«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений.

Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Введение

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий

об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений.

Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.

В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.

Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности, т. е. через игру.

Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

А чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».

Психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,  А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.

Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях:

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ, так «Социально-коммуникативное развитие направлено:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка в ст. 31. «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

В последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных подходов в организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

В настоящее время проблема игры стоит перед нами остро, поэтому основной задачей стала задача развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью для выполнения данной задачи мы провели анкетирование педагогов, в результате которого было выявлено ряд проблем. Это проблемы проведения и планирования игровой деятельности, создание предметно-игровой среды, переход на современную организацию сюжетно – ролевых игр.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте определяет развитие всех сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития, приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения: ориентирует ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, в своей полоролевой идентичности. Все это имеет решающее значение в социализации и индивидуализации ребенка.

К сожалению, сегодня сюжетно-ролевая игра претерпела значительные изменения – она уходит из жизни дошкольников. Изменились и условия развития детской игры:

- отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества) как главного условия передачи игрового опыта, привело к разобщению детей, а значит – потере навыков взаимодействия;

- техническая революция значительно снизила речевые контакты - человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером, современными гаджетами;

- социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе.

Следовательно, возникла необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игреОрганизация сюжетно-ролевой игры требует от педагогов огромного мастерства и педагогического такта. Педагоги направляют игру, не разрушая ее, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста испытывают проблемы в развертывании сложных сюжетно-ролевых игр. При анализе образовательного процесса выявились затруднения и у педагогов в организации сюжетно-ролевой игры по теме недели, а именно: педагоги организуют традиционные, привычные сюжетно-ролевые игры, которые не всегда соответствуют календарно-тематическому планированию. Следовательно, у педагогов недостаточный уровень практических умений в организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников – объединение сюжетов игры в соответствии с тематикой недели.

Сюжет – это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжеты детских игр разнообразны:

• игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда);

• игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, почта);

• игры с общественно-политическим сюжетом (война, партизаны, митинг).

Одним из эффективных средств формирования сюжетов игры является совместная игра взрослого с детьми, в которой происходит процесс передачи детям усложняющихся способов построения игры. По мнению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, сюжетно-ролевая игра становится очень разнообразна по своим формам, а именно в жизни старшего дошкольника все большее место начинает занимать режиссерская игра, появляется игра – фантазирование.

Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Проблема: недостаточный уровень владения педагогами современными технологиями организации сюжетно-ролевой игры, а именно объединение сюжетов игры в старшем дошкольном возрасте, потеря навыков взаимодействия детей друг с другом.

Цель: Развитие сюжетно-ролевой игры, направленной на социализацию и индивидуализацию детей дошкольного возраста через игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширить знания и представления педагогов в области развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, совершенствовать совместную сюжетно-ролевую игровую деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка посредством творческого объединение сюжетов игры.

2. Организация взаимодействия разновозрастных групп для естественной передачи игрового опыта.

3. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду групповых помещений в соответствии с ФГОС ДО игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр с учетом комплексно-тематического планирования.

Новизна

Создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).

Предметно-игровая среда способствует развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей.

Повышение педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).

Группы оснащены игровым оборудованием (модулями-основами, вспомогательного материала (поставки для кукол, ширмы, атрибутов ролевой игры (комплекты костюмов-накидок для ролевых игр по профессиям).

Анализ РППС ДОУ показал, что в недостаточной мере выполняется один из принципов организации развивающей предметно-пространственной среды – вариативность, т. е. частичное оснащение в группе разнообразными материалами, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей в игровой деятельности.

Необходимо пополнить и разнообразить игрушками – предметами оперирования для развития сюжетно-ролевой игры в группах старшего дошкольного возраста, привлечь родителей к изготовлению необходимых атрибутов.

Формы работы с детьми:

Экскурсии;

познавательные занятия;

занятия творческой деятельностью;

игровая деятельность;

совместная деятельность;

чтение художественной литературы и беседа по содержанию;

рассматривание иллюстраций, фотографий и просмотр видеозаписей.

Взаимодействие с родителями:

Перед началом работы родители знакомятся с целями, задачами, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.

Родительское участие в реализации поставленных задач:

• помощь в оснащении группы игровым материалом;

• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;

• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми»«Психология режиссерской игры»«Режиссерская игра в жизни дошкольника».

Формы взаимодействия с родителями:

Тематические консультации;

педагогические беседы;

анкетирование родителей;

творческие отчёты (открытые мероприятия);

наглядная информация (фото выставки, групповые газеты, портфолио);

дни открытых дверей.

Ожидаемый результат:

1. Обогащение и расширение словарного запаса;

2. Развитие диалогической и монологической речи;

3. Совершенствование и расширение игровых умений детей;

4. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;

5. Получение знаний о разных профессиях;

6. Ролевое общение.

План работы 

I этап.

 Проектировочный 

Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ с целью определения проблемы организации сюжетно-ролевой игры.

Готовность педагогического коллектива и родителей к реализации по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

Переход в инновационный режим работы.

Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Формирование творческой группы педагогов по реализации темы, подготовка и разработка методических рекомендаций по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Определение места и современной тематики сюжетно-ролевых игр в комплексно-тематическом планировании.

Подбор и систематизация материалов, сюжетно-ролевых игр.

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Обновить игровые зоны, добавить игры современного и регионального содержания

Создать предметно развивающую среду: подбор литературы, иллюстраций

(профессии, приобрести и изготовить с детьми и родителями атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Консультация:

  • «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»
  • Консультация с педагогами на тему «Руководство сюжетно-ролевой игрой»
  • Составление картотеки игр разной направленности и видов деятельности.
  • Составление перспективного плана по организации сюжетно-ролевых игр.

II этап.

Формирующий 

Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий развития сюжетно-ролевой игры.

Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника через организацию сюжетно-ролевой игровой деятельности.

Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения игровой технологии – объединения нескольких сюжетов игры.

Создание банка методических материалов по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.

Разработка методических рекомендаций, составление примерных конспектов по организации сюжетно-ролевых игр.

Проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника и взаимодействия с младшими дошкольниками для естественной передачи игрового опыта.

Распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта по результатам работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в семинарах разного уровня, методических объединениях, мастер-классах, трансляция опыта работы в СМИ.

III этап.

Заключительный этап

Анализ, обобщение и оформление результатов.

Повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством объединения нескольких сюжетов игры.

Дети владеют умением развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, координируя их согласно своему замыслу;

на основе своих знаний об окружающем и игрового опыта, дети изменяют и наполняют содержание игры, увеличивая её длительность;

дети самостоятельно распределяют роли, разрешают конфликтные ситуации в игре;

повышение интереса малоактивных детей к игре, желание брать на себя главные роли.

Оформление аналитических результатов.

Педагогическая диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Оформление стенда «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

Презентация.

Результаты реализации:

1. Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;

2. Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;

3. Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;

4. Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре;

5. Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.

6. Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

7. Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск: Сфера, 2003.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.

4. Гаспарова Е. М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] –

5. Новосёлова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро»// Дошкольное воспитание, 1998. № 4. Жукова Т.

6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.

7. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М., 1990.

8. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности. Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Речевое развитие дошкольников  посредством современных  педагогических технологий в  условиях реализации ФГОС ДО...

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно- ролевых играх»

В этом материале представлен опыт работы по организации предметно-пространственной среды по возрастам  для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в процессесюжетно-ролевых игр...

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно ролевых играх»

Материал содержит методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр...