Практикум для педагогов
учебно-методический материал по развитию речи

Смыслова Надежда Дмитриевна

Педагогический семинар-практикум

«Составление рассказа по картинке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический семинар-практикум

«Составление рассказа по картинке»

ПОДГОТОВКА: за 2-3 недели до семинара даются для ознакомления материалы по заявленной теме.

•Учет возрастных особенностей детей при работе с картинкой.

•Виды занятий по картинкам.

•Приемы работы с сюжетными картинками.

Организационный момент

Введение в тему. Этапы формирования связной речи

Анализируя ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов, можно не только определить составные части связной речи, но и этапы ее формирования.

Подготовительный – расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.

Формирование навыка или обучение составлению рассказов:

- накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;

- работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;

- составление плана рассказа;

- составление рассказа;

- исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.

Самостоятельная речь – умение составлять рассказ без помощи взрослого.

Теоретическая справка.

Виды образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Задачи работы воспитателя по обучению составления рассказа

по сюжетным картинам

1) учить детей правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) учить составлять связный рассказ по картине;

4) активизировать и расширять словарный запас у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Практические задания

Педагоги делятся на 3 группы. Каждая группа получает фрагмент конспекта занятия (картинки выставляются на стенд). Ознакомившись с ним, педагоги должны сказать, какие ошибки были допущены воспитателем, и предложить свой вариант.

Вариант 1. Фрагмент конспекта занятия по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).

Почему у месяца нет платья (сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.

- Видно, я ошибся, – говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, – сказал портной.

В третий раз месяц пришел к портному.

Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, в двое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья.

* * *

Воспитатель. Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья». Посмотрите, какие я принесла вам картинки, иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребенка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее.) А теперь перескажем сказку.

Дети выполняют задание.

После того как ребенок закончил, исправляет его ошибки: «Надо было сказать…».

Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ?

Дети отвечают.

Вариант 2. Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).

Воспитатель. На занятии по изобразительной деятельности (или по рисованию) мы рассматривали матрешку. Вспомните, что особенного в этой игрушке? (Ставит на стол матрешку.)

Дети. Она раскладывается, внутри есть еще матрешки.

Воспитатель. Да, это игрушка с секретом. Стоит одна игрушка, а в ней спряталось еще несколько. (Показывает на матрешке.) Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, а называется он «Старший товарищ». (Выставляет картинки по порядку.) Давайте рассмотрим, что на них нарисовано.

Дети. Мальчик не дает девочке матрешку. Другой мальчик на них смотрит, потом берет матрешку. Раскрыл ее, а там еще одна матрешка. Он ее девочке показал.

У всех детей стало по матрешке. Мальчик и девочка сели играть, а другой мальчик стоял с матрешкой.

Воспитатель. Давайте дадим детям имена, чтобы удобнее рассказывать. Кто хочет составить рассказ по картинкам?

Спрашивает 3-4 детей, по ходу ответа делает замечания, исправляет ошибки.

Вариант 3. Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).

Воспитатель. Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Выставляет на доску.) Какое здесь время года?

Дети отвечают.

Какие признаки зимы вы знаете?

Дети. Холодно, идет снег, деревья голые.

Воспитатель. Каких птиц кормят дети?

Дети. Воробья, синичку, ворону.

Воспитатель. Какие еще птицы могут прилететь к кормушке?

Дети. Снегири, галки, голуби.

Воспитатель. Чем дети кормят птиц?

Дети. Крошками.

Воспитатель. Чем еще можно кормить птиц?

Дети. Хлебом, семечками, крупой.

Воспитатель. Почему надо кормить птиц зимой?

Дети. Им холодно и голодно.

Воспитатель. Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.

Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть: прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.

Воспитатель. Послушаем ваши рассказы.

Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца.

На обсуждение задания группам отводится по 10- 15 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.

Подведение итога: составление памятки воспитателю.

Возможные ошибки

Вариант 1

 Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил ее содержание.

  Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.

  Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображенные на них.

  Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по завершении работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?

  Порядок опроса детей: сначала «слабые» дети по цепочке, в заключение – «сильный» ребенок полностью. Сначала «сильный» ребенок дает образец пересказа, за ним несколько «слабых» детей, в заключение – «сильный ребенок».

  Не был подведен итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?

Вариант 2

 Матрешка не является героем, определяющим смысл рассказа, поэтому вспомнить о свойствах этой игрушки надо было после рассматривания картинки.

 У каждой картинки есть название. Нужно было обратить на это внимание и обсудить, почему они названы именно так, объяснить слово «фокус».

 Обсудить название рассказа. Выяснить: кто же из детей «старший товарищ».

 При рассматривании картинок следовало обратить внимание на выражение лиц детей, описать их эмоциональное состояние.

 С именами детей нужно было определиться еще при описании каждой картинки в отдельности.

 В предложениях не отражены причинно-следственные связи.

 Воспитатель не предложил детям образец рассказа.

 Заранее не продумал порядок опроса детей.

 Не подвел итог. Не использовал воспитательный потенциал картинки.

Вариант 3

 Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по ее содержанию.

 Не продуманы вопросы.

 Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.

 От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.

 Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей: много непонятных слов и оборотов, слов сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия, как образец, к которому надо стремиться.

 Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и исправляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце «сильный» ребенок может составить рассказ.

Модели для обучения детей составлению рассказов по картине

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

а) Модель «Птичка»: На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

б) Модель «Круг»: Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых обозначает начало, основную часть и конец рассказа.

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.

а) Модель «Ладошка»: На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый... Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель «Солнышко»: На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя. (автор - О.Ушакова)

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Список использованной литературы:

Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. М., 2005.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Косинова Е. Гимнастика для развития речи. М., 2003.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1982.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб., 2005.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.



Памятка воспитателю по работе

над составлением рассказа по картинке

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее – в их причинном и логическом взаимоотношении.

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...