки вы знаете? (загадки-сравнения, описание, загадки-обманки, математические загадки )

2.Мотивация.

- У нас в группе тоже есть своя библиотека, но книге загадок в ней нет. Что же нам делать? (ответы детей)

-А, хотите мы с вами составим свою книгу-загадок?

3.Закрепление  материала.

Прежде чем  начнем  составлять  загадки,  поиграем в игру «Какой, какая, какое?»

Медведь (какой?) косолапый, неуклюжий, большой, мохнатый;

Лиса (какая?) хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая;

Волк (какой?)злой, зубастый, серый, голодный, хищный;

Ёж (какой?) колючий, маленький, коротконогий, остроносый;

Заяц (какой?) серый, белый, пугливый, шустрый, длинноухий;

Белка (какая?)рыжая, серая, шустрая, прыгучая, пушистая, быстрая.

-Что вы сейчас делали ? (перечисляли признаки животных, т.е. описывали животное)

1.-Вспомним, как мы составляли загадки - описания. А, помогут нам схемы-картинки.

Яблоко – фрукт, растет на дереве, небольшое, красное или зеленое, круглое, на ветке много яблок, на вкус сладкое или кислое, на ощупь твердое, можно есть сырым или варить.

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20180410_122419.jpg

Лиса - дикое животное, живет в норе, среднего размера, рыжая, с длинной шерстью, длинным хвостом, небольшими ушами, ест грызунов , живет в лесу. 

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20180410_122439.jpg

С этим заданием вы справились.  

2. Теперь вспомним как составлять загадки- сравнение со словом «но» и «как»

 Цвет – Размер -  Действие

Колючий, но не кактус,

Любит молоко, но не кошка,

Зимой спит, но не медведь.

                                             ( ёж)

                                    Рыжая, как лиса;

                                    Живет на дереве, как птица.

                                                                   ( белка)

Физкультминутка

-А теперь мы с вами попробуем нарисовать загадки. У вас на столе карточки с картинками, и вы должны их заполнить. Потом мы вставим их в книгу. Приступайте к работе.

C:\Users\admin\Downloads\Büyükbaş-Kurbanlık-Hisse.png

-Загадайте свои загадки.

5.Итог.

-Хорошо вы сегодня  потрудились. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего.

Конспект нод по развитию речи в средней группе "Загадки от Маши".

Цели:

способствовать формированию умений у детей разгадывать разные загадки и придумывать самим загадки

Образовательные задачи:

формировать у детей умение составлять описательную загадку.

Воспитательные задачи:

воспитывать умение работать в коллективе сверстников, формировать умение сопереживать, оказывать поддержку.

Коррекционные задачи:

своевременно оказывать помощь каждому ребенку при неточности в произношении, учитывать индивидуальные особенности детей при выполнении заданий.

Эмоциональные задачи:

способствовать организации положительного настроя в течении всего вида деятельности.

Ход занятия:

Ребята, улыбнитесь  друг другу. Пусть у всех будет хорошее настроение. Раздается телефонный звонок. Кто же это звонит? Это Маша из мультфильма Маша и Медведь. Хотите, чтобы она пришла к нам в гости? Пойду ее встречу. Появляется Маша. Вы знаете, какая она озорница. Маша очень любопытная. А сегодня она нашла вот этот сундучок и , конечно, в него заглянула. Что же там лежит? А лежит там книга с загадками. Обрадовалась Маша. Она обожает загадки. Я стала такая загадочная.

А вы , ребята, любите загадки? Сейчас  мы с вами постараемся разгадать все Машины загадки. Она ждет гостей. Угадайте, кто придет в гости?

1.Кто пчелиный любит мед.

Лапу кто зимой сосет. (медведь)

Правильно. Как вы догадались, что это медведь.

2.Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Молодцы, как вы поняли, что это белка? Что помогло отгадать загадку?

3.Кто пугливей всех зверей,

Уши у кого длинней,

В огороде ест морковку

И капустную листву.

Удирать умеет ловко

Если встретит вдруг лису. (заяц)

Правильно. Что помогло узнать зайца?

Но одна гостья не смогла приехать в гости. Она прислала письмо. Угадайте кто это?

4.Мордочка у нее хитрая, усы длинные, ушки острые, шерстка рыжая, мохнатая, лапки с коготками, брюшко белое , хвостик пушистый.

Правильно, это лиса. Ребята, кто заметил, отличалась ли загадка про лису от остальных?

Правильно , загадки были в стихах ,а эта нет.

Дидактическая игра «Слова»

Маша предлагает поиграть в игру. Хлопните в ладоши, если услышите слово, которое подходит медведю, (зайцу, лисе, белке).

Хитрая, большой, пушистая, косолапый, рыжая, маленький, белый, быстрая, длинные, трусливый.

Физкультминутка:

Загадки можно придумать обо всем. А Маша придумала  загадки-движения. Выполняйте движения и вы узнаете игрушки, в которые любит играть Маша.

1.Руки прижаты к груди, подскоки (зайка)

2.Бег на месте с синхронными круговыми вращениями рук, согнутых в локтях и прижатых к бокам, со звуковым сопровождением « чух-чух-чух и т. д.» (паровозик)

3.Руки на поясе, ритмичные прыжки (мяч)

А раз будут гости, то Маша приготовила угощение. Угощение лежит в корзиночке.

Дети проходят на коврик.

Как вы думаете, ребята, что лежит в корзиночке? Как можно узнать об этом  (угадать, пощупать, достать из корзины). Давайте отгадаем, какое угощение приготовила Маша.

1.Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая (морковь).

Правильно. Это морковь. Что сказано в загадке про морковь?

2.Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко).

Как догадались, что это яблоко?

3.Он овальной формы, у него желтая кожура, он сочный, очень полезный,  но очень кислый (лимон).

А хотите сами придумать загадку, а Маша ее отгадает. Маша прячется за ширмой. Дети придумывают загадки про апельсин и грушу.

Дети, вы молодцы. Кто мне скажет, что мы сегодня делали? (разгадывали разные загадки, сами придумывали загадки)Маша дарит вам подарок. Это волшебные картинки из мультфильма про Машу и Медведя, но они оживут, если вы отгадаете последнюю загадку.

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, шуршит (вода).

Правильно. Вода поможет вам оживить картинки. А Маша прощается с вами до следующей встречи. Она обязательно еще придет к нам в гости.

Дети работают с водными раскрасками.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему:

«Путешествие в страну Загадок»

(для детей средней группы)

Задачи:

1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности.

2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

3. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помогать ребёнку почувствовать себя более уверенно.

Материал: По числу детей в подгруппе: игрушки – разные виды транспорта; набор фруктов, ранее рассматриваемых детьми: игровой персонаж – заяц Степашка, Чебурашка.

 

Организация. С подгруппой детей. Дети вместе с воспитателем переходят от одной игровой ситуации к другой, заранее подготовленной воспитателем (выбор транспорта, гараж, магазин фруктов, елка с игрушками). 

 

Ход занятия. 

В гости к детям приходит Степашка.

Степашка. Здравствуйте дети, как у вас красиво в детском саду. К какому же празднику вы готовитесь? А я пришёл к вам из страны Загадок, где все умеют отгадывать и сочинять загадки, и где есть много разных игрушек, почти столько же, как и у вас в группе. А вы, дети, умеете отгадывать загадки? Давайте я проверю. Отгадайте кто это?

Мохнатенька, усатенька

Молочко пьет,

песенки поет

Мяу-мяу. 

Кто рано встает,

Громко песни поет?

Ку-ка-ре-ку 

Степашка. Отлично! Умеете отгадывать загадки. Тогда давайте отправимся в страну Загадок. А на чём же можно путешествовать? 

Дети называют разные виды транспорта. 

Воспитатель достает игрушки – различные машины, дети называют их.  

Воспитатель. Дети, а теперь каждый «выбирает глазами» какую-то из машин и загадывает загадку о ней.

Первую машину выберу я. (дает образец рассказа-загадки)

Я поеду на грузовой машине, у которой четыре черных колеса, красная кабина и синий кузов. В кузов можно будет загрузить много разных полезных вещей. Отгадайте, на какой машине я поеду? А как вы догадались? Да я рассказала, что моя машина грузовая, я сказала, какого цвета у неё кабина, какого цвета кузов и что на ней можно перевозить. 

Степашка. А я поеду на специальной машине. У неё красная кабина, длинная лестница, бачок с водой, шланг. Если вдруг во время пути где-то случится пожар, то я смогу помочь его потушить. Дети отгадывают загадку Степашки. Каждый ребенок также выбирает себе машину и загадывает о ней загадку.Затем дети берут свои машины и «едут на ней» в игровой уголок, где построены гаражи.  

Воспитатель. Посмотрите, дети, все гаражи разные, они разной длины и ширины. Поставьте свою машину в тот гараж, который для неё подходит. Каждый ребенок ставит свою машину в соответствующий гараж. 

Степашка. А давайте, дети, пойдем в магазин и купим в дорогу фруктов.  Дети подходят к столу с фруктами. Называют их, вспоминают их качества. выбирают считалкой продавца.  

Воспитатель. Каждый ребенок может купить себе фрукт, но для этого он должен загадать о нем загадку. Воспитатель выставляет перед детьми уже знакомую им схему описательного рассказа о фруктах.  

Степашка. Отгадайте, какой фрукт я хочу купить. Мой фрукт желтого цвета, длинный, сладкий, без косточек, с толстой кожурой. Его надо сначала очистить, а потом есть. Из него можно сделать сладкий салат. Затем каждый ребенок описывает свой фрукт, «покупает его», складывает в пакет. 

Степашка. Ну, теперь до страны загадок чуть-чуть осталось, поедем на автобусе. Дети строят из стульчиков автобус, впереди садится водитель. 

На автобус пересели,

Еле-еле мы успели.

За билетик заплатили,

Старым место уступили,

Не толкались и не дрались,

Тихо говорить старались.

В заднюю дверь мы входили,

Из передней выходили.

Мальчики помочь сойти

Девочкам не позабыли. 

Воспитатель. А кто же нас встречает в стране загадок. Да это же Чебурашка, самый загадочный зверь. А вы знаете, почему его зовут Чебурашкой? 

Чебурашка. Здравствуйте дети, здравствуй Степашка. Степашка, что ты больше всего любишь? 

Степашка. Конечно морковку. 

Чебурашка. Дети, давайте все вместе составим загадку о морковке

Например, загадка о морковке может включать следующие изображения: треугольник, лиса, снеговик, заяц, сок, суп, лейка, лопата, салат. 

Чебурашка. Морковка похожа на треугольник, рыжая, как лиса, нужна снеговику и зайке, её можно найти в салате и супе. Кто-нибудь из детей помогает наклеивать картинки. 

Чебурашка. Вот какая загадка у нас получилась: Её из лейки поливают, Потом лопатою копают,Затем в салаты отправляютИ даже зайку угощают.Для детей она нужна,Для снеговика – важна.Что за рыжая плутовка?А зовут её…   

Чебурашка. А теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на моей елочке.

Спереди - пятачок,

сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка.

 

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

 

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

 

Висит она вниз головой,

Не летом висит, а зимой.

Но солнце её припечет,

Растает она и умрет.

 

Маленький Антошка

На одной ножке,

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

 

Скоро в ночь на Новый год

Странный гость к тебе придет –

Кто-то с белой бородой.

В красной шапке меховой,

С длинным посохом в руке

И с подарками в мешке.

Чебурашка. Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.

Воспитатель. До свиданья Чебурашка. А нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Мы сейчас вымоем фрукты и приготовим вкусный, сладкий фруктовый салат

сохом в руке

И с подарками в мешке.

Чебурашка. Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.

Воспитатель. До свиданья Чебурашка. А нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Мы сейчас вымоем фрукты и приготовим вкусный, сладкий фруктовый салат

Конспект занятия «Составление описательных загадок о животных»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ-загадку о животном.

Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.

Грамматика: совершенствовать структуру и грамматическую правильность предложений в речи детей.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков Л, Л` в словах; учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией.

Материал: игрушка Незнайка, рисунок зоопарка на ватмане, иллюстрации лисы, белки, медведя, волка, лошади, собаки, льва, зайца, конверт для этих иллюстраций, схема для составления загадки-рассказа о животном, мяч

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей около себя и говорит ребятам, что сегодня в гости к ним придет Незнайка, и он просит помочь.

- Будем помогать Незнайке?

(воспитатель незаметно стучит и «входит» к ребятам Незнайка) Друг с другом здороваются.

Воспит. : - Незнайка тоже ходит в садик и его воспитатель попросила выполнить задание. А Незнайка не знает как, не может справиться. Вот и пришёл к нам просить помощи. Поможем?

- У Незнайки в конверте картинки разных животных (лисы, белки, медведя, волка, лошади, собаки, льва, зайца). Нужно поселить в зоопарк тех животных, в названиях которых есть звук Л или Л`. Зоопарк невелик, поэтому поселятся не все звери.

(дети анализируют слова и «заселяют» животных в нарисованный зоопарк. )

- Молодцы ребята! Справились вы с этим заданием! А кто мне может описать лису, рассказать о том, какая она?

(дети дают небольшие описания лисы, белки, волка, лошади, льва)

- Мы сейчас с Незнайкой поиграем. Мы ему будем придумывать загадки о животных из нашего зоопарка. А он пусть попробует их отгадать. Только вы ему не подсказывайте и сами слушайте друг друга внимательно.

Воспитатель учит детей составлять загадку с опорой на схему-план. Показывает пример составления загадки детям. Напоминает детям правило, что слово-отгадку в описании называть нельзя.

Физкульминутка. Ребята, я предлагаю вам научить Незнайку играть в новую нашу игру ««Да» и «Нет» не говорить». Научим? Давайте вспомним правила этой игры: я вам кидаю мяч и задаю вопрос, а тот, кому я кинула мяч отвечает на вопрос, только слова «да» и «нет» говорить нельзя. И сегодня давайте договоримся, отвечаем полным предложением.

(воспитатель задаёт ребятам различные вопросы)

- Я смотрю, Незнайке очень понравилась наша игра. И мне понравилось, как вы старались, отвечали полными предложениями.

Теперь Незнайка хочет с вами поиграть. Он загадает какое-нибудь животное из зоопарка, а вы должны задавать ему вопросы, чтобы отгадать это животное. Например, «У этого животного пушистый хвост?» А Незнайка вам отвечать будет «Да» или «Нет»

(за Незнайку говорит воспитатель. Играют)

- Молодцы, ребята! И Незнайка вам благодарен за помощь. Чему мы научили Незнайку? Как мы ему помогли? В какие игры играли? Что вам понравилось на занятии? Чему вы научились сами сегодня?

        

Конспект занятия в старшей группе на тему " В мире загадок"

В МИРЕ ЗАГАДОК

Задачи:

1. Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.

2. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.

В конкурсе участвуют две команды: мальчики и девочки. Они придумывают себе названия, оформляют их в виде загадок, выбирают капитанов.

Под вальс входит команда девочек, под марш – команда мальчиков.

Ведущий (воспитатель). Внимание! Внимание! Сегодня мы проводим конкурс загадок.   Он начинается с представления команд.

                    1-й конкурс «Узнай название команд»

  1. Команда девочек (говорят хором)

 С неба падают зимою

 И кружатся над землею

Легкие пушинки.

Белые… (снежинки).

Ответы дают мальчики.

  1. Команда мальчиков (говорят хором)

Погляди на молодцов –

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей)

Ответы дают девочки.

2-й конкурс «Из чего же сделаны наши мальчишки?

      Из чего же сделаны наши девчонки?»

Девочки загадывают загадки мальчикам (о ягодах, конфетах, цветах)

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

И питается бензином

(Автобус).

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?

(Самолет)

 Маленькие домики по улице бегут

Мальчиков и девочек домики везут (Поезд)                  

Два колеса подряд,

Их ногами вертят,

А поверх торчком –

Сам хозяин крючком

(Велосипед)

Мальчики загадывают загадки девочкам (о машинах, оружии, самолетах).

Колосится в поле рожь,

Там во ржи, цветок найдешь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый  (Василек).

Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка).

 Бусы красные висят

Из кустов  на нас глядят,

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи

(Малина).

Голова на ножке,

В  голове горошки.

Солнце жжет макушку,

Сделать хочет погремушку (Мак).                  

 3-й конкурс «Узнай меня»

Команды показывают пантомиму. Команда – соперник должна назвать и загадку и отгадку. Задание подготавливают дома.

 Девочки

Маленького роста я,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой.)

 Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Ведь они сидят друг в дружке,

А всего одна подружка.

(Матрешка.)

Мальчики

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что – ни будь прибьет. (Молоток и гвозди.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Поезд.)

 4-й конкурс «Нарисуй отгадку»

Детям дают бумагу и фломастеры. Ведущий зачитывает загадки, нужно нарисовать отгадки. ПОБЕЖДАЕТ КОМАНДА, КОТОРАЯ СДЕЛАЕТ ЭТО БЫСТРЕЕ И ЛУЧШЕ.

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка.)

 Три глаза – три приказа,

Красный самый опасный.

(Светофор.)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь.)

5-й конкурс «Какое имя лишнее»

Для мальчиков – Ира, Оля, Наташа, Сережа, Катя.

Для девочек – Витя, Виталик, Стасик, Оксана, Артем.

Дидактическая игра «Защитники девочек»

Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек. Воспитывать желание заботливо относиться к девочкам.

Педагог рассматривает картинки с ситуациями общения мальчиков и девочек. Беседует, чем похожи и различаются они, почему мальчики сильнее девочек. Что значит защищать? Не драться, а помочь, если девочка упала, донести тяжёлое, пропустить в дверях, уступить место и т.п. Упражнение на закрепление. Выходят мальчики и девочки и показывают действия, изображённые на картинках.

Мальчики и девочки – все у нас равны.

Только помнить мальчики об одном должны:

Девочки слабее их, могут и пищать,

И должны их мальчики храбро защищать.

Подвижная игра «Защитим девочку»

Воспитатель: Защищать – не значит с кем-то драться, надо просто быть к девочкам более внимательными. Как могут мальчики защищать девочек?

Дети: Поднять, если она упала. Пропустить вперед. Помочь нести вещи.

Воспитатель: Давайте покажем, как это надо делать.

(Дети разыгрывают сценки.)

Воспитатель: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы поняли, чем мальчики отличаются от девочек. Задание: «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».

• Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... (девочки)

• Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…(мальчики)

• Болтали час без передышки в цветастых платьицах... (девочки)

• При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь… (мальчики).

• Боятся темноты, трусишки, все как один они... (девочки)

Подвижная игра «Не скучай и попляши»


В ходе игры девочки приглашают потанцевать только мальчиков, а мальчики – только девочек.

Жюри подводит итоги, награждает участников сувенирами, сделанными данными руками детей.( до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари

Конспект  совместной деятельности взрослого и ребёнка  в старшей группе для детей с ЗПР.      

Тема:        «Путешествие в загадки» .                                             Технология: игровая

Цель: способствовать совершенствованию сенсорных функций и познавательных интересов у детей с ЗПР.

Задачи:  закреплять представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения; совершенствовать умения делать обобщение, находить различие и сходство предметов.    Систематизировать знания об овощах, животных и насекомых.    Закрепит количественный счет до   5 . Упражнять в разгадывании загадок, способствовать речевому развитию и слуховому восприятию.

Развивать тактильно-двигательные восприятия, сенсорные эталоны, ориентировку в пространстве, способствовать развитию эмоциональному восприятию и музыкальных впечатлений. Развивать память, внимание, мыслительные операции через отгадывание загадок и дидактические упражнения.

 Воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.

Материал: знаки с обозначениями остановок, руль, матрешки (2 набора), массажные мячики, искусственные деревья, заяц, корзинка с овощами, повязка на глаза, платочки для игры, кочки, ворота для перелезания, емкости с песком, резиновые насекомые, лепестки и серединка для цветов разного цвета.

Дети вы любите отгадывать загадки? А играть с игрушками? Тогда я приглашаю вас в страну "Загадок и отгадок", там вас ждут веселые игрушки, занимательные игры и хорошее настроение. А отправимся мы в эту страну на на машине.

Вот руль, сначала водителем будет Булат, а затем водитель у нас будет меняться. Поехали. Звучит песенка "Мы едем на машине".

Мы приехали, первая остановка "Игрушкино". Слушайте загадку, отгадайте и появится игрушка.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают - назад он скачет.

(мяч)

Посмотрите, а вот и мячики. Скажите мне пожалуйста, чем они отличаются? А чем похожи? А сколько их, сосчитайте. Правильно пять. А для чего нужны эти колючие мячики? Правильно, для массажа.

Пальчиковые упражнения с массажным мячиком "Мы мячом круги           катаем".

А теперь следующая загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

(матрешка)

Молодцы, отгадали, а вот и наша матрешка. Даже не одна, а с подружками, посмотрите какие они румяные, круглолицые, в ярких сарафанах. Хотите с ними поиграть? Но сначала каждый из вас нарисует свою матрешку. Детям раздаются заготовки матрешек, которые они должны раскрасить.

Игра "Разбери матрешку"

Игра "Построй матрешек по росту".

Я предлагаю вам, для матрешек станцевать веселый танец с платочками.

Игра-пляска с платочками.

Молодцы ребята, но нам пора в путь, поехали.

Следующая остановка "Лесная". Если остановка называется "Лесная", то куда мы приехали? Правильно, в лес. Как хорошо в лесу дышится, давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика (звучит спокойная музыка).

Скажите ребята, какие животные в лесу живут? Как их называют одним словом? А теперь отгадайте загадку про лесного жителя.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(заяц)

Правильно, а вот и зайчик. Зайка любит морковку, может угостим его? У меня случайно в корзинке оказалось угощение для зайчика. Вот они (каждый ребенок достает овощ и называет его).

Огурец, помидор, морковка, капуста - как они называются одним словом? Правильно, овощи. А теперь давайте поиграем в игру "Найди морковку закрытыми глазами" (дети на ощупь ищут морковку в корзинке). Молодцы, справились. А теперь овощи хотят с нами поиграть в прятки.

Игра на развитие внимания и памяти "Какого овоща не стало?"

Пусть зайка лакомится овошами, а нам пора в путь, теперь водителем будет Диляра, поехали.

Остановка "Луговая". Здесь нас должен встретить, а кто отгадайте загадку.

Жу-жу-жу

Я на ветке сижу

На цветочке сижу

Букву "Ж" все твержу

(жук)

Правильно ребята, это жук. А мы с вами споем про него песенку.

Песня "Про жука".

Но почему то нас никто не встречает и на нашем пути стоит гора, что-то здесь случилось. Давайте пройдем по камушкам, перелезем через гору и узнаем что случилось (дети идут по кочкам, перелезают через препятствия).

Снова никого не видно, мне кажется, здесь был сильный ветер засыпал здешних жителей. Давайте проверим (дети подходят к сухим бассейнам и отыскивают насекомых).

Кого ты нашел? Да, это бабочка. Сы-сы-сы у бабочки усы. Повтори за мной. А ты кого нашел? Да, это стрекоза. За-за-за на полянке стрекоза. Повтори за мной. А ты кого спасла? Правильно, это пчела. Ла-ла-ла на цветке сидит пчела. Повтори за мной. А ты кого в песочке отыскал? Да, это жук. Жу-жу-жу я в руке жука держу. Повтори как я.

Пчела, жук, бабочка, стрекоза как называются одним словом? Верно, насекомые. Они благодарят нас за спасение.      

Насекомые любят сидеть в серединке на цветах. Но от ветра серединка от цветов улетела. Я раздам вам серединки, а вы должны найти лепестки такого же цвета.                      

Игра "Собери цветок".

Молодцы ребята, красивые цветы у нас получились, у каждого свой, посадите свое насекомое на цветочек. (ребенок сажает насекомое на цветочек и называет его цвет).

Но а нам пора возвращаться в детский сад, путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Кого мы видели в этой стране? Что мы делали? В какие игры играли? Про кого песни пели? Теперь водителем будет Марат, он отвезет нас домой, где мы устроим выставку наших матрешек (выставка рисунков)

Конспект по обучению отгадывания загадок.

Тема занятия: «Где живет Старичок – Лесовичок»

Задачи:

Образовательные: Учить детей отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме;  закреплять навыки речи – доказательства, описательной речи, развивать связанную речь; развивать внимательность, мышление, любознательность.

Воспитательные:  Воспитывать культуру речевого общения,  любовь  и бережное отношение к природе; расширять представления о материальном и духовном мире; воспитывать умение дослушивать собеседника до конца;

Словарные: Обогащение словаря детей: кузовок – короб плетеный для носки чего – либо.

Материал и оборудование: Старичок – Лесовичок – кукла, объёмные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса, кузовок;

Ход занятия:

Стук в дверь.

Ребята, послушайте, кто – то стучится к нам в дверь. Воспитатель открывает дверь группы и вносит куклу Старичка – Лесовичка.

В.  - Здравствуй дедушка.

Л. - Здравствуйте ребята.

В. - Скажите дедушка: - Как Вас зовут?

Л. – Меня зовут Старичок – Лесовичок.

В. - Вы откуда к нам пришли?

Л. - Я пришел к вам издалека. Отгадайте мою загадку и тогда узнаете, где я живу, откуда я к вам пришел:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

- скажите, что это за дом?  -  Лес.

Л. – А почему вы решили, что это лес? (Ответы детей)

Л. – Правильно ребята, лес – наш зеленый дом, у него нет ни стен, ни крыши. Я пришел к вам из леса. В моём заповедном лесу, каких только чудес нет!  Я вам принес вот такой короб, а называется он кузовок.  Посмотрите, какой он красивый.  Кузовок – сделан из бересты, в нем можно носить всё, что захочешь. А мой кузовок не простой, волшебный.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

И пропахла в нем берёста

Земляникой и смолой,

Спелой рожью,

Мёдом с воском

И травою луговой….

А что лежит в нём, вы узнаете, коль загадки разгадаете.

- В моём лесу очень много деревьев. Послушайте загадки и разгадайте, какие деревья растут в моём лесу:

На лесной опушке стоят подружки:

Платьица белены, шапочки зелены. - Березки.

Л. – Почему вы так решили, что это березки. (Ответы детей)

Л. – Молодцы, правильно отгадали. Платьица белые – это стволы, только у берёзок белый ствол, а шапочки зеленые -  это листва.

Лесовичок достаёт из кузовка несколько берёзок и ставит на стол. Слушайте следующую загадку:

Что за дерево:

Зимой и летом зелено?  Елка.

Л. – Объясните, почему вы так решили? (Ответы детей).

Л. – Правильно. (Достает елочки из кузовка).  Елка в любое время года зеленая.

Ребята, скажите, а какие ещё деревья вы знаете, которые:

Зимой и летом одним цветом?   (Ель, сосна).

Л. – Достает из кузовка игрушки и на столе появляется лес.

- Вот в таком лесу я живу.

- Что же еще растет в моем лесу, кроме деревьев? Вы хотите узнать?

 – Слушайте еще загадки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый ……….(Мухомор).

Объясните свой ответ.

Л. – Молодцы. (Достаёт мухомор из кузовка). Мухомор – ядовитый, шапочка у него ярко красная с белыми точками, пестрая.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай не мешкай!

Это ……..(Сыроежки).

Объясните, свой ответ.

Л. – Молодцы. (Достает грибы из кузовка). У сыроежек разноцветные шляпки на белых ножках.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки-

Собираем огоньки.

Что это такое?  (Земляника).

Л. – Правильно.  Ягодка земляники похожа на огонек.     Достает ягоду и ставит на стол.

А еще в лесу живут разные звери и птицы. Угадайте какие:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.     (Еж)

Л. – Правильно.  У ежа иголки на спине, трогать его нельзя уколешься.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее …… (Лиса).

Л. – Правильно. Рыжая с пушистым хвостом, хитрая плутовка.

Верещунья, белобока,

А зовут ее…..(Сорока).  

Л. – Правильно. Постоянно трещит, непоседа, белобока.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: Ку – ку, Ку – ку. (Кукушка).

Л.- Молодцы отгадали мои загадки. Посмотрите, у нас получился настоящий лес!

Вот так лес!

Полон лес и загадок, и чудес!

А сейчас давайте немножко поиграем. Физкультминутка (по выбору воспитателя).

Молоды ребята. Мне у вас очень понравилось в детском саду. И я хочу подарить этот чудесный лес вам, чтобы вы не забывали о нашей встрече. Придумывайте загадки про обитателей леса, а когда я снова приду к вам, вы сами будете загадывать их мне.

До свидания ребята

Конспект совместной деятельности взрослого и ребёнка . «Обучение отгадыванию загадок"

Савкина Татьяна Владимировна

Опубликовано 16.03.2013 - 18:43 - Савкина Татьяна Владимировна

Конспек совместной деятельности взрослого и ребенка с ЗПР  в старшей группе детского сада. Тема: " Путешествие в загадки".

Скачать:

Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti.docx        24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  совместной деятельности взрослого и ребёнка  в старшей группе для детей с ЗПР.      

Тема:        «Путешествие в загадки» .                                             Технология: игровая

Цель: способствовать совершенствованию сенсорных функций и познавательных интересов у детей с ЗПР.

Задачи:  закреплять представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения; совершенствовать умения делать обобщение, находить различие и сходство предметов.    Систематизировать знания об овощах, животных и насекомых.    Закрепит количественный счет до   5 . Упражнять в разгадывании загадок, способствовать речевому развитию и слуховому восприятию.

Развивать тактильно-двигательные восприятия, сенсорные эталоны, ориентировку в пространстве, способствовать развитию эмоциональному восприятию и музыкальных впечатлений. Развивать память, внимание, мыслительные операции через отгадывание загадок и дидактические упражнения.

 Воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.

Материал: знаки с обозначениями остановок, руль, матрешки (2 набора), массажные мячики, искусственные деревья, заяц, корзинка с овощами, повязка на глаза, платочки для игры, кочки, ворота для перелезания, емкости с песком, резиновые насекомые, лепестки и серединка для цветов разного цвета.

Дети вы любите отгадывать загадки? А играть с игрушками? Тогда я приглашаю вас в страну "Загадок и отгадок", там вас ждут веселые игрушки, занимательные игры и хорошее настроение. А отправимся мы в эту страну на на машине.

Вот руль, сначала водителем будет Булат, а затем водитель у нас будет меняться. Поехали. Звучит песенка "Мы едем на машине".

Мы приехали, первая остановка "Игрушкино". Слушайте загадку, отгадайте и появится игрушка.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают - назад он скачет.

(мяч)

Посмотрите, а вот и мячики. Скажите мне пожалуйста, чем они отличаются? А чем похожи? А сколько их, сосчитайте. Правильно пять. А для чего нужны эти колючие мячики? Правильно, для массажа.

Пальчиковые упражнения с массажным мячиком "Мы мячом круги           катаем".

А теперь следующая загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

(матрешка)

Молодцы, отгадали, а вот и наша матрешка. Даже не одна, а с подружками, посмотрите какие они румяные, круглолицые, в ярких сарафанах. Хотите с ними поиграть? Но сначала каждый из вас нарисует свою матрешку. Детям раздаются заготовки матрешек, которые они должны раскрасить.

Игра "Разбери матрешку"

Игра "Построй матрешек по росту".

Я предлагаю вам, для матрешек станцевать веселый танец с платочками.

Игра-пляска с платочками.

Молодцы ребята, но нам пора в путь, поехали.

Следующая остановка "Лесная". Если остановка называется "Лесная", то куда мы приехали? Правильно, в лес. Как хорошо в лесу дышится, давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика (звучит спокойная музыка).

Скажите ребята, какие животные в лесу живут? Как их называют одним словом? А теперь отгадайте загадку про лесного жителя.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(заяц)

Правильно, а вот и зайчик. Зайка любит морковку, может угостим его? У меня случайно в корзинке оказалось угощение для зайчика. Вот они (каждый ребенок достает овощ и называет его).

Огурец, помидор, морковка, капуста - как они называются одним словом? Правильно, овощи. А теперь давайте поиграем в игру "Найди морковку закрытыми глазами" (дети на ощупь ищут морковку в корзинке). Молодцы, справились. А теперь овощи хотят с нами поиграть в прятки.

Игра на развитие внимания и памяти "Какого овоща не стало?"

Пусть зайка лакомится овошами, а нам пора в путь, теперь водителем будет Диляра, поехали.

Остановка "Луговая". Здесь нас должен встретить, а кто отгадайте загадку.

Жу-жу-жу

Я на ветке сижу

На цветочке сижу

Букву "Ж" все твержу

(жук)

Правильно ребята, это жук. А мы с вами споем про него песенку.

Песня "Про жука".

Но почему то нас никто не встречает и на нашем пути стоит гора, что-то здесь случилось. Давайте пройдем по камушкам, перелезем через гору и узнаем что случилось (дети идут по кочкам, перелезают через препятствия).

Снова никого не видно, мне кажется, здесь был сильный ветер засыпал здешних жителей. Давайте проверим (дети подходят к сухим бассейнам и отыскивают насекомых).

Кого ты нашел? Да, это бабочка. Сы-сы-сы у бабочки усы. Повтори за мной. А ты кого нашел? Да, это стрекоза. За-за-за на полянке стрекоза. Повтори за мной. А ты кого спасла? Правильно, это пчела. Ла-ла-ла на цветке сидит пчела. Повтори за мной. А ты кого в песочке отыскал? Да, это жук. Жу-жу-жу я в руке жука держу. Повтори как я.

Пчела, жук, бабочка, стрекоза как называются одним словом? Верно, насекомые. Они благодарят нас за спасение.      

Насекомые любят сидеть в серединке на цветах. Но от ветра серединка от цветов улетела. Я раздам вам серединки, а вы должны найти лепестки такого же цвета.                      

Игра "Собери цветок".

Молодцы ребята, красивые цветы у нас получились, у каждого свой, посадите свое насекомое на цветочек. (ребенок сажает насекомое на цветочек и называет его цвет).

Но а нам пора возвращаться в детский сад, путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Кого мы видели в этой стране? Что мы делали? В какие игры играли? Про кого песни пели? Теперь водителем будет Марат, он отвезет нас домой, где мы устроим выставку наших матрешек (выставка рисунков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема "Осень"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Осень»Цели:закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;развивать наблюдательность, познавательные интересы,...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема: "Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж"

Конспект  по развитию речи в старшей группе                                          ...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...