Семинар-практикум для педагогов
методическая разработка по развитию речи

Гриднева Татьяна Викторовна

Данный материал будет полезен для педагогов в рамках выполнения готовой задачи "Развитие речи воспитанников в организованной образовательной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_razv.rechi_.bolshoy.docx45.14 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Игровые методы и приѐмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников. Развитие связной речи»

План семинара-практикума

Теоретическая часть

 Цель: Изучение и систематизация приѐмов и технологий, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:  Систематизировать знания воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.  Познакомить с новыми технологиями по развитию лексикограмматического строя речи у детей с ОНР: синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты.

 Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».

. Практическая часть 

Ход проведения «… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» К.Д.Ушинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребѐнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию. Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство. Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приѐмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении. Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста. По данным А.Н.Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В то же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отображающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи системы флексий, отдельных служебных слов и т. д. Такие исследователи детской речи, как Гвоздев А.Н., Красногорский Н.М., Швачкин Н.Х., отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. При овладении лексико-грамматическим строем дети с ОНР испытывают значительные трудности: плохо запоминают терминологию, неадекватно еѐ используют, не могут грамматически правильно оформить предложения. Менее сформированной является функция словообразования, чем функция словоизменения. Это проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха – «пушоная»; варенье из груш – «грушиное»; лапа волка - «волкина»). В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объѐм словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или (ехал - уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии. При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи. Одним из эффективных методов развития ребѐнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна: 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребѐнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» - используется мнемотехника. Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Дискуссионная часть.

 Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей.

· Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

 · Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

 · Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

 · Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

 · Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

 · Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка). Теоретическая часть.

 Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют. Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя: 1) научиться слушать детей. 2) научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять. Для ребѐнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребѐнка? Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребѐнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д. Например: слово снег Однокоренные слова -снежинка, снежный, снегоход, снеговик, Антонимы –дождь, Синонимы- лѐд .Ассоциации-  зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка .Продолжаем работать с этим словом. Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый… Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки), растопить, строить (горку, постройки). С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т.д. Почему? Объяснить названные варианты. Давайте вспомним виды занятий по развитию речи, не интегрированные, а в чистом виде, традиционные: – пересказ; – рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника; – рассказ по серии сюжетных картинок; – описательный рассказ предмета или животного; – творческий рассказ. Работа над монологом в каждой возрастной группе отличается сложностью содержания картины, размером текста для пересказа, определяется «Программой воспитания в детском саду». Нужно помнить о речевой активности на занятии (оптимально речь воспитателя относится к речи детей 2:3), чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы. На занятии по развитию речи каждый ребенок должен ответить не один раз. Необходима предварительная работа, ежедневные беседы, работа с родителями и т.д. Есть методы, способствующие активизации речи. Какие? (Хоровые ответы. Просьба повторить ответ. Сейчас когда речь у многих плохо развита, именно такие методы нужно использовать. Расскажите, что было сначала? Что будет если, уронить стакан на пол? Наглядные методы активизации речи - картины, иллюстрации, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы). Есть вопросы прямые, начинающие со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку пополнять словарь. И есть вопросы логические, начинающие со слов «затем», «почему», «для чего», «как ты думаешь», помогающие установить причинно-следственные связи. Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передачи повествования и реплик героев. Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру НОД по обучению рассказыванию с учѐтом возрастной группой. Во всех возрастных группах основным приѐмом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приѐмы – опора на реальные предметы, опора на картинки, работа с интонацией. Воспитатели формируют знания о структуре текста (начало, середина, конец) и о способах связи между предложениями: 1). Цепная связь при помощи местоимений (Прибежал зайчик, он любит морковку и живет в лесу). (мнемодорожки). 2). Лексический повтор. 3). Замена синонимом.

По способу передачи информации различают типы высказываний: - описание, строится по плану: название объекта, его признаки, свойства, качества, действия. (схемы описательных рассказов).

-повествование - это рассказ сюжет, которого развертывается во времени характеризуется использованием зачинов: «Однажды», «как-то раз». - рассуждение, отличается установлением причинно-следственных связей. Рассказывание по картине. В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Занятия можно начинать с вводной беседы, цель которой – выяснить представления и знания детей об изображении. Основной прием: вопросы воспитателя. Они должны быть четкими, лаконичными. Например картина «Мы катаемся на санках». Какие вопросы помогут понять содержание? Если ребенок затрудняется надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно загадать загадку. Используются разнообразные игровые приемы. С горки сами вниз летят, А на горку не хотят, Надо в горку за веревку каждый раз тянуть назад. Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной» - наступила … выпало много… дети одели… взяли с собой… и стали… увидели птички и сказали… щенок… А кто сам может повторить? Если никто не хочет, повторяете рассказ еще раз сами. Поощрения обязательны, чтобы фиксировать ситуацию успеха. Следить за дисциплиной бывает тяжело, поэтому присутствие помощника воспитателя обязательно. Она контролирует гиперактивных детей, помогает заинтересовывать деятельностью. В средней группе – учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию. В старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно составляется рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия. Рассказывание об игрушках. Младший дошкольный возраст – занятие проходит в живой эмоциональной форме. Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки, картинки, флажки). Описание игрушек - котенок, жеребенок и мышонок. Используйте прием совместного рассказывания: это - котенок, он какого цвета, рыжий, пушистый, у него…

В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описанию предметов игрушек по схеме: - название предмета, - его признаки, качества, действия с ним, - отношение ребенка к предмету. На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя. Используют дидактические игры с игрушками.

В старшей группе занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети. Универсальный прием – слова «Молодец! Умница! У тебя отлично получается!». Это способствует появлению уверенности в своих силах, формирует самооценку.

В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация. Рассказы из опыта. Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной, игрушкой. В дальнейшем предлагаются конкретные, близкие темы. Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию. В старшем дошкольном возрасте тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы, предлагаются следующие виды рассказов:  Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе;  Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг;  Описательный рассказ на основе сравнения различных времен года;  Описательный рассказ о каком-нибудь времени года;  Описательный рассказ об отдельном явлении природы.

 Существуют различные варианты творческого рассказывания:

1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, а основные события придумывают дети.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется уже большая самостоятельность, т.к. план помечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

3. Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание.

4). Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания. Свободное сочинение или инициативная речь служит показателем речевого развития ребѐнка. Этому не учат специально, но способность к свободному сочинению подготавливается всей системой развития речи ребѐнка в детском саду и в домашних условиях. Обучение пересказыванию. Текстами для пересказывания могут быть: 1)сообщения бытового характера, которые воспитатель передаѐт детям, а они пересказывают (из личного опыта). 2)произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи. Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приѐмами, главным образом всевозможными вопросами. Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста: 1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы), 2) подсказывающий вопрос, 3) наводящий вопрос, 4) прямой вопрос, 5) цепь прямых вопросов (план), 6) вопросы поисковые, 7) вопросы – указания. Пересказыванию предшествует чтение данного текста. На занятиях с детьми третьего года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесѐнной воспитателем, подсказывающий вопрос). Стихотворение В. А. Жуковского «Котик и козлик» воспитатель предлагает пересказать его. Воспитатель. Там котик усатый по садику бродит... Кто бродит по садику? Котик усатый по садику бродит? Ребенок. Котик усатый по садику бродит. Воспитатель. А козлик рогатый за котиком ходит... Кто ходит за котиком? Козлик рогатый за котиком ходит? Ребенок. Козлик рогатый за котиком ходит. Обучение пересказыванию начинается с воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает запомнить последовательность появления героев, их действий при помощи наглядных схем или настольного театра. В случае затруднения воспитатель включается в процесс пересказывания, напоминает текс, а рассказчик повторяет за ним одно-два слова или целое предложение. Постепенно дети переходят к пересказыванию по вопросам. Вопросы должны быть направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц, напоминание текста песенок. Детям четвертого года жизни воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами. Если пересказывается текст, нужно, чтобы дети уже знали отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на вопросы воспитателя они могут отвечать цитатами из текста. Прямые вопросы воспитателя должны помогать им как можно полнее использовать словарь текста. Если дети забыли, воспитатель подсказывает. Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя». Воспитатель. Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Ребенок. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. Воспитатель. Сколько комнат было в медвежьем домике и какие? Ребенок. В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. (Если ребенок недосказал последнюю часть предложения, воспитатель задаст подсказывающий вопрос.) Воспитатель. В какую комнату вошла девочка сначала и что она там увидела? В средней группе решаются более сложные задачи: детей учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. После чтения проводится краткая беседа о прочитанном. Вопросы направлены на выявление понимания детьми содержания произведений. Если ребенок затрудняется в пересказывании, задаются дополнительные вопросы, им напоминаются фразы из текста, слова. Постепенно требования к пересказу возрастают – воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания. Выразительной передачи диалогов. Если ребенок пересказывает текс своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Его проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старание ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. Воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию вопросов, развивающих тему, т.е. составляет простой план пересказа. Сначала план может состоять всего из 2 – 3 вопросов. В дальнейшем должен усложняться. В старшей группе произведения для пересказа довольно больших размеров. Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы они восприняли суть произведения. Пересказывать его можно и по частям: воспитатель прочитывает небольшую законченную часть произведения, затем ставит серию вопросов, исчерпывающих ее содержание, и дети пересказывают данный отрывок. При этом воспитатель следит за тем, чтобы они правильно произносили слова и составляли предложения, а также выразительно передавали разговор действующих лиц. Например: сказку К. Д. Ушинского «Умей обождать» можно разделить для пересказа на такие части: I. Жили-были себе брат и сестра — петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох,— кричит петушок,— беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло. Какие вопросы можно задать по содержанию отрывка? Вопросы: 1. Какую ягоду стал клевать петушок в саду? Чего он не дождался? (Не дождался, пока ягода созреет.) 2. О чем курочка предупреждала братца? (Что надо подождать, пока смородина поспеет.) 3. Что заболело у петушка от зеленой смородины? 4. Как вылечила курочка петушка? II. Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разогрелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду, а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь». Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели. Воспитатель должен объяснить выражение «стала бить лихорадка» — «его знобило, потому что поднялась температура». Вопросы: 1. Почему разогрелся и вспотел петушок, зачем он побежал к ручью? Чего он не дождался? 2. О чем курочка его предупреждала? (Что нельзя пить холодную воду, разогревшись.) 3. Кто лечил петушка от простуды? Долго ли он проболел? III. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели. Вопросы: 1. Какой был лед на речке? Чего не дождался петушок? 2. О чем курочка предупреждала братца? (Что нельзя по тонкому льду кататься на коньках.) 3. Почему погиб петушок? Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, т.е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? Зачем? Для чего? как? Каким образом? Вопреки чему? Пересказывая содержание сказки «Умей обождать», дети смогут ответить на вопросы, подчеркивающие назидательный характер произведения: 1.Как относилась курочка к брату? 2.Правильные ли советы давала курочка? 3. Почему петушок не хотел обождать, пока смородина созреет?... пока не остынет, чтоб холодную воду пить без вреда? ... пока лед на речке не окрепнет, чтобы безопасно было кататься по нему? 4.Жалко вам петушка? 5.Нравится ли вам умная курочка? Детям шестого и седьмого года жизни воспитатель может помочь пересказывать художественные произведения, формулируя вопросы как указания, что за чем надо говорить, в каком порядке описывать предметы или излагать события. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого) можно дать такие указания: 1. Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Затем расскажи, как встретился он с другими зайцами на гумне и как стал хвастать. 2. Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал? 3. Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как заяц выручил ее из беды. При обучении пересказу воспитатель должен помнить и о том, чтобы дети, передавая диалогическую речь, учились изменять интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц. После пересказа этой сказки сам собой напрашивается такой поисковый вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?» Нужно, чтобы сначала дети ответили на этот вопрос кто как может. Потом воспитатель подытоживает все сказанное: «В трудную минуту заяц поступил очень храбро. Он на себя отвлек собак, сам подверг себя опасности, чтобы спасти другого — тетку ворону. Ему, наверное, было страшно, но он не струсил. Значит, заяц оказался храбрецом». Кто-либо из детей повторяет этот вывод.

 В подготовительной группе – занятие по пересказу текстов состоит из следующих частей: 1. Вводная беседа, которая настраивает на восприятие произведения (вопросы, рассматривание художественных иллюстраций) 2. Чтение литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста. Очень важно выразительно прочитать текст. 3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы тщательно продуманы. Данная часть занятия не должна быть длинной, достаточно 4-5 вопросов. 4. Повторное чтение литературного текста с установкой на запоминание и пересказ. 5. Пересказ произведения детьми. Строят грамматически правильно предложения, связно и последовательно передавать содержание. Если небольшой текст, то ребенок пересказывает его целиком. Более длинный рассказ – цепочкой. Если затрудняются – задаются вопросы. Дети привлекаются к оценке рассказов товарищей. Наглядное моделирование - инновационный метод развития речи. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Еще один наглядный метод развития монологической речи - коллажи. Применение коллажей побуждает детей называть признаки объектов, рассказать о них, запоминать тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.

Практическая часть.

Задание 1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы (т. е. подготовьтесь к совместному пересказу потешек в младшей группе): «Баюбаю-баиньки», «Кисонька-мурысонька», «Петушок» (потешки).

 Задание 2. Подготовьте подсказывающие вопросы (т. е. подготовьтесь к отраженному пересказыванию сказки детьми младшей группы): К.Чуковского «Цыпленок».

Задание 3. Подготовьте прямые и наводящие вопросы для обучения пересказу рассказа детей средней группы: «Поезд» Я. Тайца. (О чем говорится в рассказе? Как он начинается? О каком времени года говорится в рассказе? Почему вы думаете, что это было зимой? Как у детей получился поезд? Кто был машинистом? Кто - контролером? Кто - паровозом? А вы играли в такой поезд? какая словарная работа.

Задание 4. Подготовьте серии прямых вопросов к рассказу для детей старшей группы, разделив тексты произведений на смысловые отрывки Л. Толстой «Пожарные собаки». Почему собаки занимаются спасением людей? Почему Боб вынес не только девочку, но и куклу? Правильно поступили люди, когда начали смеяться? Как вы относитесь к такой собаке? Какие чувства вызывает рассказ? Кого в рассказе можно назвать смелым?

Задание 5. Подготовьте вопросы-указания к сказке «У страха глаза велики» для обучения пересказу детей шестого года жизни (Почему это произведение называется сказкой? Как вы поняли его название? О чем рассказывается в сказке? Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Какие у них были ведра? Какие звери им почудились? Что вам понравилось?) коллажи.

Задание 6. Подготовьте поисковые вопросы для обучения рассуждениям детей подготовительной группы, при пересказе М.Пришвина «Золотой луг». (что я вам прочитала? Почему вы думаете, что это рассказ? Почему луг назвали золотым? Почему вечером луг становился зеленым? О чем в нем говорится? Как автор назвал луг? С чем Пришвин сравнивает одуванчик? Экспресс-опрос итоговый:

 1. Что понимаете под термином «монологическая речь». Перечислите типы высказываний. (описание, повествование, рассуждение).

2. Виды занятий по обучению рассказыванию.

3. В чем состоит трудность усвоения монологической речи для ребенка?

4. Когда начинаются специальные занятия по развитию монологической речи? Каким типам монологической речи обучают детей?

5. Каковы основные приемы обучения детей монологической речи?

6. Как организуется обучение детей монологической речи в свободном речевом общении?

7. Как организовать помощь родителям в развитии у детей навыка монологической речи?

8.Что значит, для воспитателя овладеть методом обучения пересказыванию? (научиться формулировать вопросы по содержанию, применять методы активизации речи, уметь понимать смысл произведения, выделять главное в тексте, владеть навыками связной речи).

 9. Почему обучение пересказу способствует развитию монологической формы речи детей?

10. Как воспитатель осуществляет помощь детям при пересказе художественных произведений?

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" 

(Практическая часть) Правила игры: играющие по очереди бросают кубик и передвигают по игровому полю свою фишку на указанное на кубике число клеточек. Выигрывает тот, кто первым доберѐтся до финиша. Если играющий попадает на красную клеточку, то он должен ответить на один из вопросов, записанных на карточке красного цвета. Только в случае правильного ответа он сможет перейти по стрелочке на указанную клеточку. В случае неправильного ответа играющий пропускает один ход. Если играющий попадает на синюю или зелѐнную клеточку, то он должен ответить на вопросы, написанные, на синей или зелѐной карточке с соответствующим номером. Если ответ дан правильно, играющий продолжает путь по основному полю. Если ответ не верен, то играющий пропускает один ход. Перед повторным вступлением в игру он зачитывает по карточке правильный ответ. Материал: игровое поле, фишки (по количеству играющих), кубик с делениями от 1 до 6, карточки с вопросами (3 набора).

 Вопросы Красные карточки Теоретические задания.

1. Что изучает синтаксис? (Cловосочетания и предложения).

 2. Что такое морфология? (Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи).

 3. Отличие терминов формообразование (словоизменение) и словообразование (При формообразовании возникают только разные формы одного и того же слова, т.е. меняется окончание; при словообразовании создаются новые слова).

 4. Что такое словообразование? (Это раздел языкознания, изучающий строение и способы образования слов)

5. Что такое словоизменение? (Это раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же слова).

 6. Что означает слово аграмматизм? (Ошибки, допущенные при согласовании слов).

7. Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлѐнность – неодушевлѐнность)

8. Перечислить грамматические значения падежа. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). 9.Перечислить грамматическое значение рода. (Женский, мужской, средний). 10. Перечислить грамматическое значение числа. (Единственное, множественное).

11. Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

 12. Что такое существительное? (Самостоятельная часть речи, выражающая предметность и отвечающая на вопросы кто?, что?).

13. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой?, чей?).

14. Что обозначают качественные прилагательные? (Обозначают свойство самого предмета, безотносительно к другим предметам).

15. Что выражают относительные прилагательные? (Выражают признак через отношение к людям, предметам, действиям, месту…).

16. Что характеризуют притяжательные прилагательные? (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).

17. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?).

18. Перечислить наклонение глагола, привести примеры  Изъявительное – обозначает действие, которое имеет место, имело место, будет иметь, место в действительности рисует, рисовал, будет рисовать.  Сослагательное – обозначает действие, которое возможно, при каких либо условиях нарисовал бы.  Повелительное – выражает побуждение в форме просьбы, приказа, пожелания, совета рисуй.

19. Перечислить время глагола, привести примеры. (Прошедшее, настоящее, будущее).

20. Что такое простое и сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? (Простые предложения состоят из одной грамматической основы; Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинѐнные и сложноподчинѐнные).

 Синие карточки- Все задания связаны со знанием педагогами программы по разделу ―Грамматический строй речи‖. Педагоги должны, определить для какого возраста детей соответствует данная задача.

1. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже. (с 3 до 4 лет)

 2. Умение составлять предложения разных типов. (с 4 до7 лет)

3. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около. (с 6 до7 лет).

4. Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (с 3 до 4 лет).

 5. Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении. (с 4 до 5 лет). 6. Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

7. Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов. (с 6 до 7 лет).

 8. Умение образовывать название детѐнышей животных (домашних и диких). (с 5 до 6 лет).

9. Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. (с 3 до 4 лет).

10. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 3 до 4 лет).

11. Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. (с 4 до 5 лет).

12. Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около.(с 4 до 5 лет).

13. Умение правильно согласовывать слова в предложении. ( с 4 до 5 лет).

 14. Умение соотносить названия животных и их детѐнышей, образовывать названия детѐнышей в единственном и множественном числе. (с 4 до 5 лет). 15. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 5 до 6 лет).

16. Умение образовывать прилагательные от существительных. (с 6 до 7 лет). 17. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

18. Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число). (с 3 до 4 лет).

 19. Умение образовывать названия животных и их детѐнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительноласкательные суффиксы. (с 3 до 4 лет).

20. Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание. (с 4 до 5 лет).

Зелѐные карточки Практические задания Придумать задание к задаче

 1. Уточнить и активизировать словарный запас по теме ―Овощи‖.

 2. Активизировать глагольный словарь.

3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Учить составлению трѐхсловных предложений.

 5. Согласовывать числительные ОДИН, ОДНА с существительными.

6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом.

 7. Составить предложения с предлогом НА.

8. Согласовывать существительные с числительными ДВА, ДВЕ.

9. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме ―Домашние животные‖.

 10. Образовать существительные в единственном числе, в дательном падеже. 11. Согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.

12. Уточнить активизацию словаря по теме ―Фрукты‖.

13. Образовать существительные в форме творительного падежа, в единственном числе.

14. Образовать существительные в предложном падеже, в единственном числе с предлогом О.

15. Составить предложения с предлогом ЗА.

16. Подбор прилагательных к существительному и наоборот.

17.Составить предложения с предлогами В, НА, ПОД.

 18. Подбор нескольких определений к существительному по схеме.

 19. Согласовывать прилагательные и существительные по роду.

 20. Расширять и активизировать словарь по теме ―Дикие животные‖. Рекомендации:

1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

2. Использовать создание проблемных ситуаций в НОД и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

 3. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

4. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

5. Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.

6. Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной монологической речи.

7. Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

 8. Стимулировать обращение ребѐнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

9. Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.

10. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

11. Организовывать игры-драматизации по литературным произведениям.

12. Вести систематическую работу с родителями по организации эффективного общения с ребенком, удовлетворению его любознательности. 13. Побуждать родителей создавать условия для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики рук, для организации совместных игр взрослого и ребенка, для чтения художественной литературы, разучивания стихов.

14. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....