Самообразование воспитателя по теме"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Марущак Лариса Александровна

          Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_razvitie_svyaznoy_rechi.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

2022-2023г

Автор: Марущак  Лариса Александровна

воспитатель МБДОУ «Ашкаульский детский сад» 

 

Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

          Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

          Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.

          Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден. 

          Присутствует  средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует. 

          По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной. 

          Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. 
          
Задачи: 

         – изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
– создать условий для работы с детьми в этом направлении;
– внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников. 

          Ожидаемые результаты:

  1. Повышение своего профессионального уровня по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
  2. Создание картотек: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!» (речевые игры).
  3. Устойчивый интерес детей к составлению рассказов по картине и серии картинок.
  4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.

 

План направленности действий и содержание работы

 

Дата

Воспитатель

Воспитанники

Родители

сентябрь

– Постановка проблемы.

– Определение цели и задач над темой.

– Подбор и изучение литературы  по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

– Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме. 

Мониторинг  уровня  развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа).

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Создание картотеки «Картины для составления рассказов»:

– «Кошка с котятами»,

– «Ежи»,

– «Купание медвежат»,

– «Верблюды» и др.

Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами».

Задачи: 

– формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

 – упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов.

Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»:

– внимательно рассматривать картину; 

– рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);

– составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

– подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов.  

– Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»;

– Игра «Что умеет делать кошка».

Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи»

Памятка «В игры играем – речь развиваем» 

ноябрь

Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»:

– «Как Миша варежку потерял»,

– «Медвежонок на прогулке».

– «Как подружки котёнка спасли»,

– «Девочка и ёж».

Составление с детьми рассказов по картине «Ежи».

Задачи:

– формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;

– упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему;

– воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

– развивать внимание, память.

Составление рассказов по картине «Ежи»:

– внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

– рассуждать над её содержанием;

– составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; 

– внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;

– оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 

 

– Игра-разминка «Осень».

Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину»

«Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей»

декабрь

Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял».

Задачи:

– формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

– упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие;

– развивать память, внимание.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»:

– составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

– подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие;

– выделять «зимние» слова.

– Игра «Послушай и запомни;

– Игра «Отгадай задуманное слово».

Папка – передвижка

«Составляем рассказы по картинке»

Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки»

январь

Создание презентации «Серии сюжетных картинок  для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке».

Задачи:

– формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

– составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

 – упражнять в подборе слов близких по значению;

– воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; – Развивать внимание память.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»:

– составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

– составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

– подбирать слова близкие по значению;

– внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. 

– Отгадывание кроссворда;

Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

февраль

Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».

Задачи:

– продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); 

– формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

– воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»:

– внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

– выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

– составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

– слушать друг друга, не перебивая.

– Упражнение «Соедини по точкам»;

– Игра «Предложения в шкатулке».

Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию».

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

(речевые игры).

март

Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат».

Задачи:

– Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

– формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; 

– упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных; 

– воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Составление рассказов по картине «Купание медвежат»:

– внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

– рассуждать над её содержанием;

– составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;

– подбирать слова, близкие по значению; 

– слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

– Игра «Умное эхо».

Гостиная «Заботливые родители – хорошие успехи».

Памятка «И снова поиграем!».

апрель

Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками»

Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

Задачи:

– продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её;

– формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;

– побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; 

-упражнять в подборе слов на заданную тему; – воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; 

– договариваться и приходить к общему мнению.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»:

– отгадывать загадки, аргументируя свой ответ;

– внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; 

– составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; 

– придумывать окончание рассказа; – подбирать слова на заданную тему;

– выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

– Отгадывание загадок;

– Игра «Доскажи словечко».

Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха»

май

Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. 

Задачи:

– продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;

– формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. 

– воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине:

– внимательно рассматривать картину;

– рассуждать над её содержанием; 

– составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; 

– слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

– Игра «Опиши предмет».

Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»

        

          Формы отчёта.

– Презентация опыта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» на педсовете.

– Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» 

– Картотеки: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!»

 

          Методическая литература.

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. 
  2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
  3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
  4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000 
  5. Методические советы к программе «Детство»;
  6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
  7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
  8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
  9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. 
  10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;
  11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
  12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
  13. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. 
  14. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера»,2004. 

 

          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экс...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...