Развитие речи
план-конспект урока по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект
итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе «Б»
по теме «Как дети Маше помогли».
Составлен
воспитателем
Цындриной Н.А.
с Левокумское
2017г.
Организация итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе «Б»
по теме «Как дети Маше помогли».
Автор конспекта НОД: Цындрина Наталья Андреевна, воспитатель, высшая квалификационная категория,
МКДОУ «ЦРР - детский сад № 22».
(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)
Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие»:
- развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; - способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления конструктивных и творческих; - упражнять в умении отвечать на вопросы громко, четко, полным предложением. Задачи ОО в интеграции.
«Познавательноеразвитие» -
- закреплять знания детей о свойствах дерева, резины, пластмассы, упражнять в классификации предметов по этим признакам; - закрепить умение детей различать и называть предметы одежды, классифицировать ее по сезонам – осенняя, летняя.
«Социально – коммуникативное развитие»:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения друг с другом;
- воспитывать навык культуры поведения;
- воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.
«Физическое развитие»: - закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Предпосылки учебной деятельности: развивать любознательность, внимание, дисциплинированность
Развивающая среда для педагога: игрушки: матрешка, мяч, кубик, медвежонок, карандаш; картинки домашних и диких животных; муляжи фруктов и овощей; конверт с письмом, красивая коробочка.
Развивающая среда для детей: корзинки: красная и оранжевая, мешочек, воздушные шарики.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети стоят в кругу Здравствуй, небо! (руки вверх) Здравствуй, солнце! (руки перед собой, обвести круг) Здравствуй, земля! (присесть, дотронуться до пола) Здравствуйте, все мои, друзья! (берутся за руки) Мотивационный игровой момент: (в это время стук в дверь). Воспитатель (шепотом, интригующе). Кто там? Пойду, посмотрю (за дверью стоит сундук.) Ребята, у двери нашла сундучок, а на нем еще и письмо. Хотите, узнать от кого оно? (читает письмо) Дорогие ребята! Пишет вам Маша. Хочу попросить вас, помочь мне справиться с заданиями, которые задал мне мишка. Поможем, ребята, Маше? Да, но вот беда! Сундучок закрыт на замок. Чтобы нам его открыть, необходимо сказать: Пальчиковая гимнастика «Замок» На двери висит замок (пальцы, соединены в «замок») Кто его открыть бы смог. Покрутили (круговые движения рук), Постучали (постукивания ладошками), Потянули (вытягивания пальцев). Воспитатель. Вот, мы и открыли сундучок. | «Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
Коммуникативный вид деятельности. | групповая | проявляют инициативу и самостоятельность в общении активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель. Открываем сундук, а там много игрушек и все они разные. Задание: разложить в три обруча предметы и игрушки: резиновые, деревянные,пластмассовые. Назовите все деревянные, резиновые, пластмассовые предметы и игрушки. Воспитатель. Ребята, давайте, вспомним стихи об игрушках. (Дети читают стихи А. Барто «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», «Мяч»). Давайте, немного отдохнем и попрыгаем, как мячики. Физминутка «Мой веселый, звонкий мяч». Мой веселый, звонкий мяч (прыжки на месте, с проговариванием текста) Ты, куда пустился вскачь. Красный, желтый, голубой Не угнаться за тобой. Воспитатель. Посмотрим, какое задание следующее. Здесь мешочек, а в нем и задание: разложить по корзинкам овощи и фрукты. В красную корзинку – фрукты, в оранжевую – овощи. Назовите, какие овощи сложили в корзинку? А какие фрукты? Воспитатель. Ребята, в какое время года собирают урожай овощей и фруктов? Как изменилась погода с приходом осени? Как стали одеваться люди? А вот и следующее задание: Имитационная игра «Соберемся на прогулку» (классификация одежды: летняя и осенняя). Воспитатель. Посмотрю я в сундучок. Вот нашла картинки животных, вот только они перепутались. Помогите им найти свои дома (на столе стоят домик и деревья). Назовите всех животных, которые поставили около домика. Как они называются? Каких животных поставили к деревьям? Как назовем этих животных? У всех животных свои дома. Давайте покажем, какие дома у медведя и зайчика. Динамическая пауза У медведя дом большой ( ходьба на носочках, руки вверх), а у зайки маленький (ходьба в присядку). Вот медведь идет домой (ходьба вперевалочку), а за ним и заинька (прыжки на двух ногах). Сюрпризный момент. Ребята, посмотрите, в сундучке осталась вот такая красивая коробочка. Откроем и посмотрим, что в ней. Да, здесь воздушные разноцветные шары. Это подарок от Маши за помощь. | «Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие»
«Физическое развитие» «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» | фронтальная фронтальная групповая фронтальная групповая
фронтальная групповая | активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх; хорошо развита память и воображение,которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеют разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; у детей развита ориентировка в пространстве способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель. А какой добрый поступок мы сегодня совершили? Молодцы! Вы были дружны, активны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится! | «Речевое развитие», «Познавательное развитие», Коммуникативная деятельность. | групповая | могут выражать свои мысли и желания; могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
02-09
Проект по речевому развитию
«Развитие связной речи средствами художественной литературы
в подготовительной группе
Разработан
воспитателем
Цындриной Н.А.
с. Левокумское
2022 год
Актуальность
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Формы и методы работы
Методы работы:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод.
Формы работы:
- НОД;
– чтение художественной литературы;
– театрализованная деятельность и праздники;
– игры;
– разные формы бесед;
– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
– экскурсии;
– взаимодействие с семьей.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Период выполнения проекта
Краткосрочный: 11.02.22 -27.02.22 г.
Вид проекта: познавательно -речевой, творческий.
Прогнозируемый результат
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участвуют в театрализованных постановках сказок.
3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
План реализации проекта
1-й этап – организационно-подготовительный
1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.
2. Подобрать и изучить методическую литературу.
3. Составить план по реализации проекта.
4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.
5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.
6. Создание картотеки игр на развитие связной речи.
2-й этап – практический
Беседы:
1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.
2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии.
3. Беседа по сказке «Василиса Прекрасная» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.
4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», беседа по сказке .
5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.
6. «Беседа о творчестве П. Ершова. Чтение сказки «Конек- Горбунок».
7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.
2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.
3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.
4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь » - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.
5 .Заучивание стихотворения А. Фета «Что за вечер…» (в сокр.); - развивать память и речь детей.
6. Пересказывание Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка»,- формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
7. Чтение сказки А. Ремезова «Хлебный голос» - совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложении
8. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
9. Произведения Н. Носова – закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.
10. Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.
11. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.
12. Пересказ рассказа М. Пришвина «Курица на столбах» - формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.
Творческие работы
1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.
2. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.
3. Лепка лягушки по русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела лягушки , передавать мелкие детали.
Дидактические игры
1. «Кто больше слов скажет» – называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
2. «Кто заблудился?» – образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам
3. «Придумай рассказ» – учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
Развлечение
Театрализованная постановка русской народной сказки «Рукавичка» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
Работа с родителями
1. Консультации
– «Первые книги ребёнка»;
– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;
– «Рецепты составления домашней библиотеки»;
– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.
3-й этап – заключительный
1. КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
1. Сформировался интерес к художественной литературе.
2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).
3. Расширился и активизировался словарный запас детей.
4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.
5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.
6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.
7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
8. Дети с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок.
9. Воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.
10. Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.
11. Сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
12. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
У родителей:
Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в течение месяца. Пополню библиотеку в группе интересными книгами с яркими иллюстрациями, в уголок ряженья добавлю маски и костюмы героев сказок. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения методических рекомендаций современных авторов по моей теме.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.
6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.
7. .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...