Развитие речи
план-конспект урока по развитию речи (младшая группа)

Цындрина Наталья Андреевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Конспект

        итоговой непосредственно образовательной  деятельности по развитию речи в младшей группе «Б»

                                                                          по теме «Как дети Маше помогли».

Составлен

воспитателем

Цындриной Н.А.

с Левокумское

2017г.

 Организация итоговой непосредственно образовательной  деятельности по развитию речи в младшей группе «Б»

                                                                                     по теме «Как дети Маше помогли».

     

Автор конспекта НОД: Цындрина Наталья Андреевна, воспитатель, высшая квалификационная категория,

МКДОУ «ЦРР - детский сад № 22».

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое  развитие»:                                                                                                                                        

-  развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;                                                                                                                                -  способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления конструктивных и творческих;                                           - упражнять в умении отвечать на вопросы громко, четко, полным предложением.                                                                                                      Задачи ОО в интеграции.

«Познавательноеразвитие»                                                                                                                                                                                                   - 

- закреплять знания детей о свойствах дерева, резины, пластмассы, упражнять в классификации предметов по этим признакам;                         - закрепить умение детей различать и называть предметы одежды, классифицировать ее по сезонам – осенняя, летняя.

«Социально – коммуникативное развитие»:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать навыки речевого общения друг с другом;

-  воспитывать навык культуры поведения;

- воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.

 «Физическое развитие»:                                                                                                                                                                                                                   - закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Предпосылки учебной деятельности: развивать любознательность, внимание, дисциплинированность

Развивающая среда для педагога: игрушки: матрешка, мяч, кубик, медвежонок, карандаш; картинки домашних и диких животных; муляжи фруктов и овощей; конверт с письмом, красивая коробочка.

Развивающая среда для детей: корзинки: красная и оранжевая, мешочек, воздушные шарики. 

      Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

  1. Организационный момент

Воспитатель.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

                           Дети стоят в кругу

                 Здравствуй, небо! (руки вверх)

Здравствуй, солнце! (руки перед собой, обвести круг)

                 Здравствуй, земля! (присесть, дотронуться до пола)

                 Здравствуйте, все мои, друзья! (берутся за руки)

Мотивационный игровой момент: (в это время стук в дверь).

 Воспитатель (шепотом, интригующе).                                                                                Кто там? Пойду, посмотрю (за дверью стоит сундук.)

Ребята, у двери нашла сундучок, а на нем еще и письмо.

Хотите, узнать от кого оно? (читает письмо)

Дорогие ребята! Пишет вам Маша. Хочу попросить вас, помочь мне справиться с заданиями, которые задал мне мишка.

Поможем, ребята, Маше?

Да, но вот беда! Сундучок закрыт на замок.                                                         Чтобы нам его открыть, необходимо сказать:

                   Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок (пальцы, соединены в «замок»)

Кто его открыть бы смог.                                                                  Покрутили (круговые движения рук),                                                                                                             Постучали  (постукивания ладошками),                                                                                                        Потянули (вытягивания пальцев).                                                           Воспитатель. Вот, мы и открыли сундучок.                                              

«Речевое развитие»

 

«Познавательное развитие»

   

Коммуникативный         вид деятельности.

групповая

проявляют инициативу и самостоятельность в общении

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

 Воспитатель. Открываем сундук, а там много игрушек и все они разные.                                                                                                           Задание: разложить в три обруча предметы и игрушки: резиновые, деревянные,пластмассовые.                                                                                           Назовите все деревянные, резиновые, пластмассовые предметы и игрушки.

Воспитатель. Ребята, давайте, вспомним стихи об игрушках.

(Дети читают стихи А. Барто «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», «Мяч»).

Давайте, немного отдохнем и попрыгаем, как мячики.

Физминутка «Мой веселый, звонкий мяч».

Мой веселый, звонкий мяч (прыжки на месте, с проговариванием текста)                                                                                   Ты, куда пустился вскачь.                                                                    Красный, желтый, голубой                                                                                      Не угнаться за тобой.

Воспитатель. Посмотрим, какое задание следующее.                                               Здесь мешочек, а в нем и задание: разложить по корзинкам овощи и фрукты. В красную корзинку – фрукты, в оранжевую – овощи.  Назовите, какие овощи сложили в корзинку? А какие фрукты?

Воспитатель. Ребята, в какое время года собирают урожай овощей и фруктов? Как изменилась погода с приходом осени? Как стали одеваться люди? А вот и следующее задание:                                                                  

Имитационная игра «Соберемся на прогулку» (классификация одежды: летняя и осенняя).

Воспитатель. Посмотрю я в сундучок. Вот нашла картинки животных, вот только они перепутались. Помогите им найти свои дома (на столе стоят домик и деревья).                                                                                      Назовите всех животных, которые поставили около домика. Как они называются? Каких животных поставили к деревьям? Как назовем этих животных? У всех животных свои дома.                                                       Давайте покажем, какие дома у медведя и зайчика.                      

Динамическая пауза                                                                                           У медведя дом большой ( ходьба на носочках, руки вверх),                                                                                    а у зайки маленький (ходьба в присядку).                                                                                         Вот медведь идет домой (ходьба вперевалочку),                                                                                            а за ним и заинька (прыжки на двух ногах).                                         Сюрпризный момент.                                                                                                Ребята, посмотрите, в сундучке осталась вот такая красивая коробочка.  Откроем и посмотрим, что в ней. Да, здесь воздушные разноцветные шары. Это подарок от Маши за помощь.

«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»  

«Речевое развитие» 

 

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

фронтальная

фронтальная

групповая

фронтальная

групповая

        

фронтальная

групповая

активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;

хорошо развита память и воображение,которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

 владеют разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

у детей развита ориентировка в пространстве            

способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель. А какой добрый поступок мы сегодня совершили?

 Молодцы! Вы были дружны, активны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится!

«Речевое развитие»,

 «Познавательное  развитие»,

Коммуникативная деятельность.

групповая

могут выражать свои мысли и желания;

 могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.



Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 22»

      ЛЕВОКУМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                   02-09

                           Проект по речевому развитию    

«Развитие связной речи средствами художественной литературы

              в подготовительной группе           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан

                                                                                                  воспитателем

                                                                                                Цындриной Н.А.                 

                                                                                 

  с. Левокумское

           2022 год

Актуальность

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи

1. Формировать интерес к художественной литературе.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Формы и методы работы

Методы работы:

словесный метод;

наглядный метод;

практический метод.

Формы работы:

- НОД;

– чтение художественной литературы;

– театрализованная деятельность и праздники;

– игры;

– разные формы бесед;

– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

– экскурсии;

– взаимодействие с семьей.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Период выполнения проекта

Краткосрочный: 11.02.22 -27.02.22 г.

Вид проекта: познавательно -речевой, творческий.

Прогнозируемый результат

1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Участвуют в театрализованных постановках сказок.

3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

План реализации проекта

1-й этап – организационно-подготовительный 

1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.

2. Подобрать и изучить методическую литературу.

3. Составить план по реализации проекта.

4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.

5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

6. Создание картотеки игр на развитие связной речи.

2-й этап – практический

Беседы:

1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.

2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии.

3. Беседа по сказке «Василиса Прекрасная» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.

4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», беседа по сказке .

5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.

6. «Беседа о творчестве П. Ершова. Чтение сказки  «Конек- Горбунок».

7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.

2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.

3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.

4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь » - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.

5 .Заучивание стихотворения А. Фета «Что за вечер…» (в сокр.); - развивать память и речь детей.

6. Пересказывание Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка»,- формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

7. Чтение сказки А. Ремезова «Хлебный голос» - совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложении

8. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.

9. Произведения Н. Носова – закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.

10. Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.

11. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.

12. Пересказ рассказа М. Пришвина «Курица на столбах» - формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.

Творческие работы

 1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

2. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.

3. Лепка лягушки по русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела лягушки , передавать мелкие детали. 

Дидактические игры

1. «Кто больше слов скажет» – называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.   

     2. «Кто заблудился?» – образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам

     3. «Придумай рассказ» – учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

      Развлечение

 Театрализованная постановка русской народной сказки «Рукавичка» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.

Работа с родителями

1. Консультации

– «Первые книги ребёнка»;

– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

– «Рецепты составления домашней библиотеки»;

– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

3-й этап – заключительный

1. КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировался интерес к художественной литературе.

2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).

3. Расширился и активизировался словарный запас детей.

4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.

5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.

6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.

7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.

8. Дети с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок.

9. Воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.

10. Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.

11. Сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

12. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

У родителей:

Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в течение месяца. Пополню библиотеку в группе интересными книгами с яркими иллюстрациями, в уголок ряженья добавлю маски и костюмы героев сказок. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения методических рекомендаций современных авторов по моей теме.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.

6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.

7. .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...