Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи

Донченко Инна Владимировна

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему

 пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

 с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Основная цель образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДОУ является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Что такое мнемотехника.

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

- Заучивания стихов, потешек;

- При отгадывании и загадывании загадок;

- При пересказе текстов;

- При составлении описательных рассказов.

Этапы работы над стихотворением:

- Сначала педагог выразительно читает стихотворение.

-Задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

- Выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме.

- Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

На каждое слово или маленькое словосочетание придумывают картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе педагог предлагает готовые план – схемы.

Изображения на мнемотаблице располагают: на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица).

Мнемотаблицы могут быть, которые рисует сам педагог (готовая форма); дети совместно с педагогом; самостоятельно дети.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.

С помощью мнемотехники решаются такие задачи: развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки – это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.

Задачи:

  1. Развивать у детей сообразительность.
  2. Умение сравнивать.
  3. Выделять существенные признаки.
  4.  Закрепление нового материала

Заключение:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Поэтому, чем раньше будут учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовят их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к дальнейшему обучению.

Используемая литература :

1 Сборник «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Составитель: Ж. И. Закон, старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР» Еврейской автономной области (из опыта работы Нины Владимировны Сукачёвой, воспитателя МБДОУ «ЦРР – детский сад № 48» г. Биробиджана)

2. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.

3 Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год, с. 16-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников 3 - 4 лет".

В данной презентации представлено родительское собрание "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников 3 - 4 лет"....

Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц".

Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц"....

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Педагогическое воздействие при развитии речи дошольников - очень сложное дело, но очень важне. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, расс...

Презентация к мастер классу по использованию приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников

знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников....

Мастер – класс для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников»

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...

Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Мастер- класс "Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников"....