Мастер –класс для педагогов « Игры с мячом направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»
методическая разработка по развитию речи

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Янтарик» МО Янтарный городской округ

Мастер –класс для педагогов

« Игры с мячом направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»

Подготовила: воспитатель

 Романова Е.А.

2023г.

Мастер-класс «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»

Обогащение словаря дошкольника- процесс долгий, требующий концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интереснее возможно. Надо только взять в руки веселый, яркий, звонкий мяч- и обучение превратиться в увлекательную игру.

Цель мастер класса:  Ознакомить педагогов с техникой  игр направленных на обобщение и расширение словарного запаса детей. Развитие речи,  а так же снятие напряжения,  негативных эмоциональных переживаний , развитие творческого мышления и сплочение групп.

Задачи:                                                                                                                                                              - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике     игровых упражнений с дошкольниками  на обобщение и расширение словарного запаса детей;

- вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим обобщению и расширению словарного запаса детей;

- развивать творческую активность педагогического коллектива.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые  педагогами .Речевые игры с помощью мяча создают необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков, являются одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние нарасширение словарного запаса детей.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Ведущий: «Я прошу всех педагогов встать в круг. Прошу поднять правую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи! Прошу всех занять свои места. Сегодня у нас мастер - класс по теме: «Игры с мячом направленные на  обобщение и расширение словарного запаса".

2. Практическая часть.

2.1 Настрой

Первый этап

Установление эмоционального контакта, приветствия.

Игра «Как тебя зовут?» Цель: знакомство друг с другом.

Ведущий просит встать участников в круг. Бросает мяч участнику и спрашивает как его зовут, участник называет свое имя и бросает мяч назад. После знакомства участники берутся за руки и говорят слова: « Будем крепко мы дружить , нашей дружбой дорожить».

2. Второй этап.

-Игры направленные на расширение словарного запаса детей.

« Мяч бросай и слова называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Ведущий  называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому участнику. Участник, возвращая мяч , должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

( овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.д)

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

-Игры направленные на образование существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом.

Игра с мячом «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч участнику, называет первое слово (например, шар), а участник, возвращая мяч ведущему; называет второе слово (шарик).

- Образование относительных прилагательных.

Игра «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры. Ведущий  бросая мяч участнику, говорит: «Сапоги из кожи», а участник, возвращая мяч ведущему, отвечает: «Кожаные». Ведущий: Рукавички из меха... Участник:  Меховые (Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная). Можно предложить участникам составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

Можно еще играть в дидактические игры:

«Горячий — холодный»  
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 
«Какое варенье?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. 
«Лови да бросай — цвета называй»  
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Игры направленные на обогащение глагольного словаря.

Игра «Кто может совершать эти движения?» Кто и что — летит, бежит,ходит, плавает, лежит?


Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры: Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.Напримерлетает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.

Подведение итогов.

Прощание.

Обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку играя:

 -самореабилитироваться,

 -самовыразиться,

самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи.  

Игровая терапия - один из методов психологической работы  в данном случае для  расширения словарного запаса ребенка и  использования  возможности игровой деятельности для достижения положительных изменений в интеллектуальном, речевом, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка и его адаптации к образовательному учереждению . Поэтому не случайно психологи рекомендуют использовать такие занятия с детьми в качестве корректирующего и профилактического средства, как своеобразный способ исключения причин эмоционального дискомфорта, трудностях речевого развития и психического нездоровья ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

Мастер-класс «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»

Обогощение словаря дошкольника процесс долгий, требующий концентрации внимания,усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интереснее возможен. Надо взять только в руки веселый , звонк...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.      Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...

КАРТОТЕКА игр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа.

КАРТОТЕКАигр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа....

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...