Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема: "Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Махарандина Светлана Валентиновна

Конспект  по развитию речи в старшей группе

                                                                                                 Тема:  «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»»

 

 

 Цель: Довести до понимания детей главную мысль произведения.

Задачи:

Образовательная: Выявление главной мысли произведения. Учить пересказу сказки, сохраняя авторские   слова и выражения.  Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивающая:  Развивать умение последовательному пересказу текста по вопросам  воспитателя. Развивать творческую активность детей.

Воспитательная: Формировать интерес к творчеству А.Н. Толстого, к произведениям художественной литературы.

Словарная работа: Активизация и обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами, характерными для персонажей сказки. Объяснение значения пословицы «У страха глаза велики».

Планируемый результат: Самостоятельно пересказывают сказку. Умеют вести диалог с элементами театрализации.

Предварительная работа: Изготовление масок для театрализации сказки «Ёж». Выставка книг в речевом уголке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по развитию речи в старшей группе

                                    Тема:  «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»»

 Цель: Довести до понимания детей главную мысль произведения.

Задачи:

Образовательная: Выявление главной мысли произведения. Учить пересказу сказки, сохраняя авторские   слова и выражения.  Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивающая:  Развивать умение последовательному пересказу текста по вопросам  воспитателя. Развивать творческую активность детей.

Воспитательная: Формировать интерес к творчеству А.Н. Толстого, к произведениям художественной литературы.

Словарная работа: Активизация и обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами, характерными для персонажей сказки. Объяснение значения пословицы «У страха глаза велики».

Планируемый результат: Самостоятельно пересказывают сказку. Умеют вести диалог с элементами театрализации.

Предварительная работа: Изготовление масок для театрализации сказки «Ёж». Выставка книг в речевом уголке.

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы.

Предполагаемая деятельность

детей

Планируемый результат каждого этапа.

1.

Организационно-мотивационный

Вызвать интерес

Ребята, отгадайте: «Черные глазки, ушки вразлет, Это коровы любимый сынок»?

Верно. А это кто? «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками»?

Худож.

слово.

Теленок.

Это еж

Вызвать интерес к чтению нового для детей произведения.

2.

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.

Подготовить к прочтению

Теленок и еж, такие разные,  непохожие, но однажды в сказке А.Н. Толстого «Еж» они повстречались друг с другом

А что из этого получилось, мы сейчас с вами узнаем.

Итак, А.Н. Толстой «Ёж».

Аннотация к сказке.

Слушают воспитателя.

Приготовиться к восприятию.

2.2.

Этап ознакомления с новым материалом.

Знакомство с новым произведением.

Чтение педагога.

Понравилась вам, ребята сказка?

А кто из героев вам больше всех понравился?

И почему?

Как вы думаете, ребята, почему

ёж и теленок испугались друг  друга?

Чего не знал теленок про ежа?

 

Почему?

А чего не знал ежик про теленка?

А почему?

Верно, ребята.

Ребята, а мы могли бы назвать эту сказку «У страха глаза велики»?

Что со страху показалось теленку, когда он лизнул колючего ежика?

А кем показался большой и глупый теленок ежу?

Чего только не покажется от страха, да от невежества.

К кому побежал жаловаться теленок?

Что она ему сказала?

А еж куда покатился?

Что он сказал ежихе?

Как вы думаете, если бы еж не стал хвастаться, стали бы звери им восхищаться?

Умницы.

И с его слов «пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес».

Что стали шепотом говорить звери?

Давайте и мы скажем шепотом: «У нас еж богатырь», а теперь громко «У нас еж богатырь».

Чтение, беседа по содержанию

Да, понравилась

Ежик, он храбрый.

Теленок, его жалко.

Они никогда раньше не видели друг друга.

Еж колючий, его нельзя есть.

Потому что он никогда не видел ежа.

Что телята не едят ежей, а едят траву.

Потому что он тоже никогда не видел теленка.

Да, могли.

Что он укусил его за язык.

Он подумал, что это лев.

К маме-корове.

Ничего. Просто посмотрела и стала рвать траву.

В темную нору, под рябиновый корень.

Я огромного зверя победил, должно быть льва.

Нет, не стали бы. Еж на самом деле испугался.

У нас еж богатырь.

Говорят шепотом, потом громко.

Слушание, отвечают по содержанию сказки.

2.3

Этап практического решения проблемы.

Повторное чтение.

Пересказ по вопросам воспитателя

Давайте поиграем, ребята!

А теперь я вам еще раз прочту сказку, и мы её перескажем.

Чтение педагогом.

Что сказал теленок, увидев ежа?

Как повел себя ежик?

Что фыркнул теленку?

Ребята, послушайте, я зачитаю, как повел себя теленок:

«Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа».

Что заревел теленок и к кому побежал?

Как повела себя мама?

А куда покатился еж?

Что сказал он ежихе?

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

Что стали шепотом говорить про него звери?

Кто хочет рассказать нам эту сказку?Умницы!

Давайте, ребята, перескажем по ролям. Позвольте мне, быть от имени автора.

Кто будет теленком? Коровой –мамой, ежихой, ежом, а все остальные – звери, говорящие «У нас еж-богатырь».

Музыкальная игра «Ежик-ежик-четверо ножек»

Театрализация.

Я тебя съем!

Испугался и свернулся клубочком.

Попробуй.

Ой-ой –ой! И побежал к маме –корове.

Задумчиво посмотрела и стала снова жевать траву.

В темную нору, под рябиновый корень.

Я огромного зверя победил, должно быть льва!

У нас еж-богатырь!

Дети пересказывают.

Распределяют роли, показывают сказку.

Подведение к самостоятельному пересказу.

3.

Заключительный этап

Подведение итога.

Ребята, вы все сегодня очень старались.

Скажите, ребята, есть в этой сказке положительные герои? Почему?

Обобщение, похвала.

Дети инсценируют

Дети высказывают свои предположения.

Нет, потому что теленок глупый, а еж – невежа и хвастун.

Приходят к выводу, что положительных героев в сказке нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: пересказ сказки « Заяц- хваста».

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи:-Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.-Активи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти , внимания. Усваиваются нормы построения предложений и целого текста....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка"

Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков, составление синквейна о героях сказки...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать лите­ратурные тексты.Обучающие задачи:Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонаци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хвастун»

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи: продолжать формировать умение пересказывать сказку; активизировать и обогащать сло...