Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи

Кутузова Светлана Васильевна

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx236.72 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-22.userapi.com/c857320/v857320614/f00e4/HhJ5V4VRwgU.jpg

"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

      Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Так что же такое пальчиковые игры? По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микро пространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)

Ну а к дому путь закрыт.

(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.

«Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.)

Ветер листики считал:

вот дубовый,

(Поочередно загибают пальцы на руке.)

вот кленовый,

вот рябиновый резной,

вот с берёзки – золотой,

вот последний лист с осинки

ветер бросил на тропинку.

(Встряхивают кистями рук.)

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх.)

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца._

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)

 Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.        

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

«Мышка»

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

«Апельсин»

Мы делили апельсин!

(Кулачок- «апельсин» перед собой.)

Много нас,   

(Левая рука растопырена — это «мы».)

А он один.    

(Взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят,       

(Отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят,      

(Отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа,  

(Отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа,

(Отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра,  

(Отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура!  

(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!    

(Руки прячем за спину.)

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,             (Ладони соединить лодочкой.)

Он плывет издалека.                   (Волнообразные движения руками.)

На кораблике четыре                 (Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.                 (Сложить обе ладони к макушке.)

У них длинные хвосты.                (Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.     (Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,  

(Сложенными вместе  ладонями изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.        

(Грозят пальчиком.)

Рыбка, рыбка, озорница,                        

Мы хотим тебя поймать.         

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,        

(Снова изображают,  как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.         

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,                              

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

«Семья»

  Этот пальчик- дедушка,

  Этот пальчик- бабушка,

  Этот пальчик – папочка,

  Этот пальчик-  мамочка,

  Этот пальчик - наш малыш.

  (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, пять

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

 Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(разгибают пальчики по одному, начиная с мизинца)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

«Поможем маме»

Дружно помогаем маме,

(сжимаем обе ладошки в замок в замок)

Мы белье полощем сами.

(Встряхиваем кисти рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

((Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца)

Потянулись, наклонились.

( Встряхиваем руки)

Хорошо мы потрудились.

(Потираем ладошки)

«Дружба»

Дружат в нашей группе

(Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим

(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.

«Капуста.»

Мы капусту рубим,

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы морковку трем,

( Трут ладони друг об друга.)

Мы капусту солим,

(Указательный и средний палец трутся о большой.)

Мы капусту жмем.

 (Хватательные движения обеими руками.)

Мы капусту нарубили,

( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Перетерли,

 ( Трут ладони друг об друга.)

Посолили,

 ( Указательный и средний палец трутся о большой.)

И набили плотно в кадку

 ( Удары обеими руками по столу.)

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.

(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,

( загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем

(пальчики «шагают» по столу).

Все теперь у нас в порядке)

( Отряхивают руками.)

«Одежда»

В понедельник я кроила, 

(загибают по одному пальцу)

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

Подготовила воспитатель :Кутузова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Практически в каждой группе любого детского сада есть дети, которых зачисляют в ранг "трудных". К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревжные и замкнутые. Такие ребята нуждатся в особ...

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Используя в работе упражнения, игры на релаксаци, на развитие коммуникации у детей, пришла к выводу, что такие игры решают разные задачи. Решила составить картотеку для удобства, в зависимсти от того,...

Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: формирование у детей 5-7 лет умения синхронизировать движения с речью по показу педагога и самостоятельно придумывать логоритмические движения на текст и музыку по теме «Зима»Ожидаем...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: формирование у детей 5-7 лет умения синхронизировать движения с речью по показу педагога и самостоятельно придумывать логоритмические движения на текст и музыку по теме «Зима»Ожидаем...

Картотека пальчиковой гимнастики по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

Картотека рекомендована к использованию воспитателям, учителям - логопедам, родителям детей старшего дошкольного возраста....