Развитие речи Конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Журавлёва Оксана Васильевна

развитие речи с элементами ТРИЗ в группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фантазеры31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 2 «Золотая рыбка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы ( с элементами ТРИЗ)

Ф.И.О. воспитателя: Журавлева Оксана Васильевна

Должность: Воспитатель

Возраст детей: 6-7 лет.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие, интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное  развитие, физическое развитие.

Тема занятия: НОД Чтение рассказа Н.Н.Носова «Фантазеры».

Цель: Продолжение знакомства с творчеством детского писателя Н.Н. Носова. Познакомить детей с жанром фантастики.

Задачи:

 Образовательная: Помочь детям проникнуть в замысел рассказа, формировать представление о жанре «фантастические» рассказы, навыки построения рассуждений, умозаключений,  помочь осознать смысл слова «Фантазеры».

Развивающая: Развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, рассказывать о своем опыте впечатления, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая,  творческое воображение, общую моторику и координацию движений.

Воспитательная: Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, умение оценивать поступки людей,  эмоционально воспринимать образное содержание,  осмысливать идею, чувствовать юмор,

Задачи для детей: Внимательно слушать, рассуждать по поводу рассказа, придумать «чудесное животное» опираясь на мнемотаблицу.

Технологии: ИКТ – технологии, видеозапись письма незнайки, портрета, использование аудиозаписи художественного прочтения рассказа Л. Дурова, элементы ТРИЗ -  игра «Чудесное животное», мнемотаблица.  

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Оборудование: портрет Н.Н. Носова, выставка произведений, репродукций, картинки фантастических космических аппаратов, сказочных вещей, аудиозапись Л. Дурова, морфологические таблицы описания животных.

Методы и приемы: игровая мотивация, чтение рассказа в аудио, вопросы, анализ.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, рассматривание фантастического транспорта, «волшебных» предметов,  рисование иллюстраций к знакомым рассказам.

Активизация словаря: фантазия, фантазеры, брехун

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

Организационный момент

-психогимнастика

-создание игровой мотивации;

-использование сюрпризных моментов

Приглашает детей в круг.

Здесь собрались все друзья:

Я, ты. он, она.

Улыбнитесь тем кто справа.

Улыбнитесь тем кто слева.

Вместе мы одна семья.

- Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете,о чем сегодня мы будем разговаривать.

-Говорит она беззвучно,

Всем понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней ,

Будешь в четверо умней. (книга)

Правильно у нас вновь сегодня встреча с книгой.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями Н.Н. Носова. Носов один из самых популярных детских писателей, его книги хочется читать снова и снова. Писал Н.Н. Носов своему сыну, а также его друзьям; в центре произведений Носова   ребята фантазёры, непоседы, выдумщики ваши сверстники. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях: честность, чувство дружбы, любовь к труду. В них осуждаются такие качества: как зависть, ложь, грубость.

Это весёлые, смешные, поучительные, забавные рассказы.

Вы обратили внимание, я сказала рассказы, потому что Н. Носов писал именно рассказы для детей.

- А чем отличаются рассказы от сказок?

-Да, молодцы

Сегодня мы познакомимся с рассказом Н.Н. Носова «Фантазеры»

-Как вы думаете,  что означает слово фантазер?

- А слово фантастика?

- Как отличить сказку от фантастического рассказа?

- В сказке живут вымышленные герои, а в фантастике могут жить реальные люди ты, он, я.

- В сказке предметы имеют волшебные свойства, какие? А в фантастическом рассказе предметы и вещи изменяются и наделяются силой, скоростью чего в обычной жизни  еще нет, но могут появиться в будущем

- Ребята, какие фантастические вещи вы знаете? (корабли, ракеты, предметы оружия будущего) Итак, фантастические вещи это реальные объекты. А в сказках это вещи волшебные (ковер- самолет)

Вам было трудно придумать фантастический рассказ?

- Ребята, а вы любите смешные, веселые рассказы?

- За что вы их любите?

К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, вы узнаете отгадав загадку в рифму

  Веселый беззаботный, коротышка,

        Живет в цветочном городке

        Отчаянный мальчишка, уверенный в себе.

        Хоть неумейка и от природы он большой зазнайка,

        Он известен всем под именем (Незнайка)

Кто придумал Незнайку и всех его друзей? ( Н.Носов)

Незнайка и сам хороший фантазер, но такой рассказ он еще не читал

Дети стоят в кругу

Ответы детей: Книга

Рассматривают выставку портрет Н.Н. Носова

Рассматривают выставку книг, называют произведения.

Рассуждение детей

На экране появляется портрет незнайки

2.

Основная часть

разрешение проблемы,

описание методов и приемов, совместной деятельности,   педагога и воспитанника для решения проблемы;

описание продуктивной деятельности, индивидуальной работы, работа над  словарем

физминутка

Ребята, сядем поудобнее и слушаем внимательно рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры», а будет читать его Л.Дуров

После прослушивания беседа о прочитанном:

- Вам понравился рассказ? Чем понравился?

- Что показалось вам в рассказе особенно смешным?

- Сколько смешных фантастических рассказов вы сосчитали?

- А были ли у вас похожие страшные или веселые истории в жизни?

- Как звали мальчиков?

- Кто из ребят вам понравился больше, почему?

- Какие были Стасик и Мишутка?

- Почему их Н.Н.Носов назвал фантазерами?

- Был ли фантазером Игорь?

- Как назвали его ребята?

-Ребята, как вы понимаете это слово?

- Чем истории Игоря отличаются от историй Мишутки и Стасика?

- Почему мальчики не захотели сидеть с Игорем на лавочке?

- Кого ребята встретили на лестнице?

-Почему они поделились мороженым с Ирой?

- Что понравилось в рассказе больше всего?

Как вы думаете, о чем хотел сказать автор?

Подитог: Автор в своем рассказе хотел показать нам насколько некрасиво врать, сваливать свою вину на другого, безвинного человека. Честность- это очень хорошее качество. Нужно быть со всеми честными, если мы не хотим, чтобы нас обманывали. Ведь разочаровавшись однажды в наших словах и поступках, в другой раз не поверят,  просто откажутся с нами дружить и даже разговаривать. Одно дело говорить безобидные вещи, шутить, а другое обманывать всерьез.

Какие непонятные слова встретились в тексте?

Давайте поместим эти слова в шкатулку для трудных слов

А сейчас мы с вами немного поиграем

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И  головки опустили (приседают)

А когда откроем глазки ( встают)

Попадем в рассказы, сказки ( поднимают вверх руки). Сказка даст нам отдохнуть.

 А теперь нам пора прощаться с Незнайкой, но мы встретимся с ним на страницах книг Н.Носова

- Посмотрите он  оставил нам видеописьмо

«Ребята мне очень понравились истории Мишутки и Стасика. Но мне пора лететь на другую планету, которая называется Марс, где ждут меня новые друзья. И мы вместе с ними насочиняем таких историй! Жалко,  что пришла пора прощаться. До свидания, ребята!

- Вы хотите побыть фантазёрами как герои нашего рассказа?

-А вы любите фантазировать?

- Как вы думаете, легко ли придумывать фантастические рассказы?

-О ком или о чем, например,  могут быть такие рассказы?

Я предлагаю вам игру- фантазию, которая называется «Чудесное животное». Давайте придумаем рассказ по схеме. Вспомним, как читается эта схема

Словесная инструкция

Прослушивание записи

Ответы детей

(веселые, умные, смешные, справедливые)

( они придумывали смешные, интересные истории)

Ответы : брехун

 

Рассуждения детей.

Ответы: Они поверили Игорю и даже не разобрались, наказали Иру

 

Рассуждения детей

Дети проговаривают ( фантазеры, брехун)

3.

Заключительная часть

рефлексия

- Какой рассказ Н.Н.Носова мы сегодня читали.

- С каким героем рассказов Н.Носова  мы сегодня общались?

- А что мы еще делали?

Спасибо, ребята, вы сегодня были хорошими, чудесными, эмоциональными слушателями.

- Хотите еще пофантазировать?

Пройдите к столам и постройте фантастический транспорт, измените  ракету наделив ее новыми свойствами, или обычный космический аппарат

На столах приготовлены игры «Танграм», «Геометрические рамки»

-

Дети отвечают, рассуждают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (конспекты занятий)

Конспекты по РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

Развитие речи (конспект занятия). Полезные ссылки. Подготовительная группа.

 На каждом возрастном этапе речь является одним из ключевых показателей становления и развития личности ребенка.   На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни уча...

Развитие речи. Конспект занятия

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.Программные задачи:1. Поддерживать проявление субъ...

Развитие речи конспект занятия "Продукты питания, посуда"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема занятия: «Катя идет в магазин»Цель занятия: активизация словаря по теме «Продукты питания» Задачи:Создать положительный настрой на за...

развитие речи конспект занятия

Возрастная группа детей: вторая группа раннего возраста. Программное содержание: Задачи: Образовательные:  Учить детей различать и называть овощи (капуста, лук, помидор, перец...