Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Литературная викторина по сказкам».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление знаний детей о прочитанных литературных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
«Литературная викторина по сказкам».
Цель: закрепление знаний детей о прочитанных литературных произведениях.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей по теме «Сказки»;
формировать образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера;
Развивающие: Развивать речевую активность детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к литературному жанру — сказка.
Методы и приемы: словесный (объяснение, вопросы, чтение), игровые (дидактическая игра, воображаемая ситуация), наглядные (рассматривание иллюстраций).
Материал: сказочный кувшин, иллюстрации к знакомым сказкам; разрезные картинки для дидактической игры «Помоги животным попасть в свою сказку», соответствующие животные — мягкие игрушки, фишки.
Предварительная работа: чтение сказок «Сивка-бурка», «Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Волшебник Изумрудного города», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Сказка о царе Салтане», «Никита Кожемяка», «Домовенок Кузька»; обсуждение, классификация сказок на «авторские» и «народные».
Индивидуально-дифференцированный подход: средний уровень – развивать умение отгадывать сказки, заменяя определенные слова; ниже среднего - развивать умение понимать отрывки из художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу в образе сказочницы.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла с сюрпризом, это сказочный кувшин, в котором столько интересных вопросов, заданий по сказкам.
А не провести ли нам викторину «Кто лучше всех знает сказки?» (ответы детей). Делимся на две команды! За правильный ответ я буду давать фишки. Если кто-то не может ответить, то дети из другой команды могут помочь. Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.
1 задание
Воспитатель достает из кувшина первое задание: читает отрывки из сказок, дети должны отгадать название сказки:
1. «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка, я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое» («Курочка ряба»).
2. «Покатился Ёжик по дороге, а навстречу ему крокодил: «Ёжик! Ёжик, я тебя съем. Не ешь меня, крокодил. Я тебе песенку спою!» («Колобок»).
3. «Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты сковороду с яичницей. Подобралась к сковороде коза» («Лиса и кувшин»).
4. «Шла обезьяна по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук!» («Лисичка со скалочкой».)
2 задание
Воспитатель читает название сказок, у которых название состоит из двух слов. Но одно слово "заблудилось". Дети должны правильно дать название сказкам
1.«Царевна-утка» («Царевна-лягушка»).
2.«Сивка-будка» («Сивка-бурка»).
3.«Серебряное ушко» («Серебряное Копытце»).
4.«Цветик-одноцветик» («Цветик-семицветик»).
5.«Серая тучка» («Серая шейка»).
6.«Господин Уа» («Господин Ау»).
3 задание
Воспитатель: Назовите сказки, в которых главный герой заяц («Заяц-хвастун», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Как заяц от дождя прятался»).
Воспитатель: В каких сказках герой должен был пролезть через одно ушко и в другое вылезти. («Хаврошечка», «Сивка-бурка»).
Воспитатель: В какой сказке герой превращается то в муху, то в комара, то в шмеля. («Сказка о царе Салтане...»).
Воспитатель: Где находчивость помогает побить сильного змея. («Никита Кожемяка»)
4 задание
Воспитатель: Ребята, вспомните героев сказок, которые сказали следующие слова:
1.«Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка из сказки «Хаврошечка»)
2. «Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки!» (Господин Ау из сказки «Господин Ау»).
3. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц-хвастун»).
4. «Разразись, ураган! Лети по свету, как бешеный зверь! Рви, ломай, круши! Опрокидывай дома, поднимай на воздух! Сусака, масака, лэма, рэма, гэма!» (Гингема из сказки «Волшебник Изумрудного города»)
5. «Я таки наподдал ему как следует, этому мылу твоему. Как жваркну его, как дряпну — больше не будет свориться». (Кузька из сказки «Домовенок Кузька».)
5 задание
Воспитатель: Ребята, вспомните и прочитайте наизусть заклинания.
• Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка». (Сивка-бурка, вещий каурка. Стань передо мной, как лист перед травой!)
• Гингемы из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Су-сака, масака, лэма, рэма, гэма!.. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!)
• Вилнны из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Бам- бара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики.)
• Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», когда девочка сама решила вернуться домой, (стукнула каблуком о каблук и крикнула башмачкам: — Несите меня в Канзас, к папе и маме!)
• Жени из сказки «Цветик-семицветик». (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели!)
6 задание
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат иллюстрации к сказкам. Разложите их на две группы: авторские и народные сказки. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Иллюстрации к сказкам:
«Сивка-бурка», Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Волшебник Изумрудного города», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Сказка о царе Салтане».
7 задание
Дидактическая игра «Помогите животным (насекомым) попасть в свою сказку».
Дети собирают разрезные картинки, где герои сказок животные. Далее находят это животное на столе и относят его в свою сказку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.
Животные (насекомые):
• комар, муха, шмель к сказке «Сказка о царе Салтане...»;
• коза к сказке «Серебряное Копытце»;
• лошадка к сказке «Сивка-бурка;
• корова к сказке «Хаврошечка»;
• лиса к сказке «Лиса и кувшин»;
Воспитатель с детьми подсчитывают фишки, определяют победителя..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весенняя сказка»
Данное занятие поможет педагогу уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках весенней природы через речевые игры, работу в микрогруппах, экспериментирование....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий
использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение удмуртской сказки «Мышь и воробей» с использованием игровых технологий
через игровые технологии детей знакомят со сказкой...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Литературный калейдоскоп
Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышл...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Игра - викторина "Мой город".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Игра- викторина "Мой город". ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Конспект занятия по развитию речи в старшей группеЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОПЦель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогичес...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...